Виды, основания и классификация налоговых правонарушений и предусмотренная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:18, реферат

Описание работы

Действия налогоплательщика направленные на сокращение отчислений в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Главным стремлением государства в этом случае является защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Попытки налогоплательщиков, снизить налоговое бремя, сталкиваются с активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов внутренних дел и др.).

Файлы: 1 файл

voiknp.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

     Так, ФАС СЗО в Постановлении от 03.03.2008 № А42-4598/2007 пришел к выводу, что объективной стороной состава правонарушения, квалифицируемого по статье 117 НК РФ, является ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Исходя из этого, пунктом 2 статьи 117 НК РФ предусмотрен минимальный размер штрафа - 40 000 руб., не зависящий от наличия и размера дохода в период деятельности без постановки на учет.

     Таким образом, пункт 2 статьи 117 НК РФ предусматривает  ответственность за ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней независимо от наличия или отсутствия дохода от этой деятельности и причины непостановки на учет.

     При этом ФАС СКО в Постановлении  от 27.02.2007 № Ф08-32/2007-10А отметил, что для привлечения к налоговой ответственности необходимо наличие созданного организацией обособленного подразделения и осуществление деятельности, направленной на получение дохода данным обособленным подразделением (Постановление ФАС ЗСО от 07.03.2006 № Ф04-976/2006(20287-А81-32)).

     Таким образом, приходим к выводу о правомерности  привлечения налогоплательщика  к ответственности за ведение  организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней независимо от наличия или отсутствия дохода от этой деятельности и причины непостановки на учет.

     Внимание!

     В силу пункта 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения  организациями предусматривает  освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций.

     Однако  применение упрощенной системы налогообложения  организацией, уклонявшейся от постановки на учет в налоговом органе, не влияет на порядок расчета штрафа по статье 117 НК РФ, который рассчитывается в процентном отношении от прибыли, полученной налогоплательщиком за период деятельности без постановки на учет, исчисленной в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

     Привлечение организации к ответственности  за правонарушение, предусмотренное  статьей 117 НК РФ, не освобождает ее от обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации (расчета) за период деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

     В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять  законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

     На  основании подпункта 8 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

     На  это обратил внимание Минфин России в письме от 26.11.2008 № 03-02-07/1-477. 

     Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке 

     Налогоплательщик  обязан информировать налоговый  орган об открытии или закрыли  счета в банке (абзац 2 пункта 2 статьи 23 НК РФ). Это нужно сделать в  течение 7 дней. Если этот срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со статьей 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит пять тысяч рублей за каждый факт не сообщения сведений.

     ФНС России Приказом от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ утвердила  форму № С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)".

     Согласно  статье 11 НК РФ под счетами (счетом) в целях НК РФ понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского  счета, на которые зачисляются и  с которых могут расходоваться  денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

     Пунктом 1 статьи 845 ГК РФ закреплено, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять  поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

     В соответствии с пунктами 1.12 и 2.5 Положения ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", банковский счет, по которому клиент совершает операции, связанные с его хозяйственной деятельностью, с использованием расчетной (дебетовой) карты, открывается на основании договора банковского счета.

     Обратите  внимание, что депозитные и транзитные валютные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 НК РФ, эти счета не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое использование.

     Клиринговый счет может использоваться как расчетный, если из содержания договора о расчетно-клиринговом  обслуживании следует, что он предусматривает  осуществление не только клиринговых расчетов, но и любых расчетов в пользу третьих лиц (в том числе текущих расходных операций).

     Ссудный счет банк открывает заемщику при  осуществлении кредитования на основании  кредитного договора, который служит для отражения задолженности заемщика банку по выданным ссудам и является способом бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей.

     Учитывая  вышеизложенное, ссудные счета не обладают признаками счета, определенными  пунктом 2 статьи 11 НК РФ, поскольку  открываются банком на основании кредитного договора, соответственно, расчеты (зачисление или расходование денежных средств) с ссудного счета не осуществляются.

     Актуальная  проблема.

     На  практике определенные сложности вызывает ситуация, когда организация имеет  обособленное подразделение и данному подразделению открывается счет в банке. Налоговые органы привлекают организацию к налоговой ответственности по статье 118 НК РФ, если сообщение об открытии счета в банке направляется по месту нахождения обособленного подразделения, указывая, что в данной ситуации сообщение об открытии счета в банке должно быть направлено по месту нахождения организации.

