Эколого-правовые основы технического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 02:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть правовые основы технического регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики технического регулирования;
- рассмотреть эколого-правовые основы технического регулирования, а именно: технологические регламенты, стандартизация, лицензирование, сертификация.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные характеристики технического регулирования 4
2. Эколого-правовые основы технического регулирования 6
2.1. Технологические регламенты 6
2.2 Экологическая стандартизация 7
2.3 Экологическое лицензирование 8
2.4 Правовые основы экологической сертификации 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе хозяйственной деятельности человек оказывает колоссальное воздействие на природную среду, которое в большинстве случаев имеет негативный характер и приводит к отрицательным последствиям для окружающей среды и, в конечном счете, для самого человека. Причем это воздействие выражается не только в поступлении в природную среду вредных веществ, но и в извлечении из нее природных ресурсов (лес, вода, минеральные ресурсы) в огромных количествах.

  Определение разумных  пределов воздействия на природную  среду является проблемой, без  решения которой невозможно устойчивое  развитие, о котором так много говорят в последние годы ученые, политики, представители неправительственных кругов и заинтересованной общественности. Достижению указанной цели и призван служить такой важнейший институт экологического права, как экологическое нормирование.

В экологическом праве под экологическим нормированием понимают разработку и установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов, регламентов, стандартизации, сертификации и других аспектов, которые в равной степени раскрывают сущность правовых основ технического регулирования, что обуславливает актуальность данной темы.

Цель данной работы: раскрыть правовые основы технического регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные характеристики технического регулирования;

- рассмотреть эколого-правовые основы технического регулирования, а именно: технологические регламенты, стандартизация, лицензирование, сертификация.

 

1. Понятие и основные характеристики технического регулирования

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В содержании технического регулирования можно выделить два основных экологически значимых элемента:

- установление, применение  и исполнение требований ко  всем стадиям обращения с экологически  значимой продукцией, а также  выполнения работ и услуг;

- оценку их соответствия.

При этом выделяется два вида требований в зависимости от их юридической силы: обязательные и добровольные.

Техническое регулирование, в целом закреплено в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Цели и задачи технического регулирования более широкие, нежели обеспечение охраны окружающей среды и защиты экологических интересов общества. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности продукции, работ и услуг. Под безопасностью продукции, работ и услуг понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Для достижения целей экологического права техническое регулирование важно в той степени, в какой создание и использование разнообразной продукции может оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Речь идет, к примеру, о такой продукции, как автомобили, другие транспортные средства, оборудование буровых установок, агрохимические средства (минеральные удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйствах) и т.п.

На современном этапе техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил  установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и  утилизации, выполнению работ или  оказанию услуг;

- соответствия технического  регулирования уровню развития  национальной экономики, развития  материально-технической базы, а  также уровню научно-технического  развития;

- независимости органов  по аккредитации, органов по сертификации  от изготовителей, продавцов, исполнителей  и приобретателей;

- единой системы и правил  аккредитации;

- единства правил и  методов исследований (испытаний) и  измерений при проведении процедур  обязательной оценки соответствия;

- единства применения  требований технических регламентов  независимо от видов или особенностей  сделок;

- недопустимости ограничения  конкуренции при осуществлении  аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения  полномочий органа государственного  контроля (надзора) и органа по  сертификации;

- недопустимости совмещения  одним органом полномочий на  аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного  финансирования государственного  контроля (надзора) за соблюдением  требований технических регламентов.1

 

2. Эколого-правовые основы технического регулирования

2.1. Технологические регламенты

Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, ратифицированным Российским государством в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В Законе прямо предусматривается исключительный перечень целей принятия технических регламентов. Ими являются:

- защита жизни или здоровья  граждан, имущества физических или  юридических лиц, государственного  или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных  и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Для достижения целей технического регулирования важное значение имеет вопрос о содержании технических регламентов. С учетом степени риска причинения вреда той или другой продукцией (работами) в технических регламентах должны устанавливаться минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности:

