Участники исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового положения участников исполнительного производства по действующему законодательству.
Задачами работы является:
1) раскрыть понятие и состав субъектов исполнительного производства;
2) рассмотреть правовой статус лиц, участвующих в деле, как субъектов исполнительного производства;
3) охарактеризовать права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Субъекты исполнительного производства
1.1 Понятие и состав субъектов исполнительного производства
1.2 Лица, участвующие в деле, как субъекты исполнительного производства

Файлы: 1 файл

Участники исполнительного производства.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)

      Казахский Государственный  университет имени Аль-Фараби

 

 

                Реферат

 

     На тему:  Участники исполнительного производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Выполнил: студент 2 курса специальности  «Юриспруденция»

                     Бисалиев Руслан Рустемович

 

 

                                           

 

                                            Алматы 2013 г

Оглавление

Введение

Глава 1. Субъекты исполнительного производства

1.1 Понятие  и состав субъектов исполнительного  производства

1.2 Лица, участвующие  в деле, как субъекты исполнительного  производства

 

 

Эффективность судебной защиты, а также защиты прав, осуществляемой иными юрисдикционными органами, во многом зависит от обеспечения  реального исполнения решений и  постановлений иных органов. Существовавшее в этой области законодательство, в первую очередь ГПК РК, страдало многими недостатками.

Необходимость по-новому урегулировать  исполнительное производство на основе равенства защиты всех форм собственности, усиления ответственности за невыполнение судебных решений и других актов  юрисдикционных органов была очевидна. В 2010 г. был принят и вступил в действие Закон об исполнительном производстве и статусе суде (далее - Закон). Принятие нового закона об исполнительном производстве в значительной мере объясняется тем, что по правилам исполнительного производства исполняются не только судебные акты, но и постановления ряда других органов.

Законопроект направлен  на совершенствование правового  регулирования отношений, возникающих  в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов специально уполномоченных органов, и содержит новеллы, которые позволят значительно  повысить эффективность принудительного  исполнения судебных и иных актов.

Состав приведенного законодателем  перечня лиц неоднороден, критерий отнесения к нему не определен. При  этом содержание самого понятия "лица, участвующие в исполнительном производстве" не раскрыто.

Такое нечеткое использование  и применение понятия "лица, участвующие  в исполнительном производстве" к лицам (гражданам, организациям) может  создать определенные трудности  при решении вопросов об определении  правового статуса лица, каким-либо образом причастного к исполнительному  производству и пожелавшему участвовать  в нем.

Всех указанных лиц, участвующих  в исполнительном производстве, законодатель объединил в одну общую группу как юридически заинтересованных, так и участвующих в исполнительном производстве по разным основаниям и для достижения различных целей, а потому и имеющих различный правовой статус (неодинаковые полномочия и различные права и обязанности).

Термин "лица, участвующие  в исполнительном производстве" в данном случае также не совсем удачен и требует пояснения. Термин "участники исполнительного производства" является более понятным и отвечающим правовому положению граждан, организаций  и объединений, выполняющих ту или  иную функцию в исполнительном производстве.

Объектом реферата является совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение участников исполнительного производства.

Предмет исследования включает в себя законодательство Республики Казахстан об исполнительном производстве, устанавливающее правовой статус участников исполнительного производства, а также гражданское процессуальное законодательство, регулирующее вопросы участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления в процессе.

Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового  положения участников исполнительного  производства по действующему законодательству.

Задачами работы является:

1) раскрыть понятие и состав субъектов исполнительного производства;

2) рассмотреть правовой  статус лиц, участвующих в деле, как субъектов исполнительного производства;

3) охарактеризовать права  и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве;

4) проанализировать функции  лиц, участвующих в исполнительном производстве;

5) исследовать возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления  в исполнительном производстве.

Исследование проводилось  на основе диалектико-материалистической методологии, в рамках которой применялись  логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический методы познания.

Структура работы соответствует  целям и задачам, поставленным перед  ней. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Субъекты исполнительного производства

1.1 Понятие и состав субъектов  исполнительного производства

 

Все участники гражданского исполнительного права являются субъектами гражданских исполнительных правоотношений, возникающих в связи  с его исполнением.

Субъект права в юридической  литературе справедливо рассматривается  как одно из основных юридических  понятий1. В этой связи под субъектами права понимаются индивиды, организации, общественные образования, которые в силу юридических норм могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей2. Под субъектом права понимается лицо, за которым государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей3.

Понятие субъектов гражданского исполнительного права намного  шире понятия субъектов исполнительного  производства, поскольку в него включаются все участники по любому делу, которое  принудительно исполняется.

Субъекты исполнительного  производства - граждане, организации  и должностные лица, принимающие  участие в процессе принудительного  исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов4.

Субъекты гражданского исполнительного  права - это все участники принудительного  исполнения конкретного исполнительного  документа, вынесенного по решению  юрисдикционного органа. Субъекты гражданского исполнительного права занимают различное правовое положение, наделены разным объемом прав и обязанностей, поэтому по своим правомочиям, по характеру заинтересованности в  исполнении разделяются на группы. Субъекты гражданского исполнительного  права - физические и юридические  лица, участвующие в порядке исполнения юрисдикционных актов.

Современная юридическая  научная мысль под "системой субъектов" понимает классификацию субъектов  по различным основаниям. При этом лишь часть авторов привязывает "систему субъектов" к предмету регулирования, указывает на "взаимосвязь  и координацию" внутри "системы  субъектов" и тем самым не отождествляет  данное понятие с "классификацией субъектов". Однако, несмотря на имеющиеся  доктринальные положения, необходимо констатировать факт отсутствия четкого  определения понятия "система  субъектов" права в отечественной  правовой науке.

