Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа

Описание работы

Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.

Содержание работы

Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

     Как видно из таблиц 4, 6 и согласно статье 16 проекта Закона  Республики Беларусь «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», в соответствии с которой при возникновении обязательства Резервной корпорации по возмещению банковских вкладов (депозитов), Резервная корпорация выплачивает физическому лицу возмещение в размере 100 процентов от суммы банковского вклада (депозита), составляющего до 2000 долларов США, и 80 процентов от суммы банковского вклада (депозита), составляющего от 2000 до 5000 долларов США общий объем вкладов (срочные, условные, до востребования), которые будет необходимо возместить Резервной корпорации, составит: 

    Общий объем вкладов (срочные, условные, до востребования) по банку 6 – 38,4 млн. долларов США или 82,8 млрд. белорусских рублей1.

    Объем вкладов,  подлежащих возмещению в размере  100 % от суммы банковских вкладов (депозитов) по банку 6 составит 55,5 % + 19,5 % = 75 % или 82,8 млрд. рублей × 75 % = 62, 1 млрд. рублей.

     Объем вкладов,  подлежащих возмещению в размере  80 % от суммы банковских вкладов  (депозитов) по банку 6 составит 17 % или 82,8 млрд. рублей  × 17 % = 14,1 млрд. рублей.

Всего - 62, 1 + 14,1 = 76,2 млрд. рублей.

 

     Из вышеприведенных расчетов видно, что средств резервного фонда Корпорации будет недостаточно для выполнения Резервной корпорацией своих обязательств по банку 6, так как размер средств резервного фонда Резервной корпорации составит только 48,1 млрд. рублей.

     На выплату  физическим лицам возмещения  по банковским вкладам (депозитам) в соответствии со статьями 24 и 25 проекта Закона              

 

  1. / По состоянию на 1 июля 2004 года согласно данным Национального банка Республики Беларусь курс 1 доллара США (USD) составлял 2156 белорусских рублей/.[27, курсы иностранных валют]

 

Республики Беларусь «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц»  должно будет направлено имущество Резервной корпорации в размерах, утвержденных Наблюдательным советом Резервной корпорации, а также недостаток средств может быть покрыт за счет займов (кредитов), в том числе выданных под гарантию Национального банка, а также за счет бюджетных займов, выдаваемых в установленном законодательством порядке.

 

     Отсюда следует вывод, что предложенная проектом Закона «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» система гарантирования вкладов для банковской системы Республики Беларусь может стать не действенной с точки зрения возможности Резервной корпорации выполнить свои обязательства по возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц при возникновении обязательств Резервной корпорации, особенно при банкротстве одновременно нескольких банков или системном кризисе.

 

     По мнению  автора работы здесь возникает вопрос: необходимо и экономически оправдано ли создание и содержание специально созданного юридического лица – Резервной корпорации – с такими функциями и полномочиями? Вполне возможно ограничиться созданием аналогичным образом Гарантийного фонда, формируемого в Национальном банке и существующего уже и в настоящее время. Однако, целесообразность создания Резервной корпорации можно оправдать соблюдением международной банковской практики и обычаев по данному вопросу в банковской системе Республики Беларусь.  Также это соответствует нормам директивы Европейского союза 1994 года, об обязанности государств – членов ЕЭС – создать национальные системы гарантирования вкладов под управлением государства и обеспечить обязательное участие в них всех банков. Подобные же рекомендации были высказаны МВФ и всем остальным государствам. Кроме того, Резервная корпорация будет менее зависима от Национального банка, что предотвратит наделение Резервного фонда несвойственными ему функциями, а наоборот наделение Резервной корпорации в будущем некоторыми функциями, будет способствовать эффективности ее функционирования, как института гарантирования возврата вкладов физических лиц.

 

    

     Основная часть вкладов населения сосредоточена в шести системообразующих банках. На их долю приходится более 95,3% объема привлеченных в банковскую систему денежных средств физических лиц. Более половины вкладов населения - 62,2% сосредоточено в АСБ "Беларусбанк". [25,2]

Распределение депозитов  населения в разрезе банков по состоянию на 1 января 2004 г. представлено на диаграмме 2. [25,2]

 


 

 

 

    Так как более половины вкладов физических лиц в Республике Беларусь размещено в АСБ «Беларусбанк», основная доля резервного фонда будет сформирована за счет этого банка. При таких обстоятельствах возникает опасность в том, что большинство банков могут заниматься операциями с большей степенью риска и устанавливать более высокие ставки по вкладам, зная, что они защищены средствами АСБ «Беларусбанк». С другой стороны, освобождение АСБ «Беларусбанк» или иных банков, созданных государством, и банков, в уставном фонде которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций, от обязательного участия в формировании фонда Резервной корпорации, поставит эти банки в более выгодные условия в части прибыли, полученной в результате привлечения средств физических лиц, а также процентной политики по вкладам физических лиц. Чтобы гарантии, предусмотренные проектом Закона, дали положительный результат, одновременно в равные условия должны быть поставлены вкладчики всех банков.   

