Исполнительное производство в хозяйственном суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Безусловно, что эта задача реализуется главным образом в решении хозяйственного суда. В идеале законное и обоснованное судебное решение и является целью, вершиной правосудия. В действительности же, выиграть в судебной тяжбе - это только половина дела, так как разрешение судьей спора вовсе не означает, что справедливость окончательно восстановлена. Необходимо также, чтобы принятое решение было воплощено в жизнь.
Поэтому еще одним приоритетным направлением деятельности суда является исполнение судебных и иных актов.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 5 курсисполнительное производство в хозсуде.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Закон защищает  права  и  законные интересы как взыскателя, так и должника, которые должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Все равны перед законом  и имеют право на равную защиту прав и законных интересов /1, с. 53/.

Стороны вправе участвовать  в исполнительном производстве через своих представителей, которые допускаются на основании надлежаще оформленной доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя, предусмотренного статьей 76 Хозяйственного процессуального Кодекса Республики Беларусь. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Представляется, следовало бы законодательно закрепить требование о том, что должник не вправе действовать через представителя, если по исполнительному документу на должника возложена обязанность, которую он может исполнить только лично.

Взыскатель вправе требовать  принудительного исполнения. Это  право реализуется путем подачи в хозяйственный суд письменного  заявления взыскателя с приложением  надлежаще оформленного исполнительного документа, на основании которых в трехдневный срок со дня их поступления судебным исполнителем возбуждается исполнительное производство путем вынесения соответствующего  постановления /31,с.216/. При этом судебный исполнитель в силу статьи 356 Хозяйственного процессуального Кодекса Республики Беларусь проверяет правильность оформления исполнительного документа, наличие права на принудительное исполнение и соблюдение порядка его осуществления. А в соответствии со ст.356 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь постановление судебного исполнителя о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано сторонами в суд в течение десятидневного  срока со дня его получения. Это является гарантией законности в исполнительном производстве /21, с. 164/.

В случае утраты подлинника приказа хозяйственного суда взыскателю гарантируется возможность обращения  за принудительным исполнением  с  дубликатом приказа, порядок выдачи которого установлен в статье 332 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Праву взыскателя предъявить документ к исполнению соответствует  право должника на извещение его, как и взыскателя, о возбуждении  исполнительного производства. Кроме того, должник наделен правом на добровольное исполнение, для реализации которого до начала принудительного исполнения должнику направляется предложением добровольно исполнить судебный акт в срок, указанный в судебном акте или определенный законодательным актом. Если срок исполнения не указан, судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения судебного акта. После истечения срока на добровольное исполнение законом предусмотрено принудительное исполнение.

Право на добровольное исполнение - одно из существенных прав должника. Добровольное исполнение судебных и иных актов, подлежащих исполнению, соответствует как интересам взыскателя (исполнение осуществляется быстрее), так и должника (который не несет при этом судебных расходов) /13, с.403/.

В целях гарантии соблюдения прав участников исполнительного производства законодательством предусмотрен отвод  судебного исполнителя. Согласно статье 344 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь судебный исполнитель не может участвовать в исполнении решения и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. Отвод судебному исполнителю должен быть мотивирован и допускается на любой стадии исполнительного производства, когда сторонам стало известно об имеющихся основаниях для этого. Вопрос об отводе решается судьей соответствующего хозяйственного суда в судебном заседании с извещением сторон и вызовом судебного исполнителя, неявка которых не является препятствием для разрешения вопроса об отводе. По результатам рассмотрения выносится определение, которое может быть обжаловано в кассационном порядке /32, с.211/.

Одной из гарантий обеспечения законности в исполнительном производстве служит право на обжалование сторонами выносимых судебным исполнителем процессуальных актов (постановлений) и действий судебного исполнителя по исполнению или отказу в исполнении. В частности, статьей 346 Хозяйственного процессуального Кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что могут быть обжалованы  в хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель, постановления по вопросам возбуждения исполнительного производства, возвращения исполнительного документа без исполнения, отложения исполнительных действий, приостановлении и прекращении исполнительного производства. Срок обжалования составляет десять дней со дня получения постановления, а в случаях его вынесения при участии сторон или прокурора - в тот же срок со дня его объявления. Однако  статья 346 Хозяйственного процессуального Кодекса Республики Беларусь не указывает, какие действия могут быть обжалованы (опротестованы прокурором). Представляется, что к ним относятся исполнительные действия, которые противоречат закону и являются неправомерными. Жалобы и протесты на действия судебного исполнителя подаются в хозяйственный суд, при котором он состоит, в течение десяти дней со дня совершения данных действий или отказа в их совершении, либо со дня, когда указанным лицам, не извещенным о времени и месте совершения действий, стало о них известно. Жалобы и протесты на действия судебного исполнителя рассматриваются в судебном заседании с уведомлением сторон и прокурора, принесшего протест, неявка которых не препятствует рассмотрению жалобы (протеста). Хозяйственный суд может обязать судебного исполнителя совершить действие, входящее в его компетенцию, или разрешить вопрос по существу. Определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя может быть обжаловано в аппеляционном порядке.