- безопасность излучений;

- биологическую безопасность;

- взрывобезопасность;

- механическую безопасность;

- пожарную безопасность;

- безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

- термическую безопасность;

- химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- радиационную безопасность населения;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений.2

С учетом степени риска причинения вреда в технических регламентах могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). К примеру, такие требования могут быть установлены применительно к обращению с экологически опасными химическими веществами - агрохимикатами и др.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

2.2 Экологическая  стандартизация

Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности  жизни или здоровья граждан, имущества  физических или юридических лиц, государственного или муниципального  имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья  животных и растений и содействия  соблюдению требований технических  регламентов;

- повышения уровня безопасности  объектов с учетом риска возникновения  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического  прогресса;

- повышения конкурентоспособности  продукции, работ, услуг;

- рационального использования  ресурсов;

- технической и информационной  совместимости;

- сопоставимости результатов  исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических  данных;

- взаимозаменяемости продукции.

- стандарты организаций.

Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган. В настоящее время это Государственный комитет РФ по стандартизации.

2.3 Экологическое  лицензирование

Лицензирование является одним из основных и широко распространенных административно-правовых инструментов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ устанавливает, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, причем перечень этих видов деятельности устанавливается федеральными законами.3

В литературе по экологическому праву под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

  Государственная система  экологического страхования представляет собой единый порядок предоставления лицензий на виды деятельности, связанные с воздействием на природу, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. В зависимости от объекта лицензирования, различают лицензии на использование природных ресурсов (природоресурсные лицензии), лицензии, дающие право их владельцам на оказание вредного воздействия на окружающую среду (выбросы, сбросы вредных веществ в окружающую среду) и лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды (например, экологический аудит) либо непосредственно не связанных с воздействием на окружающую среду, но могущих причинить ей вред (такие, как транспортировка опасных отходов, деятельность по хранению нефти и т.д.).4

2.4 Правовые основы  экологической сертификации

Экологическая сертификация представляет собой новое направление природоохранной деятельности в Российской Федерации.

Экологическую сертификацию можно определить как деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг предъявляемым к ним экологическим требованиям, установленным в законодательстве.

  Федеральный закон  «Об охране окружающей среды» (ст. 31) установил, что целью экологической сертификации является обеспечение экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

  Экологическая сертификация  способствует решению следующих  задач:

–  предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждение причинения вреда природной среде;

–   внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

–   производство экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышение ее качества и конкурентоспособности;

– создание условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;

–   предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг.

Экологическая сертификация проводится в России в двух формах: обязательной и добровольной.

  Проведение обязательной  экологической сертификации означает, что государство берет на себя защиту общественных интересов, связанных с обеспечением экологических интересов населения и охраны окружающей природной среды, рационального использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и в других предусмотренных законодательством случаях.

     Добровольная  экологическая сертификация  по инициативе заявителя – природопользователя или юридического лица, выполняющего распорядительные функции в области использования природных ресурсов, на основе договора между органом по сертификации и заявителем.5

Заключение

В ход работы были достигнуты поставленные задачи.

Цель экологической функции правовых основ состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами технического регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Наука экология занимает все более твердую позицию в жизни человечества. И это понятно – люди уже достаточно внесли свой вклад в разрушение планеты и если перестать этот процесс контролировать, то он приведет человечество к гибели. Поэтому необходимо внедрять экологические знания и связанные с ними ограничения практически во все сферы деятельности людей. Экологическая сертификация, стандартизация, лицензирование, а также регламенты являются подобной процедурой. В результате принятия их в нашей стране и во всем мире мы не только избежим многих опасностей, связанных с ухудшением здоровья отдельных людей, но и не позволим себе портить окружающую среду, в которой живем не только мы. И в которой все взаимосвязано.

Информация о работе Эколого-правовые основы технического регулирования