    Не совсем удачным является вариант учета обязательных взносов АСБ «Беларусбанк» на специальных счетах фонда Резервной корпорации. В случае, когда при наступлении неблагоприятных обстоятельств в работе любого среднего банка и возникновения обязательства Резервной корпорации, данные средства не будут участвовать в возмещении вкладов (депозитов) физических лиц Резервной корпорацией, средств фонда Резервной корпорации  будет совершенно недостаточно, что видно из расчетов приведенных выше.             При таких обстоятельствах государству будет необходимо исполнить своё  обязательство по гарантированию вкладов (депозитов) физических лиц в банках  за счет республиканского бюджета или иных активов.

     В мировой практике имеется достаточно примеров, когда государство с целью защиты интересов вкладчиков и поддержания надлежащего рейтинга национальной банковской системы берет на себя долги обанкротившегося банка. Например, после банкротства банка «Балтия» Латвия стала перед необходимостью взять на себя все его долги. В Англии кредиторы обанкротившегося Bank of Credit and Commerce International (BCCI) требуют от Банка Англии компенсации в 1 млрд. фунтов стерлингов (1,67 млрд. долларов). Они обвиняют этот государственный орган в том, что он, обладая функцией регулятора банковской системы, плохо надзирал за деятельностью BCCI, и в итоге это привело к крупнейшему в истории банковскому краху. Банк Англии пользовался установленным по закону судебным иммунитетом, однако в 2001 году палата лордов британского парламента сделала исключение для «дела BCCI», тем самым, открыв возможность для судебного разбирательства. Согласно Закона Российской Федерации «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» государство не только участвует в формировании Фонда обязательного страхования Агентства по страхованию вкладов путем предоставления первоначального имущественного взноса, но и несет субсидиарную ответственность с Агентством по взятым им обязательствам.

     С другой стороны, учет обязательных взносов АСБ «Беларусбанк» на общих счетах может повлечь необоснованное завышение процентов привлечения вкладов (депозитов) другими банками под гарантию фонда, формируемого за счет средств АСБ «Беларусбанк».

    При наличии  гарантий вкладчики будут ориентироваться  не на надежность банка, а  исключительно на заявленную  процентную ставку. Это позволит  рискованным банкам привлекать больше депозитов, чем в отсутствие гарантирования. Одновременно станут более склонными к рискованной политике проблемные банки, стараясь таким образом исправить положение банка. Данные обстоятельства повлекут необходимость увеличения требующегося объема компенсации со стороны Резервной корпорации. В тоже время, консервативные банки окажутся неспособными привлекать значительный объем депозитов по причине более низкого процента по вкладным счета или будут вынуждены принять участие в «процентной войне». Такой аргумент против системы гарантирования вкладов называют «моральным риском».

     Негативные  моменты имеются в ограничении  объекта гарантий только вкладами  физических лиц, так как за  пределами гарантий остаются  такие категории клиентов, как пенсионные фонды, страховые компании, вклады которых имеют природу, близкую вкладам физических лиц, счеты и вклады (депозиты) мелкого бизнеса, которые не в состоянии профессионально следить за финансовым состоянием банка.

    Таким образом,  система гарантирования вкладов, предлагаемая белорусским законопроектом, представляется  далеко не идеальной. Во-первых, Резервная корпорация гарантирования вкладов будет защищать только мелких вкладчиков. Сомнительно, что состоятельные клиенты станут дробить свои сбережения на суммы меньшие эквиваленту 2000 долларов США и размещать их в нескольких банках. Во-вторых, фондом Резервной корпорации будут гарантированы только вклады физических лиц. В-третьих, объем самого фонда Резервной корпорации гарантирования вкладов первоначально будет весьма невысок.

