Государственное регулирование эколого-правового режима недропользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

В соответствии с Федеральным законом «О Недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Файлы: 1 файл

kontrol'naya.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

ж) сохранность разведочных  горных выработок и скважин, геологической  и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые  могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

з) соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

и) выполнение установленных  в соответствующих разрешениях  условий создания, эксплуатации и  использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет во взаимодействии с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки на государственный баланс и списания с государственного баланса запасов полезных ископаемых;

б) предотвращение самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

в) ликвидация в  установленном порядке разведочных  горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  осуществляют государственный геологический  контроль по следующим вопросам:

а) соблюдение требований законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах полномочий по регулированию  отношений недропользования на своих  территориях;

б) геологическое изучение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;

в) достоверность геологической  информации, полученной за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации, а также материалов, положенных в  основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

г) выполнение условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения [3].

 

2.2 Компетенция различных  уровней власти РФ в сфере  регулирования отношений недропользования

 

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о  недрах в компетенцию федеральных органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят:

    • разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,
    • определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ,
    • установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,
    • создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств,
    • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность,
    • определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
    • составление государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр,
    • распоряжение недрами континентального шельфа РФ,
    • введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,
    • распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,
    • установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах, а также утверждение соглашений на условиях раздела продукции,
    • координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами,
    • защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ,
    • разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ,
    • заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр,
    • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения.

Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих территориях в нее входит:

    • принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;
    • участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;
    • разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
    • создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,
    • участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или опасность;
    • составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    • распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;
    • установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
    • защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
    • регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования. Так, в их компетенцию входит:

    • участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,
    • развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности,
    • предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождении общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружении местного значения,
    • приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений Закона,
    • контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых [1].

 

2.3 Основания  возникновения права пользования  участками недр

 

В соответствии со статьей 10 Закона основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства  Российской Федерации, принятое:

по результатам  конкурса или аукциона, для целей  разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских  вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим  работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

для целей захоронения  радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких  отходов;

2) решение федерального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

3) решение федерального  органа управления государственным  фондом недр или его территориального органа для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

4) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

для целей добычи подземных  вод, используемых для питьевого  водоснабжения населения или  технологического обеспечения водой  объектов промышленности;

для целей строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

для целей строительства  нефте- и газохранилищ в пластах  горных пород и эксплуатации таких  нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;

для образования особо  охраняемых геологических объектов;

5) решение конкурсной  или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

6) решение органа исполнительной  власти субъекта Российской Федерации,  согласованное с федеральным  органом управления государственным  фондом недр или его территориальным органом, для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

7) решение уполномоченных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  в соответствии с законодательством  субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

8) случаи перехода права  пользования участками недр в  соответствии с основаниями, установленными  федеральными законами, регулирующими  отношения недропользования;

 

2.4 Лицензирование недропользования

 

Предоставление  недр в пользование оформляется  специальным государственным разрешением  в виде лицензии, включающей установленной  формы бланк с Государственным  гербом Российской Федерации, а также  текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца  на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной  в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Информация о работе Государственное регулирование эколого-правового режима недропользования