Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.).

Содержание работы

Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)………………………….2
2. Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ……………3
3. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований…..7
4. Понятие бюджетного процесса. Принципы и стадии бюджетного процесса…………..11
Список использованной литературы………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

ФП.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

АЛТАЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА (ИНСТИТУТ)


 

 

Регистрационный №_________

«_____»______________20    г.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Финансовое право

 

Выполнил студентка    группы

отделения заочного и очно-

заочного (вечернего) обучения

                                                   Таирова Анна Владимировна

Домашний адрес: г. Барнаул

ул. Чеглецова 54-239

Телефон: 8-913-084-09-40

Преподаватель

Прибытко Юлия Александровна

 

 

ОЦЕНКА__________________________

                «_____»_____________20    г.

Подпись__________________________

 

 

 

Барнаул 2013   г.

Содержание


 

  1. Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)………………………….2

2. Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ……………3

3. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований…..7

4. Понятие бюджетного процесса. Принципы и стадии бюджетного процесса…………..11

            Список использованной литературы………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие  и содержание бюджетных прав (компетенции)

В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции  государства, его территориальных  подразделений и соответствующих  органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.). Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным явлением.

Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномо­чий) материального и процессуального содержания, через использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это право на получение определенных доходов, распределение и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.

Итак, бюджетные  права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

Основное содержание бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований  составляет следующие права на:

— собственный  бюджет;

— получение  закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

— использование  средств собственного бюджета для  финансирования потребностей государства  или его территориальных подразделений  соответственно их задачам и функциям;

— самостоятельное  определение направлений расходов собственных бюджетов;

— распределение  собственных бюджетных доходов  между бюджетами данной территории;

— формирование, и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных  фондов;

— объединение  средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

— привлечение  в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов Федерации и муниципальных  займов, использование банковского  кредита и др.);

— оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

— компенсацию  за счет средств вышестоящего бюджета  в случае уменьшения доходов или  увеличения расходов, возникающих после  утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов  государственной власти;

— самостоятельное  распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);

— правовое регулирование  отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и  др. нормативных актов);

— судебную защиту бюджетных прав.

Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ

Содержание  бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся со­гласно Конституции  РФ (ч. 1 ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем.

Бюджетные права  РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государст­венного суверенитета и компетенции РФ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный (федеральный) бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач.

Посредством бюджетных  прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и  в конечном итоге единая социально-экономическая  политика.

Кроме того, эти  права создают финансовые возможности  для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного мас­штаба.

Бюджетные права  РФ закреплены в ряде статей Конституции  РФ, а также в текущем законодательстве, в частности, Законе РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в Законе РФ «Об основах бюджетных прав...» (утрачивает силу с 1 января 2000 г.), в законах об утверждении бюджета на очередной финансовый год, например в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1999 год»2. При вступлении в действие Бюджетного кодекса РФ 1998 г. следует руководствоваться его нормами о перечне полномочий, входящих в компетенцию органов

государственной власти РФ в области регулирования  бюджетных отношений (ст. 7). Эти полномочия конкретизируются в других соответствующих нормах Кодекса.

Бюджетно-правовой статус Российской Федерации составляет совокупность следующих бюджетных  прав (полномочий).

1. Осуществлять  законодательное регулирование  бюджетных отношений в закрепленных  Конституцией пределах ведения, исходя из компетенции РФ устанавливать основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Согласно этому, РФ определяет основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, действующие на всей территории России, которые конкретизируются в актах органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. В рамках компетенции РФ по вопросам бюджетной системы принимаются законы и иные правовые акты (указы Президента РФ, акты Министерства финансов РФ и др.).

В 1991 г. впервые  в РФ федеральное бюджетное законодательство было принято в форме «Основ...», что отразило укрепление самостоятельности  субъектов Федерации. БК РФ 1998 г. также  учитывает это направление развития Федерации.

2. Российская  Федерация имеет право на самостоятельный  федеральный бюджет как необходимый  атрибут государственности и  суверенитета РФ. Такое право  также закреплено в Конституции  РФ, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (п. «з» ст. 71). Российское законодательство детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

3. Право устанавливать  налоги, сборы, другие источники  доходов, подлежащие зачислению  в бюджетную систему. При этом установление общих принципов налогообложения согласно Консти­туции РФ (п. «и» ч. 1 ст. 72) относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В ведении РФ непосредственно находятся те налоги и сборы, которые отнесены к федеральным.

4. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Из них формируется федеральный бюджет. Это налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

Другую часть  бюджетных доходов Российская Федерация  закрепляет за бюджетами субъектов  Федерации или передает им в форме  отчислений по утверждаемым нормативам (например, от налога на добавленную стоимость).

Отдельные виды бюджетных доходов, отнесенных к  федеральным, законодательство РФ закрепляет за местными бюджетами (например, государственную  пошлину).

Распределение налогов, сборов, других обязательных платежей между бюджетами предусмотрено в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.', а с введением в действие соответствующих статей Налогового кодекса РФ 1998 г. (ст. 12, 13, 14, 15) подлежит урегулированию этими статьями.

Более полный перечень доходов федерального бюджета, включающий не только налоговые, но и неналоговые доходы, содержит Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 49—50).

5. Право определять  компетенцию субъектов Федерации  и органов местного самоуправления  по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размеров.

6. Установление  основ разграничения расходов  между бюджетами. Согласно законодательству  РФ такой основой является  разграничение имущества и компетенции  между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления.

7. Регулирование  бюджетов субъектов Федерации  путем передачи отчислений от  налогов и других источников  доходов, а также выделения  в них дотаций, субвенций, оказание  финансовой под­держки из федерального бюджета в других формах.

8. Право образовывать  в федеральном бюджете оборотную  кассовую наличность в размере,  необходимом для покрытия временных  кассовых разрывов, резервные и  целевые фонды, в том числе  Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

9. Полномочия  по организации единой бюджетной  отчетности по бюджетам всех  уровней. Они осуществляются Министерством  финансов РФ.

10. Контроль  за использованием субъектами  РФ и муниципальными образованиями  выделенных им из федерального  бюджета средств.

Из рассмотренного перечня бюджетных прав РФ видно, что они действуют в следующих  направлениях:

а) в области  бюджетных отношений, возникающих  на территории России в целом;

б) в отношении  федерального бюджета;

в) в отношении  бюджетов субъектов Федерации;

г) в определенной мере в отношении местных бюджетов. В этом проявляется важная координирующая роль федеральных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.

 Бюджетные права Российской Федерации и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения  РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.

Важной стороной в характеристике бюджетно-правового  статуса субъектов РФ выступает  их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты Федерации согласно Конституции (ч. 4 ст. 5) являются равноправными.

Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство самих субъектов РФ — конституции и уставы, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции субъектов РФ, их другое законодательство.

Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных  образований

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"