Виды, основания и классификация налоговых правонарушений и предусмотренная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:18, реферат

Описание работы

Действия налогоплательщика направленные на сокращение отчислений в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Главным стремлением государства в этом случае является защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Попытки налогоплательщиков, снизить налоговое бремя, сталкиваются с активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов (налоговых органов, органов внутренних дел и др.).

Файлы: 1 файл

voiknp.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

        - решение о привлечении  лица к ответственности за  совершение налогового правонарушения. 

  3.3. Порядок взыскания налоговых санкций

        Действующее налоговое  законодательство устанавливает, что  налоговые санкции могут быть взысканы с налогоплательщиков и  иных лиц в размере до 50 000 рублей в бесспорном порядке (из-за ясности  данный порядок не рассматривается), а в остальных случаях только в судебном порядке. При этом должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора о применении мер ответственности за налоговое правонарушение - после вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Налоговый кодекс РФ не содержит положений о форме направляемого требования об уплате налоговых санкций. Поэтому досудебный порядок урегулирования спора может считаться соблюденным, если предложение о добровольной уплате налоговой санкции изложено как в отдельном документе, так и в решении о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

        В том случае, если привлекаемое к ответственности лицо отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило десятидневный срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

        Исковое заявление  о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению должно быть приложено решение налогового органа и другие материалы дела о налоговом правонарушении.

        Арбитражные суды рассматривают  споры о взыскании налоговых  санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с  Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела о взыскании налоговых санкций по искам налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

  3.4. Презумпция невиновности 

        Важно помнить, что Налоговый кодекс РФ закрепляет презумпцию невиновности лица, привлекаемого к ответственности, которая означает, что никто не может быть признан виновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

        Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого  к ответственности, толкуются в  пользу этого лица. Иными словами, если все возможные собранные  и представленные доказательства не позволяют однозначно определить, виновно или же невиновно лицо в совершенном правонарушении, оно должно признаваться невиновным и не может привлекаться к ответственности.

        При этом обязанность  доказывания обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Лицо, привлекаемое к ответственности, не должно доказывать свою невиновность.

        Для четкого уяснения материала мы подробно рассмотрели  общие правила привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. В следующем разделе будут проанализированы отдельные виды налоговых правонарушений и применяемые меры ответственности за их совершение. 
 

  4. Налоговые правонарушения, ответственность  за совершение  которых установлена гл. 16 НК РФ: виды и основания классификации 

     Статья 106 НК РФ определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

     Общие основания и условия привлечения  к ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены  в гл. 15 НК РФ – «Общие положения  об ответственности за их совершение».

     По  своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно  могут быть подразделены на четыре обособленные группы:

     - нарушения, связанные с неисполнением  обязанностей в связи с налоговым  учетом (ст. 116-117 НК РФ);

     - нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ);

     - нарушения, связанные с неисполнением  обязанностей по уплате, удержанию  или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

     - нарушения, связанные с воспрепятствованием  законной деятельности налоговых  администраций (ст. 125-129.1 НК РФ)

     Эта глава 16 НК РФ содержит 13 статей, предусматривающих 25 составов налоговых правонарушений, за совершение которых на виновное лицо может быть возложена ответственность.

     Однако  представляется, что при всем многообразии актов неправомерного поведения  в налоговой сфере, гл. 16 НК РФ устанавливает  меры ответственности только в отношении  обязанных участников налоговых  отношений, то есть в отношении тех, которые так или иначе, но в конечном итоге несут обязанности перед бюджетной системой государства. Это налогоплательщики, налоговые агенты, а также иные обязанные лица.

     Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 

     В соответствии со статьей 116 НК РФ, если налогоплательщик нарушил установленный НК РФ срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме пяти тысяч рублей, если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит десять тысяч рублей.

     Внимание!

     Обязанность подать заявление о постановке на учет лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации  по месту нахождения обособленного  подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (пункт 4 статьи 83 НК РФ).

     Таким образом, нарушение срока подачи такого заявления повлечет для налогоплательщика  ответственность, предусмотренную  статьей 116 НК РФ.

     Обратите внимание, что в соответствии со статьей 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

     При этом, пунктами 1 и 2 статьи 116 НК РФ предусмотрены  два различных состава налогового правонарушения.

     Согласно  пункту 2 статьи 108 НК РФ никто не может  быть привлечен повторно к ответственности  за совершение одного и того же налогового правонарушения.

     Кроме этого, в пункте 5 статьи 114 НК РФ закреплена норма, согласно которой при совершении одним лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

     Из  анализа вышеизложенных норм следует, что ранее имевшее место привлечение  налогоплательщика к налоговой  ответственности по пункту 1 статьи 116 НК РФ не исключает возможности  привлечения того же налогоплательщика  к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ, если установленный пунктом 4 статьи 83 НК РФ срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе нарушен им более чем на 90 дней.

     Положения пункта 2 статьи 108 НК РФ в данном случае не применяются, так как составы налогового правонарушения, установленные пунктами 1 и 2 статьи 116 НК РФ, различны, а в пункте 5 статьи 114 НК РФ закреплена норма, согласно которой при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. 

     Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе 

     В соответствии со статьей 117 НК РФ ведение  деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. Если срок составил более 90 календарных дней, то штраф составит двадцать процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более девяносто дней, но не менее сорока тысяч рублей.

     На  практике часто возникает вопрос, что в данном случае следует понимать под доходом - валовые доходы или доходы за минусом расходов?

     В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом  признается экономическая выгода в  денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности  ее оценки и в той мере, в которой  такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

     Согласно  пункту 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой  по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ.

     В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль  организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для  российских организаций прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

     Таким образом, при наложении на организацию  штрафа по статье 117 НК РФ налоговый  орган должен исчислить штраф  в процентном отношении от прибыли, полученной налогоплательщиком за период деятельности без постановки на учет, исчисленной в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

     Правомерность подобного подхода подтверждает сложившаяся судебная практика (Постановления: ФАС СЗО от 16.07.2001 № А13-1202/01-19, ФАС  СКО от 21.02.2002 № Ф08-403/2002-143А).

     В то же время Минфин России в письме от 26.11.2008 № 03-02-07/1-477 указал, что при  привлечении организации к ответственности  в соответствии со статьей 117 НК РФ и  определении размера штрафа от доходов, полученных в период деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе, следует учитывать доход, определяемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 248 НК РФ.

     Косвенное подтверждение позиции, согласно которой  штраф по статье 117 НК РФ должен исчисляться исходя из суммы доходов без учета произведенных расходов, содержится в пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23, где разъясняется, что следует понимать под понятием "доход" в целях применения ст. 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса РФ.

     Согласно  этому пункту под доходом в  статье 171 УК РФ следует понимать выручку  от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской  деятельности без вычета произведенных  лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

     Относительно  варианта применения минимального штрафа, установленного в статье 117 НК РФ, финансовый орган не высказывался. В целях  разрешения данного вопроса целесообразно  обратиться к арбитражной практике.

Информация о работе Виды, основания и классификация налоговых правонарушений и предусмотренная ответственность