На наш взгляд, данный пробел может быть устранен посредством  раскрытия в филологическом смысле значения слова "система". В современном  русском языке слово "система" имеет ряд значений, в частности, С.И. Ожеговым выделяются следующие: 1. Определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в  действиях. 2. Форма организации чего-нибудь. 3. Нечто целое, представляющее собой  единство закономерно расположенных  и находящихся во взаимной связи  частей5. Применительно к теме нашего исследования наиболее предпочтительным является третье значение. Так, система субъектов права представляет собой единство в рамках той или иной отрасли права определенных групп - носителей прав и обязанностей, находящихся во взаимной связи между собой посредством участия в конкретных правоотношениях. Как видно из определения, понятие "система субъектов" предполагает классификацию субъектов по группам, но лишь одной классификацией не ограничивается, а предполагает взаимосвязь субъектов в рамках определенной отрасли права, объективизированной в участии в общественных отношениях, подпадающих под предмет регулирующего воздействия отрасли права.

Анализ правовой категории "система субъектов" позволяет  заключить, что в данное определение  входит: классификация субъектов  по группам, а внутри группы существуют определенные виды субъектов. Тем самым, когда мы ведем речь о "классификации  субъектов", имеем в виду группу субъектов в системе субъектов  той или иной отрасли. Когда же речь идет о "видах субъекта", подразумеваются  субъекты той или иной отрасли  в системе субъектов без привязки к той или иной классификационной  группе.

Среди ученых-правоведов, занимающихся изучением исполнительного производства, нет единого подхода к определению "системы субъектов", и как  следствие, авторами предлагаются различные  классификации субъектов исполнительного  процессуального права. Так, В.М. Шерстюк  всех участников исполнительного производства, в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов, предлагает классифицировать на четыре группы:

- органы принудительного  исполнения. К их числу автор  относит службу судебных приставов  и службу судебных приставов  органов юстиции субъекта РФ;

- суд (судья), полномочия  которого в исполнительном производстве  можно свести к четырем группам: 1) полномочия, связанные с выдачей  исполнительных документов; 2) полномочия, связанные с движением исполнительного  производства; 3) полномочия, предоставленные  суду для исправления выявленных  при исполнении недостатков собственного  решения; 4) полномочия по контролю  за деятельностью пристава-исполнителя;

- стороны - взыскатель  и должник. Они как лица, материально  заинтересованные в результате  исполнительных действий, наделяются  распорядительными правами, связанными с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства;

- другие участники исполнительного  производства - переводчик, понятой,  специалист. Их функции заключаются  в оказании содействия органам  принудительного исполнения и  сторонам в достижении цели  исполнительного производства - реальном  восстановлении нарушенных или  оспоренных прав6.

П.П. Заворотько в рамках исполнительного производства выделяет пять групп субъектов:

- лица, наделенные властными  функциями, т.е. органы исполнения - суд и судебный исполнитель;

- лица, участвующие в исполнении;

- лица, которые по предписанию  закона обязаны содействовать  судебному исполнению;

- лица, удерживающие имущество  должника на законных основаниях;

- лица, имущественные права  которых затрагиваются или нарушаются  судебным исполнителем7.

А.А. Максуров выделяет три  группы субъектов: а) органы и организации, исполняющие требования судебных актов  и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия (налоговые  органы, банки и иные кредитные  организации); б) лица и организации, непосредственно способствующие совершению исполнительных действий (переводчик, специалист, понятые, сотрудники милиции); в) факультативная группа - участники  гражданского исполнительного правоотношения, которые могут появиться в  зависимости от характера требований исполнительного документа8. В.В. Ярков выделяет четыре большие группы субъектов исполнительного производства:

1. Органы принудительного  исполнения в лице судебных  приставов-исполнителей и в целом  всей службы судебных приставов  в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства.

2. Суд как участник  исполнительного производства. Участие  суда в исполнительном производстве  может быть сведено в основном  к следующему: во-первых, на суд  возлагается разрешение вопросов  об обеспечении иска как гарантии  будущего исполнения его решения;  во-вторых, судебные приставы-исполнители  исполняют ту часть решения,  которая называется резолютивной, она впоследствии переносится  в исполнительный лист; в-третьих,  в компетенции суда осталось  решение ряда существенных вопросов, в частности выдача исполнительного  листа; в-четвертых, суд осуществляет  контроль за действиями и постановлениями  судебного пристава-исполнителя  и старшего судебного пристава.

3. Лица, участвующие в  исполнительном производстве. К  их числу относятся стороны  исполнительного производства - взыскатель  и должник и их представители.

4. Лица, содействующие совершению  исполнительных действий (налоговые  органы, банки, учреждения юстиции,  переводчики, понятые, специалисты  и т.д.)9.

Выделяя ряд особенностей системы исполнительного производства, В.Ф. Кузнецов ограничивается лишь перечислением  субъектов исполнительного производства, в состав которых включает:  субъекты РК, муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные муниципальные образования), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РК, судебных приставов-исполнителей, судебных приставов субъектов РК, взыскателя, должника, органы прокуратуры, налоговые органы, банки и иные кредитные учреждения, оценщика, риелтора, регистратора, органы опеки и попечительства и др.10 И.В. Решетникова предлагает разделить субъекты исполнительного производства на три группы:

Информация о работе Участники исполнительного производства