Государственное регулирование эколого-правового режима недропользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом «О Недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Файлы: 1 файл

kontrol'naya.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

10) выполнение условий,  установленных лицензией или  соглашением о разделе продукции,  своевременное и правильное внесение  платежей за пользование недрами [1].

 

 

 

3 РАЦИОНАЛЬНОЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР

 

3.1 Понятие рационального  использования недр

 

Обеспечение рационального  использования недр является одним  из основных направлений охраны недр. Его суть заключается в научной  обоснованности и оптимальном сочетании потребностей общества и охраны недр. Рационализм здесь проявляется, во-первых, как использование ресурсов недр с максимально возможной экономической выгодой. Во-вторых, с минимально допустимым ущербом недрам, окружающей среде в целом. Таким образом, рациональное недропользование – это оптимальный баланс желания получить максимум прибыли при жестком соблюдении законодательства с целью минимизировать ущерб окружающей среде.

Под рациональным природопользованием  понимается достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны как используемых природных ресурсов, так и окружающей природной среды в целом. Указанный подход позволяет определить рациональное использование и охрану природы как единую задачу, реализуемую при пользовании природными ресурсами без выделения в качестве самостоятельной сферы правового регулирования отношений по их охране.

Понимаемое  в таком ключе соотношение  рационального использования и охраны природы приводит к обоснованию комплексной категории, сочетающей рационализм использования недр с их охраной – природоохранительное использование недр, то есть такое пользование ими, которое будет осуществляться при строгом соблюдении всех установленных законом природоохранных норм и правил. Здесь уместным будет обратить внимание, что применительно к недрам отсутствует вид их использования только с целью восстановления (очистка подземных пространств и др.), как, например, посадка лесов, восстановление плодородия почв. То есть охрана недр без их использования – это запрет их использовать (охрана памятников, запрет застройки).

Законодательство о недрах не содержит нормативного определения  рационального использования недр. Более разработано содержание рационального использования в законодательстве о других природных ресурсах. В статье 285 Гражданского Кодекса указывается в качестве нарушения правил рационального использования земли использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением или если оно приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Согласно пункту 5 Приложения № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России нерациональное использование сельскохозяйственных земель – это экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей природной среды [5].

 

3.2 Основные  требования по рациональному  использованию и охране недр

 

В соответствии с Законом о недрах основными  требованиями по рациональному использованию  и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты  геологического изучения, рационального  комплексного использования и  охраны недр;

3) проведение опережающего  геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной  экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее  полного извлечения из недр  запасов основных и совместно  с ними залегающих полезных  ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых  и оставляемых в недрах запасов  основных и совместно с ними  залегающих полезных ископаемых  и попутных компонентов при  разработке месторождений полезных  ископаемых;

7) охрана месторождений  полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения  недр при проведении работ,  связанных с пользованием недрами,  особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного  порядка консервации и ликвидации  предприятий по добыче полезных  ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной  застройки площадей залегания  полезных ископаемых и соблюдение  установленного порядка использования  этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления  промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования  недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

 

3.3 Специальные  меры, принимаемые с целью рационализации  недропользования

 

Законом о недрах предусмотрены следующие специальные  меры по рационализации недропользования и охраны недр.

Статья 23.3 Закона предусматривает  следующие обязанности недропользователей, осуществляющих первичную переработку минерального сырья:

1) строгое соблюдение  технологических схем переработки  минерального сырья, обеспечивающих  рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов; учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

2) дальнейшее изучение  технологических свойств и состава  минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;

3) наиболее полное использование  продуктов и отходов переработки  (шламов, пылей, сточных вод и  других); складирование, учет и  сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Статья 29 Закона предусматривает Государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в  пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после  проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение государственной  экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения  при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические  материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической  информации о предоставляемых в  пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляют федеральный орган управления государственным фондом недр и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче ведется Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

С целью учета состояния  минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Статья 33 Закона предусматривает охрану участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.

В случае обнаружения при  пользовании недрами редких геологических  и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических  и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.

Еще одной мерой  по рационализации недропользования является вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого.

Лица, выявившие  признаки месторождения полезного  ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического  или иного образования, представляющего  научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право на поощрительное денежное вознаграждение.

Лица, открывшие и (или) разведавшие  имеющее промышленную ценность, неизвестное  ранее месторождение, а также  выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, также имеют право на государственное денежное вознаграждение [1].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Радикальная реформа  пользования недрами в условиях перехода к рыночным отношениям заключается в стимулировании добывающих предприятии к рациональному использованию всех природных ресурсов.

Основным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим взаимоотношениям качественно нового содержания. Ограниченность и невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии, сбережения при их эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе производства. Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам.

Таким образом, рациональное использование недр заключается в:

а) получении максимально возможной  прибыли. Рациональное недропользование предполагает материальную заинтересованность пользователя в именно рациональном использовании, то есть по-хозяйски разумно. Этот аспект очень важен в условиях рынка, платного использования недр.

б) комплексности использования  недр – не только в плане использования  собственно ресурсов недр, но шире, в  плане сочетания видов использования  недр и других природных ресурсов;

в) недопущении вреда недрам, окружающей среде.

За последние годы государство  сильно продвинулось в преодолении  общего несовершенства экологического законодательства, в частности, перенасыщенности отсылочными нормами, несогласованности между актами и нормами, нечетких формулировок норм, дающих возможность разночтений и свободного толкования. Было проведено более  четкое разграничение полномочий между различными федеральными органами исполнительной власти, между различными уровнями государственной власти РФ.

Информация о работе Государственное регулирование эколого-правового режима недропользования