Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный и муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения

Содержание работы

Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг 3
Денежная система Российской Федерации. Правила ведения кассовых операций и наличных расчетов 11
Практические задачи и упражнения 19
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Фин.право.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Государственный и муниципальный  кредит в системе доходов государства  и муниципальных образований. Государственный  и муниципальный долг

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный и муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения

Государство и  муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих  в процессе функционирования государственного (муниципального) кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование.

Правовой основой  государственного (муниципального) кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита образуют соответствующие нормы

"Бюджетный  кодекс Российской Федерации"  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 12.11.2012)3.

Проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений  в части первую, вторую, третью и  четвертую Гражданского кодекса  Российской Федерации, а также в  отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012)4.

Федеральный закон  от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 28.07.2012) "О банках и банковской деятельности"5.

Федеральный закон  от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О сельскохозяйственной кооперации"6.

Федеральный закон  от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"7.

Федеральный закон  от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О кредитной  кооперации"

Федеральный закон  от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рынке ценных бумаг"

Федеральный закон  от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд"

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство (муниципальные органы) выступают в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в одностороннем порядке определяют условия проведения государственных (муниципальных) займов, что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять условия займа.

Как экономическая  категория государственный (муниципальный) кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы  с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды.

Как один из видов  кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических  черт, к которым можно отнести:

1) добровольный  характер этих отношений;

2) возвратный  и платный характер;

3) в отличие  от банковского кредита, где  в качестве обеспечения выступают  материальные ценности, при заимствовании  средств государством (муниципальным  образованием), обеспечением кредита  служит все имущество, находящееся в их собственности;

4) привлекаемые  в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический  целевой характер - они направляются  на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне  субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность;

5) государственный  (муниципальный) кредит носит  срочный характер. В Бюджетном  кодексе РФ оговорено, что государственные  и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Данный вид  кредита как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства (муниципального образования) или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы

Регулирующая  функция государственного (муниципального) кредита проявляется в том, что государство (муниципальное образование), вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику.

Специфика контрольной  функции в государственном (муниципальном) кредите проявляется в том, что  с ее помощью контролируется целевое  использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.

Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости  от субъектов-кредиторов государственный  долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы  размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Как уже отмечалось ранее, наряду с определением государственного долга Российской Федерации законодатель в Бюджетном кодексе Российской Федерации формулирует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга.

Так, под государственным  долгом субъекта Российской Федерации  понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

- кредитных  соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- государственных  займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

- договоров  о предоставлении государственных  гарантий субъекта Российской  Федерации, договоров поручительства  субъекта Российской Федерации  по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформления  долговых обязательств третьих  лиц в государственный долг  субъекта Российской Федерации  на основе принятых законов  субъекта Российской Федерации;

- соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства  субъекта Российской Федерации не могут  превышать 30 лет.

Под муниципальным  долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

- кредитных  соглашений и договоров, заключенных  муниципальным образованием;

- займов муниципального  образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

- договоров  о предоставлении муниципальных  гарантий, договоров поручительства  муниципального образования по  обеспечению исполнения обязательств  третьими лицами;

Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Рисунок 1 Планируемые  государственные внутренние заимствования, выраженные в ценных бумагах Российской Федерации.

 

Рисунок 2 Структура  внутреннего государственного долга  РФ.

Рисунок 3 Сроки  и размеры погашения внутреннего государственного долга РФ.

 

 Российская  Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, если указанные обязательства  не были гарантированы Российской  Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

 

 

Денежная система Российской Федерации. Правила ведения кассовых операций и наличных расчетов

 

На Банк России возложена организация наличного  денежного обращения и безналичных  расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том  числе клиринговые системы, устанавливает  правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Правовые основы функционирования денежной системы  в России определены:

Федеральный закон  от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)2.

"Конституция  Российской Федерации" (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ).

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"