     Согласно  пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.

     При этом обязанность налогоплательщика сообщить сведения об открытии и закрытии счетов в банке в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений НК РФ не установлена.

     Пунктом 1 статьи 118 НК РФ установлена ответственность  за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета.

     Таким образом, налогоплательщик-организация  обязан письменно сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках, в том  числе открытых обособленным подразделениям, только в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика-организации. В случае нарушения налогоплательщиком-организацией данной обязанности к нему применяется налоговая ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 118 НК РФ. Направление сведения об открытии и закрытии счетов в банке в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ (в редакции Закона № 137-ФЗ), не означает, что налогоплательщик исполнил обязанность по сообщению данных сведений в налоговый орган по месту нахождения организации.

     Аналогичная позиция высказана в письме МНС  России от 06.02.2004 № 24-1-10/93.

     Вышеизложенные  выводы подтверждаются сложившейся  арбитражной практикой (Постановления: ФАС СКО от 08.11.2005 № Ф08-5251/2005-2079А, ФАС СКО от 27.07.2005 № Ф08-3309/2005-1347А, ФАС УО от 03.05.2005 №Ф09-1725/05-АК).

     В то же время следует обратить внимание на наличие в арбитражной практике противоположной позиции. Например, в Постановлении ФАС ВВО от 30.06.2005 № А43-32558/2004-32-1430 указано, что порядок представления налогоплательщиком сообщений об открытии (закрытии) банковских счетов для обслуживания деятельности организации через обособленные подразделения в случае, когда она состоит на налоговом учете в нескольких налоговых органах, действующим законодательством также не регламентирован. Если налогоплательщик своевременно сообщил об открытии счета в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, то обязанность по сообщению данных сведений в налоговый орган в установленный законом срок выполнена.

     В Постановлении ФАС МО от 19.03.2004 №  КА-А40/1762-03 суд указал на то, что НК РФ не предусмотрена ответственность налогоплательщика за несообщение сведений об открытии счета в каком-либо банке всем налоговым органам, в которых данная организация состоит на учете.

     В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

     Частью 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

     В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона № 173-ФЗ указанное положение действует  в отношении всех счетов, открываемых  резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации.

     Форма уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами  территории Российской Федерации утверждена Приказом ФНС России от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518@ (приложение 1).

     Следует иметь в виду, что статья 118 НК РФ не устанавливает ответственности за несвоевременное исполнение обязанности, установленной частью 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ.

     Срок  представления налогоплательщиком в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ, исчисляется с момента открытия или закрытия счета, а не с момента уведомления налогоплательщика банком об открытии или закрытии счета. Такой вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС ВСО от 24.04.2006 № А19-38255/05-39-Ф02-1740/06-С1).

     ФНС России в письме от 28.11.2005 № ЧД-6-24/998@ указала, что налогоплательщик не может  быть привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ, если он не знал о закрытии своего счета. Данные выводы подтверждаются сложившейся арбитражной практикой (Постановления: ФАС ЦО от 04.10.2004 № А14-6243/04/172/23, ФАС ПО от 01.02.2005 № А55-7390/04-44, ФАС ВСО от 11.03.2003 № А33-11633/02-С3-Ф02-517/03-С1, ФАС УО от 11.12.2003 № Ф09-4180/03-АК и др.).

     Так, указанными судебными Постановлениями были отменены решения налоговых органов о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 118 НК РФ в силу статей 108 и 109 НК РФ, по обстоятельствам, исключающим привлечение лиц к налоговой ответственности. При этом суды исходили из тех положений, что банки закрывали счета клиентов согласно условиям договоров банковского счета в одностороннем порядке, клиенты не были извещены о закрытии счетов и, соответственно, не могли сообщить в налоговые органы об их закрытии, так как не обладали соответствующей информацией.

     Обратите  Внимание, что ответственность, предусмотренная  статьей 118 НК РФ, наступает независимо от того, в какой валюте открыт счет. Такой вывод подтверждает судебная практика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.03.2006 № А56-43933/2005.) 

     Статья 119. Непредставление налоговой декларации 

     В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика  об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Информация о работе Виды, основания и классификация налоговых правонарушений и предусмотренная ответственность