 

1.2 Основания  исполнения и исполнительные  документы

 

Хозяйственные суды обеспечивают исполнение решений, определений и  постановлений хозяйственных судов, а в случаях, предусмотренных  законодательством, актов иных органов и должностных лиц. Исполнительными документами являются:

1) приказы хозяйственных  судов, выдаваемые на основании  решений, определений, постановлений;

2) определения о судебном  приказе;

3) исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республика Беларусь;

4) решения третейских  судов Республики Беларусь;

5) решения иностранных  и международных арбитражных  (третейских) судов;

6) постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (финансовых) взысканий;

7) иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению хозяйственными судами.

Наиболее распространенным в хозяйственном процессе исполнительным документом является приказ хозяйственного суда, который выдается на основании решений, определений и постановлений хозяйственных судов, за исключением определений о судебном приказе.

В приказе хозяйственного суда должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного  суда, выдавшего приказ;

2) дело или иной  акт, по которому выдан приказ, и его номер;

3) дата принятия судебного  акта;

4) имя (наименование) взыскателя  и должника, их почтовые адреса;

5) резолютивная часть  судебного акта;

6) дата вступления  судебного акта в законную  силу;

7) дата выдачи приказа  и срок его действия.

Приказ хозяйственного суда, а также определение о  судебном приказе  могут быть предъявлены  к исполнению не позднее шести  месяцев со дня вступления судебного  акта в законную силу, или окончания  срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа, определения о судебном приказе к исполнению.

Течение срока давности  для предъявления исполнительных документов к исполнению приостанавливается при наличии оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь для приостановления сроков исковой давности. Основаниями для приостановления течения срока исковой давности, а, следовательно, и сроков давности для предъявления исполнительных документов являются:

1) если предъявлению  иска препятствовало чрезвычайное  и непреодолимое при данных  условиях обстоятельство (непреодолимая  сила);

2) если стороны находятся  в составе вооруженных сил  переведенных на военное положение;

3) в силу установленной  Правительством Республики Беларусь  отсрочки исполнения (мораторий);

4) в силу приостановления  действия закона или иного  правового акта, регулирующего соответствующие  отношения. 

Срок давности для  предъявления исполнительных документов к исполнению прерывается предъявлением их к исполнению, если иное не установлено законодательством. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый шестимесячный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня его возвращения. После перерыва течение срока давности начинается вновь, причем истекшее перед этим время не засчитывается в новый срок. В случае возвращения исполнительного документа, по которому не было произведено взыскание полностью или частично, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения взыскателю.

При пропуске срока для  предъявления исполнительного документа  к исполнению по причинам, признанным хозяйственным судом уважительными, пропущенный срок может быть им восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в хозяйственный суд, принявший судебный акт, или в хозяйственный суд, выдавший приказ. Заявление рассматривается в заседании хозяйственного суда с извещением взыскателя и должника заказным письмом с уведомлением о вручении, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику.

 Исполнение по исполнительным  документам производится судебными   исполнителями хозяйственного суда, в районе деятельности которого  должник находится, проживает  или осуществляет хозяйственную  деятельность или по месту  нахождения его имущества. Судебный исполнитель обладает правом принудительного исполнения, от его действий во многом зависит объективное и законное исполнение, охрана прав сторон. На судебного исполнителя возлагается обязанность принимать меры к оперативному и реальному исполнению исполнительного документа, использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемлений прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

 

1.3 Порядок производства исполнительных действий

 

Порядок возбуждения  исполнительного производства определен  Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Исполнительное производство возбуждается судебным исполнителем на основании письменного заявления  взыскателя и надлежащим образом оформленного исполнительного документа, после проверки правильности оформления исполнительного документа, наличия права на принудительное исполнение и соблюдения порядка его осуществления не позднее трех дней с момента поступления данных документов в хозяйственный суд. В связи с тем, что Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь не установлено содержание заявления о возбуждении исполнительного производства Инструкция установила, что в заявлении должны быть указаны сведения об юридическом адресе, расчетных счетах должника, месте нахождения имущества должника, если взыскатель располагает такими сведениями, а также юридическом и почтовом адресах и расчетном счете взыскателя, на который необходимо будет перечислять взыскиваемые суммы, номере предъявляемого к исполнению исполнительного документа, сумме, подлежащей взысканию по нему, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались на стадии процесса.

Инструкцией также установлено, что в качестве заявления взыскателя может быть копия ходатайства взыскателя о признании и приведении в исполнение решения третейского суда  Республики Беларусь, решения иностранного суда, международного арбитражного (третейского) суда при условии, если данная копия передается судьей для исполнения судебному исполнителю вместе с определением хозяйственного суда о признании и приведении в исполнение решения и приказом, выданном на основании данного определения.

Надлежащим образом  оформленным исполнительным документом хозяйственного суда может считаться приказ, определение о судебном приказе, содержание которых отвечает предъявленным требованиям. В связи с тем, что в настоящее время Законом Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации» от  13 июня 2002 года № 109-З данное Соглашение ратифицировано, и в соответствии с Соглашением исполнительный документ арбитражного суда Российской Федерации на взыскание денежных средств может быть предъявлен к исполнению непосредственно судебному исполнителю хозяйственного суда Республики Беларусь. Поэтому судебному исполнителю хозяйственного суда и должнику необходимо знать, что должен содержать исполнительный документ арбитражного суда Российской Федерации.

Информация о работе Исполнительное производство в хозяйственном суде