Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа

Описание работы

Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.

Содержание работы

Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

     По данным зарубежных СМИ полное возмещение суммы вкладов применяется в шести странах, среди которых Турция, Мексика, Эквадор. Система гарантирования, предусматривающая частичное возмещение средств вкладчиков, действует в 62 странах, в том числе — странах—членах Евросоюза, США и Канаде.

     Таким образом,  сегодня система гарантирования  вкладов является необходимой  составной частью финансовой  системы любой страны. По данным  исследования, проведенного Международным  валютным фондом в 1999году в 60 странах, системы гарантирования действуют уже в 95 % обследованных стран (в 1995 году они существовали лишь в 55 % стран). В 87 % стран участие банков в системах гарантирования вкладов было обязательным (против 65 % в 1995 году). [10, 22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. БЕЛОРУССКИЙ  ЗАКОНОПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ  ГАРАНТИРОВАНИЯ БАНКОВСКИЙ ВКЛАДОВ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ С СИСТЕМАМИ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

 

     2.1. Правовые основы функционирования системы гарантирования банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

 

 

     Система государственного гарантирования вкладов является одним из наиболее эффективных способов защиты сбережений населения в случаях банкротства банков. В настоящее время подобные системы в различных вариациях созданы и успешно функционируют в большинстве стран мира. Помимо своей основной задачи – минимизации потерь банковских вкладов – они способствуют и решению ряда других задач, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. Наличие системы гарантирования стимулирует население к размещению сбережений в банках, поскольку позволяет убедить граждан в защищенности их вкладов. Сопутствующим фактором при этом является решение проблемы формирования ресурсной базы банков. Рост вкладов в банках, особенно долгосрочных, способствует стабилизации денежного обращения в стране, поскольку уменьшает налично-денежный оборот, снижает нагрузку на валютный рынок. Все эти проблемы актуальны и для Республики Беларусь, в которой такие внутренние инвестиции как сбережения граждан, мобилизуемые через финансовые учреждения, имеют особое значение. В последние два года в нашем государстве наблюдается устойчивая тенденция роста (вкладов) депозитов физических лиц в банках. По данным Управления информации Национального банка Республики Беларусь за 2002 год темпы роста составили по вкладам в национальной валюте 206 %, в иностранной валюте – 126 %; за 2003 год – соответственно 75,6 % и 38, 9 %; на январь 2004 года сумма вкладов физических лиц в банках в белорусских рулях составляла почти 1,2 трлн. руб., в иностранной валюте – 542,3 млн. USD. Тем не менее, по различным оценкам до сих пор на руках у населения остается 3-4 млрд. USD. [10, 14]

     В настоящее время в Республике Беларусь в развитие правовых основ возмещения банковских вкладов физических лиц Правительством совместно с Национальным банком разработан проект Закона Республики Беларусь «О возмещении вкладов физических лиц».

     Между тем  нельзя говорить о том, что  система гарантирования в Республике Беларусь появится только с принятием закона. Юридически уже в настоящее время государством гарантируются почти 70 % вкладов населения в государственных банках АСБ «Беларусбанк» и «Белагропромбанке», а также вклады в иностранной валюте в уполномоченных банках. Однако, как показала практика, действующая белорусская система гарантирования оказалась неэффективной. На то существует несколько причин, главная из которых – отсутствие четкой законодательной основы для возмещения вкладов населения. Вопросы компенсации вкладов на сегодняшний день решаются различными по правовой силе нормативными актами, основными из которых являются акты Национального банка.

     Отсутствие  отлаженного механизма компенсации  вкладов и четко закрепленных  источников финансирования влечет за собой применение различных схем при банкротстве банков, значительную неопределенность при осуществлении выплат, что в конечном итоге подрывает авторитет как банковской системы, так и контролирующих органов.

     Другой  проблемой, обусловленной указанными факторами, является функционирование в республике фактически нескольких подсистем гарантирования для разных банков. Согласно статье 121 Банковского кодекса Республики Беларусь государство гарантирует возврат вкладов как в национальной, так и в иностранной валютах в созданных им банках, а также в банках, в уставном фонде которых государству принадлежит более 50 % голосующих акций. К таким банкам относятся АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк». В случае их возможного банкротства предполагается, что все вклады физических лиц будут компенсированы государством в полном объеме. Согласно постановлению Правления Национального банка от 30.08.2001 г. № 224 данные банки освобождены от обязанности перечисления средств в гарантийный фонд.

     Вторую  группу составляют банки, в которых государство в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 20. 04.1998 г. № 4 гарантирует в полном объеме вклады в иностранной валюте. Это Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Приорбанк, Белинвестбанк. Эти банки в отличие от банков первой группы перечисляют взносы в размере 0,1 % от объема привлеченных средств физических лиц в Гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, созданный при Национальном банке.

     К третьей  группе относятся все остальные  банки, имеющие лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц. Эти банки также страхуют вклады в Гарантийном фонде при Национальном банке. В случае банкротства такого банка вклады граждан будут компенсироваться  Гарантийным фондом. При этом максимальная сумма вклада, возврат которой гарантируется Фондом, составляет в эквиваленте не более 1000 USD.

     Главная  проблема в случае государственных  гарантий заключается в отсутствии  реального механизма компенсации  при банкротстве банков. Предполагается, что выплаты вкладчикам будут осуществлены за счет средств Гарантийного фонда, а при их недостаточности – за счет бюджетных средств. Однако очевидно, что средств Гарантийного фонда в случае банкротства банка с большим объемом вкладов не хватит (что подтверждает и тот факт, что за все годы его функционирования средства Фонда так ни разу не были задействованы), в утверждаемых же годовых бюджетах нет никаких упоминаний о возможности предоставления бюджетных займов. Примером несовершенства действующей национальной системы гарантирования наглядно выступает организация выплат вкладчикам обанкротившегося банка «БелБалтия», где объем вкладов населения превысил 16 млн. USD, а для разработки механизма компенсации за счет бюджетных средств потребовалось принятие решений на уровне Президента. 

     Все эти  проблемы объясняют разработку  и внесение в Палату Представителей  Национального собрания законопроекта  о гарантировании вкладов в  банках, принятие которого должно быть произведено в максимально короткие сроки. 

     Согласно  проекту Закона «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» возмещение вкладов предполагается осуществлять специально созданным юридическим лицом – Резервной корпорацией по возмещению банковских вкладов посредством аккумулирования взносов банков  и других средств и выплаты физическим лицам денежного возмещения по вкладам и процентам в тех случаях, когда банк самостоятельно не в состоянии исполнить свои обязательства перед гражданами. Резервная корпорация будет создаваться Советом Министров и Национальным банком Республики Беларусь и являться государственным учреждением.

     Объектами  возмещения банковских вкладов  (депозитов) физических лиц в  соответствии с проектом Закона  будут являться размещенные физическими  лицами в банках, состоящих на  учете в Резервной корпорации, следующие банковские вклады (депозиты):

     - банковский  вклад (депозит) до востребования;

     - срочный  банковский вклад (депозит);

     - условный  банковский вклад (депозит).

     Основанием  возникновения обязательства Резервной  корпорации по возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц является отзыв Национальным банком у банка лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. В зарубежных странах наступление момента выплат компенсаций вкладчикам обычно связывается с банкротством банка. Однако, как показывает практика, в Беларуси процедура банкротства носит весьма длительный характер; между первыми отказами банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками и признанием его банкротом в суде зачастую проходит несколько лет. Поэтому белорусский вариант определения страхового случая представляется более подходящим для наших условий и отвечающим интересам вкладчиков. По такому же пути пошли и российские законодатели.

     В Республике  Беларусь участие в системе  гарантирования будет обязательным. Добровольная система гарантирования не может быть реализована, так как устойчивые банки не захотят оплачивать риски ненадежных банков, в том числе и АСБ «Беларусбанк», в котором аккумулирована основная часть вкладов физических лиц. Участниками системы гарантирования вкладов будут являться банки, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Беларусь и имеющие лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, выданную Национальным банком Республики Беларусь.

    Весьма противоречивым  является вопрос об участии  в системе гарантирования банков, созданных государством, и банков, в уставном фонде которых государству  принадлежит более 50 процентов  голосующих акций,  например, ОАО  «Сберегательный банк «Беларусбанк».

 

 

 

 

      2.2. Финансовые основы функционирования системы  гарантирования банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

   

 

 

     Согласно  проекту Закона Республики Беларусь  Резервная корпорация будет выплачивать физическому лицу возмещение в размере 100 процентов от суммы банковского вклада, составляющего до 2000 долларов США, и 80 процентов от суммы вклада, составляющего от 2000 до 5000 долларов США. Если сумма банковского вклада превышает 5000 долларов США, этот вклад будет возмещаться, когда иное не предусмотрено законодательными актами.[18, 10]

 

    Максимальная сумма возмещения вкладчикам банков по некоторым государствам  в тыс. евро приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. [20,9]

 

 

Страна

Сумма

Италия

103,291

США

80

Франция

60,979

Дания

40,255

Великобритания

28,355

Швеция

28                

Финляндия

25,288

Португалия

25

Австрия

20

Бельгия

20

Германия

20

Греция

20

Ирландия

20

Испания

20

Казахстан

3,2

Россия

2,8

Украина  

0,3


 

     В зарубежных странах системы гарантирования вкладов могут строиться на основе как регулярных взносов банков, так и компенсации ими расходов гарантийных органов при наступлении страхового случая. В последнем случае накопительный фонд не поддерживается постоянно, взносы устанавливаются и уплачиваются банками после того, как определятся суммы компенсации, подлежащие уплате вкладчикам. Данный вариант встречается сейчас относительно редко, особенно в Европе, где Директивой ЕЭС 1994 года странам – участницам Европейского Союза было предписано создать механизм гарантийных выплат на основе обязательных регулярных взносов банков. Такая система избрана и в Беларуси.

    Согласно проекту  Закона Республики Беларусь «О  возмещении банковских вкладов  физических лиц» обязательными взносами банков являются вступительный взнос и календарные взносы. Вступительный взнос составит 0,5 процента от собственных средств (капитала) банка по состоянию на последнюю дату месяца, предшествующего месяцу выдачи банку лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Календарный взнос уплачивается банками ежеквартально и составит 0,3 процента от суммы банковских вкладов (депозитов) физических лиц, привлеченных банком по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом. Приостановление Национальным банков действия лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц не освобождает банк от уплаты календарных взносов.

Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов