Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:08, магистерская работа

Описание работы

Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.

Содержание работы

Введение …………………………………………….. 3 - 7
Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике
Беларусь и ее сравнительный анализ с системами
гарантирования вкладов других государств
1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам
банков в Республике Беларусь …............................. 8 - 14 1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования
вкладов в зарубежных государствах…...................... 15 - 22
Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы
гарантирования банковских вкладов физических лиц
и его сравнительный анализ с системами гарантирования
других государств
2.1. Правовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 23 – 26
2.2. Финансовые основы функционирования системы
гарантирования банковских вкладов (депозитов)
физических лиц ……………………………………… 27 – 37
2.3. Организационные основы функционирования
системы гарантирования банковских вкладов
(депозитов) физических лиц ………………………… 38 - 41
Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов
некоторых стран СНГ
3.1. Анализ системы гарантирования вкладов
в Российской Федерации……………………………. 42 – 48
3.2. Анализ системы гарантирования вкладов
Республики Казахстан…………………………. ….. 49 - 53
Заключение ………………………………………………… 54 - 58
Список источников…………………………………………

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Магистерская  диссертация

 

Минск,

2004

СОДЕРЖАНИЕ 

страницы                                                  

 

Введение ……………………………………………..                    3 - 7 

Глава I. Система гарантирования вкладов в Республике

Беларусь и ее сравнительный анализ с системами

гарантирования вкладов других государств

        1.1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам

банков в Республике Беларусь ….............................           8 - 14   1.2. Анализ организации и функций систем гарантирования

          вкладов в зарубежных государствах…......................        15 - 22

    Глава 2. Белорусский законопроект формирования системы

гарантирования банковских вкладов физических лиц

и  его    сравнительный анализ с системами гарантирования

других государств               

    2.1. Правовые основы функционирования системы    

            гарантирования банковских вкладов (депозитов)

            физических лиц ………………………………………     23 – 26

     2.2. Финансовые основы функционирования системы 

            гарантирования банковских вкладов (депозитов)

            физических лиц ………………………………………    27 – 37

     2.3. Организационные основы функционирования

             системы  гарантирования банковских вкладов

             (депозитов) физических лиц …………………………   38 - 41

      Глава 3. Анализ систем гарантирования вкладов 

некоторых стран СНГ

       3.1. Анализ системы   гарантирования вкладов 

              в Российской Федерации…………………………….   42 – 48

       3.2. Анализ системы гарантирования вкладов

              Республики Казахстан…………………………. …..     49 - 53

Заключение …………………………………………………         54 - 58

Список источников…………………………………………        59 - 61

 

    

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

     Банковская система Республики Беларусь, экономическая и правовая основы ее функционирования в настоящее время находятся на этапе становления и развития. Это отличает банковскую систему Беларуси от банковских систем развитых стран, в которых банки прошли длительный и сложный путь развития в условиях рыночной экономической системы. Вместе с тем банковская система Республики Беларусь создана и развивается с учетом национальных особенностей и мирового банковского опыта.                           

     Теоретически любой банк имеет постоянную возможность наличия риска потери платежеспособности по разным причинам. При таких обстоятельствах у банка возникают проблемы выполнения своих обязательств перед вкладчиками.

     Кроме того, любой банк - это звено банковской системы, которая, в свою очередь, является составной частью финансово-кредитной системы государства. Финансово-кредитная система формирует материальную основу выполнения государством своих непосредственных функций (социальных, экономических, политических и др.). При этом банковская система является наиболее важным звеном, осуществляющим финансовое посредничество между заемщиками и инвесторами. Выполняя эту функцию, банковская система также обеспечивает для каждого определенного проекта необходимую оценку прибыльности и окупаемости по сравнению с другими альтернативными проектами. Создаваемая таким образом система «естественного отбора» позволяет направлять финансовые ресурсы для реализации наиболее эффективных и малорискованных проектов и является основой рыночной экономики. Кроме указанных функций, через банковскую систему осуществляется практическое проведение монетарной политики, совершаются платежи и расчеты. Все это, вместе взятое, определяет чрезвычайно важную роль банковской системы в современной экономике. Одновременно банковская деятельность является высокорискованной. Состав кредитных портфелей коммерческих банков делает их чувствительными к вопросам ликвидности и неплатежеспособности, колебаниям конъюнктуры как в экономике в целом, так и в различных отраслях. Так как каждый отдельный банк после регистрации становится звеном национальной банковской системы, банкротство одного банка может повлечь банкротство нескольких банков, наиболее с ним связанных. Это в свою очередь, может вызвать панику и финансовый кризис. Таким образом, негативные явления в работе одного банка способны негативно отражаться на деятельности государства.

    Очевидно, что  интересы государства и вкладчиков  в устойчивом, стабильном и прозрачном  функционировании каждого отдельного  банка и банковской системы в целом совпадают. Одной из главных составляющих устойчивости в деятельности банков, наряду с экономическими условиями, является хорошо продуманная система гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) в сочетании с эффективным банковским надзором, прозрачной системой отчетности и отлаженной нормативно-правовой базой.

     Со стороны государства в Республике Беларусь принято немало усилий в создании цивилизованного банковского бизнеса и банковского законодательства, в том числе формированию правовых институтов по гарантированию вкладов (депозитов) физических лиц. Гарантирование возврата вкладов граждан в банках продолжает оставаться в числе первоочередных задач программы реформирования банковской системы государства и экономики в целом. Специфика банковской деятельности и проблемы переходной экономики не позволяют говорить о стопроцентных гарантиях. В настоящее время на основании анализа нормативно-правовых актов в этой сфере и практики их применения, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь усилия сконцентрированы на гарантиях по вкладам физических лиц. Однако государство ведет определенную работу и по гарантированию возврата вкладов (депозитов) всех других вкладчиков со стороны самого банка. Эта работа ведется государством в лице соответствующих органов государственной власти и управления, в том числе Национального банка как регулятора банковской деятельности, путем надлежащего регулирования деятельности каждого отдельного банка и банковской системы в целом, создания благоприятной среды их функционирования.

     Формирование в Республике Беларусь надежной системы гарантирования вкладов в банках всех категорий вкладчиков – это очень важный, отдельный элемент в системе мер регулирования банковского сектора, причем – элемент, который может иметь как позитивный, так и негативный эффект, и формирование такой системы невозможно без опоры на твердую, научно обоснованную, практически проверенную теоретическую платформу, без анализа различных систем гарантирования вкладов, учета национального и мирового опыта.

     В соответствии с Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы одной из стратегических целей развития национальной банковской системы является повышение доверия к банкам со стороны отечественных и иностранных инвесторов, вкладчиков, населения республики. На достижение указанной цели развития банковского сектора направлено решение задачи увеличения ресурсной базы банков, обеспечение оптимизации структуры активов и пассивов. Формирование устойчивой долгосрочной ресурсной базы банков невозможно без расширения сферы деятельности банков по привлечению сбережений населения. Важным фактором повышения уровня доверия населения к банковскому сектору является создание систем гарантирования вкладов в различных формах, предусмотренных законодательством.

    В связи с этим целью настоящего исследования является изучение и анализ национального и международного опыта создания, внедрения и совершенствования систем гарантирования вкладов по группе стран с различным уровнем экономического развития с последующими выводами, представляющими непосредственный интерес для Республики Беларусь. Для этого в работе проведены классификация существующих в различных государствах мира систем гарантирования (страхования)  вкладов (депозитов) по различным критериям; проведен анализ преимуществ и недостатков, необходимых условий для внедрения, возможных последствий для экономики в целом от функционирования анализируемых схем; выявление наиболее оптимальных моделей систем гарантирования (страхования) для Республики Беларусь.

     Данная работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, и заключения. Основное содержание работы изложено на 56 страницах машинописного текста, иллюстрированного пятью таблицами и одной диаграммой. Полный объем работы 61страница.

     Во введении содержится определение предмета исследования, постановка  фундаментальных вопросов темы и обоснование ее актуальности на современном этапе развития государства и общества, приведен состав структурных элементов работы и их краткое содержание.

     Основная часть работы состоит из трех глав.

    В главе I «Система гарантирования вкладов Республики Беларусь и ее сравнительный анализ с системами гарантирования вкладов других государств» выполнен обзор ныне действующей системы гарантирования вкладов в нашем государстве и перспективы ее развития. На основании анализа системы гарантирования вкладов Республики Беларусь и систем гарантирования вкладов других государств, приведены национальные особенности указанной системы, ее действенность для выполнения стоящих перед ней задач с учетом международного опыта, международной теории и практики.

    В главе  II «Белорусский законопроект формирования системы гарантирования банковских вкладов физических лиц и его сравнительный анализ с системами гарантирования других государств» рассмотрены направления совершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц в нашем государстве. Также приведены аргументы необходимости скорейшего принятия закона о гарантировании вкладов в Республике Беларусь, его анализ с учетом опыта создания и функционирования систем гарантирования вкладов в зарубежных государствах.

    В главе III «Анализ систем гарантирования вкладов некоторых стран СНГ» выполнен обзор системы гарантирования вкладов Российской Федерации, как зарубежный пример организации гарантирования вкладов, представляющий наибольший интерес для Республики Беларусь. Приведен ее сравнительный анализ с белорусской моделью и моделями некоторых других государств. На основании полученных результатов рассмотрена возможность применения положительных моментов в перспективном развитии системы гарантирования вкладов в Республике Беларусь с учетом национальных особенностей нашего государства. Также выполнен обзор системы гарантирования вкладов Республики Казахстан, так как Казахстан первая из стран СНГ, создавшая систему гарантирования вкладов (в 1999 году). Республика Казахстан готовится вступить в ВТО. Национальный Банк Республики Казахстан не первый год успешно работает в этом направлении: в республике создана и функционирует надежная, самая капитализированная в СНГ банковская система. Платежная система Казахстана является одной из лучших в странах СНГ и отвечает мировым стандартам. Кроме того, в данной главе также приведен сравнительный анализ системы гарантирования вкладов Республики Казахстан с белорусской моделью. На основании полученных результатов и с учетом национальных особенностей рассмотрена возможность применения положительного опыта в перспективном развитии системы гарантирования вкладов в Республике Беларусь.

     В заключительной  части магистерской работы автором  подведен итог проведенного сравнительного  анализа различных систем гарантирования  вкладов, сформулированы выводы и предложения, а также возможные перспективы развития данного сегмента деятельности.

    Завершает  работу список источников, на  основании которых выполнена  магистерская работа.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  СИСТЕМА ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 С СИСТЕМАМИ  ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ ДРУГИХ  ГОСУДАРСТВ

 

    1. Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков в Республике Беларусь

 

 

     Конституция  Республики Беларусь гарантирует  каждому право собственности,  защиту прав и свобод. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Беларусь государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов. Один из принципов банковской деятельности, который закреплен в статье 13 Банковского кодекса Республики Беларусь – обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков. Глава 21 Банковского кодекса Республики Беларусь посвящена договору банковского вклада (депозита), его понятию и содержанию. Также статьей 4 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 148-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» содержание договора банковского вклада (депозита) дополнено существенными условиями, которые направлены на повышение ответственности банка за неисполнение обязательств по договору вклада (депозита).

     Следовательно, в первую очередь ответственность за результаты деятельности коммерческого банка, включая выполнение обязательств перед вкладчиками, возлагается непосредственно на банк. Государство, в лице органов государственной власти управления, в том числе и Национальный банк, как регулятор деятельности всей банковской системы, осуществляет  регулирующие функции, в частности, создавая основу и для взаимоотношений между вкладчиками и банком.

    В настоящее  время со стороны государства путем нормативно-правового регулирования установлены следующие гарантии сохранности средств вкладчиков.

     Согласно статье 121 Банковского кодекса Республики Беларусь для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств физических лиц и компенсации потери дохода по вложенным средствам предусмотрена возможность разработки различных форм гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц. Кроме того, сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и в банках, в уставном фонде которых государству принадлежит более пятидесяти процентов голосующих акций, гарантируются государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. (К таким банкам относятся АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк»).  

Информация о работе Сравнительный анализ различных систем гарантирования вкладов