     Международная  практика показывает, что в идеале  объектом возмещения должны являться  все виды вкладов (депозитов), открытые в банке. Вкладчик  должен знать, что любой вид  вклада в любом банке в случае  его банкротства будет возмещен в определенном размере. При этом вкладчик не должен постоянно отслеживать изменения в законодательстве и не должен вводиться в заблуждение. Потери общества от банкротства банков всегда масштабны и влекут за собой многочисленные и трудно прогнозируемые экономические и социальные последствия.

 

     2.3. Организационные основы функционирования системы  гарантирования банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

 

 

     Согласно  белорусскому законопроекту, Резервная корпорация является юридическим лицом, государственным учреждением, создаваемым Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

     Основной  целью деятельности Резервной  корпорации является обеспечение  возмещения банковских вкладов  (депозитов) физических лиц в случае отзыва Национальным банком у банка лицензии на привлечение во вклады (депозиты) средств физических лиц. Резервная корпорация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. 

     В корпорацию  должны будут войти все банки,  имеющие лицензию на привлечение во вклады (депозиты) средств физических лиц. Из этого следует, что участие в Корпорации для банков, желающих работать на рынке частных вкладов, будет обязательной. Они будут становиться Корпорацией на учет автоматически после получения сообщения от Национального банка о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Этим белорусский законопроект отличается от российского закона, где предусмотрены условия допуска банков в систему гарантирования; в нее попадут только те банки, которые пройдут предварительную проверку Центробанка России на предмет финансовой устойчивости. Тем самым российский законодатель сделал попытку отстранить от работы с частными вкладами все мелкие и неблагополучные банки. В Беларуси в подобной процедуре надобности нет, поскольку селекция банков, работающих на рынке частных вкладов, уже была произведена Национальным банков в 2002 году, когда для таких банков был установлен минимальный размер собственного капитала в 10 миллионов евро. Кроме того, банковским законодательством установлены и дополнительные условия для банков, ходатайствующих о получении лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц; такая лицензия выдается по истечении двух лет с даты государственной регистрации банка при условии его устойчивого финансового положения. Таким образом, проверка банка для вступления в систему гарантирования в Беларуси, в отличие от России, будет осуществляться исключительно Национальным банком и только на стадии выдачи лицензии.                            

     Таким образом, с принятием законопроекта в Беларуси появится самостоятельный гарантийный орган – с определенным статусом, структурой и порядком финансирования. Его предполагаемые учредители Национальный банк и Совет Министров внесут первоначальный взнос на содержание Корпорации.

    Как показывает  анализ законопроекта, функций  у Корпорации будет не так  много. Кроме выплаты гарантийных  возмещений вкладчикам в случае  наступления страхового случая, Корпорация будет выполнять некоторые  сопутствующие функции, в частности, контролировать своевременность перечисления банками календарных взносов.  Главный вопрос, который здесь необходимо определить, следует ли Корпорации осуществлять мониторинг финансового состояния банков, состоящих в ней на учете или, иными словами, следует ли ей осуществлять в отношении них надзорные функции?

     В мире  в настоящее время существуют  два основных варианта решения  данной проблемы. Первый вариант  – так называемая американская  модель – заключается в том,  что гарантийные организации имеют широкие полномочия, включая выполнение функций регулирования, инспектирования, исключения банков из членов корпорации. Федеральная корпорация страхования депозитов, старейшая из действующих в мире гарантийных систем (она функционирует в США с 1933 года), помимо непосредственного страхования депозитов осуществляет функции регулирующего и надзорного органа за банками, а также функции санации и ликвидации несостоятельных банков. Данная модель требует существенных финансовых затрат, однако ее функционирование в США оправдано значительным числом финансовых учреждений, действующих в этой стране.

     В Европе  ситуация иная. Гарантийные фонды, действующие здесь, независимы от центральных банков, однако надзорных функций самостоятельно не осуществляют, тесно взаимодействуя с органами банковского надзора в целях обмена информацией.

     В белорусском  законопроекте избрана европейская  модель. Резервная корпорация не  будет осуществлять надзорных  полномочий в отношении банков, состоящих в ней на учете.  Проект предусматривает, что всю необходимую ей отчетность банков Корпорация вправе запрашивать у Национального банка. Кроме того, Корпорация может ходатайствовать перед Национальным банком об организации проверок деятельности банков, состоящих в ней на учете, и о применении к ним мер, предусмотренных банковским законодательством, вплоть до отзыва лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Служащие Корпорации также вправе принимать участие в проведении Национальным банком проверок банков в части выяснения объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, а также оценки правильности расчета календарных взносов банков.

Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов