Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный и муниципальный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения

Содержание работы

Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг 3
Денежная система Российской Федерации. Правила ведения кассовых операций и наличных расчетов 11
Практические задачи и упражнения 19
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Фин.право.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность  лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

 прогнозирование  и организация производства банкнот  и металлических монет;

 создание  резервных фондов банкнот и  монет;

 определение правил  хранения, перевозки и инкассации  наличных денег;

 установление признаков  платежности денежных знаков  и порядка замены и уничтожения  денежных знаков;

 утверждение правил  ведения кассовых операций для  кредитных организаций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «"Положение  о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 09.10.2002 N 199-П) (ред. от 13.06.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.11.2002 N 3948)

Правительство Российской Федерации  совместно с Центральным банком разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления  эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

В 1992 г. созданы  также региональные запасные фонды  денежных билетов и монет в  отдельных главных территориальных  управлениях Центрального банка. Остаток  наличных денег в оборотной кассе  лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды  денежных билетов и монет —  это запасы не выпущенных в обращение  билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

Образование резервных  фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.

В банках такие  фонды не создаются — у них  имеются операционные кассы.

Кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег  в операционной кассе на конец  дня для обеспечения своевременной  выдачи денег со счетов предприятий  независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан.

Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты  через свои учреждения. В его систему  входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр.

 Кассовое  обслуживание - одна из важнейших  функций банков. Банк является  начальным и конечным пунктом  движения денег, обеспечивающих  товарообмен. Наличные деньги  попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно («Порядок ведения кассовых операций»). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.

 Зачисление  денежной выручки на счета  в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назначению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе - лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег я обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

 Основным  принципом организации денежного  оборота является целевое использование  наличных денежных средств. Структура  приходных и расходных кассовых  операций фиксируется в банковской  ведомости «Учет кассовых операций», которая ведется всеми банками независимо от объема кассовых операций. Центральным банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику на перспективу.

 Расчеты  между коммерческими, кооперативными  банками и другими кредитными  учреждениями производятся расчетно-кассовыми  центрами (РКЦ) Центрального банка  РФ, организованными в местах  нахождения учреждений банков. Имеются  и межрайонные РКЦ. Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

 Центральный  банк РФ и его территориальные  управления через РКЦ осуществляют  эмиссионно-кассовое обслуживание  и эмиссионно-кассовые операции. В РКЦ имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды. Характерной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что, по сути, представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет собранной накануне выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов - эмиссию. Если кассовых поступлений недостаточно, банк может пополнить кассовые ресурсы, получат наличные деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же кассовые поступления банка превышают его расход и лимит остатка кассы, определенный РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки ресурсов РКЦ пополняются только за счет перечисления средств из резервных фондов РКЦ по специальному разрешению Центрального банка РФ. Такой порядок распоряжения резервными фондами является частью централизованного регулирования денежного оборота.

Денежный оборот. В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции. Согласно экономическому содержанию понятия денежного оборота можно выделить его составляющие и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота (рис. 4).

Рисунок 4. Структура  денежного оборота

Платежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он включает все безналичные  платежи и часть налично-денежных, связанных с оплатой труда, налоговыми сборами, покупкой ценных бумаг, лотерейных билетов и т. п.

Безналичный денежный оборот - это часть совокупного  денежного оборота, заключающегося в использовании безналичных  расчетов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90 % всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше.

Налично-денежный оборот - это часть совокупного  денежного оборота, когда наличные деньги используются как средства обращения и платежа. Он включает все платежи, осуществляемые наличными деньгами, за определенный период времени (год, квартал, месяц). Постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег формирует налично-денежный оборот. Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, а также между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках, частичные расчеты населения с финансово-кредитной системой, в ограниченных размерах платежи между предприятиями.

Выпуск наличных денег в обращение. Этот довольно сложный процесс охватывает различные  стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов:

составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;

изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования;

организации резервных  фондов денежной наличности;

транспортирования денежной наличности в регионы РФ;

собственно  выпуска денег в обращение.

 

Рисунок 5. Организация  налично-денежного обращения в  РФ

Наличные деньги: 1 - вне обращения, 2 - находящиеся в обращении

Из приведенной  схемы следует, что налично-денежный оборот начинается в Центральном  банке РФ. Наличные деньги переводятся  из его резервных фондов в оборотные  кассы (ГРКЦ или РКЦ). Из последних  они направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам - юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), тем самым они поступают в обращение. Часть наличных денег из касс предприятий и организаций может использоваться для расчетов между ними, если стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке. Но большая их часть передается населению в виде различных видов денежных доходов - заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т. д. 

Практические задачи и упражнения

 

1. На основе  Положения о Пенсионном фонде  Российской Федерации укажите методы аккумуляции, распределения и использования финансов для данного фонда. Найдите в положении правовые формы деятельности Фонда.

Ответ:

Финансовая  деятельность государства — это  основанная на правовых нормах публичная  деятельность субъектов финансового  права по созданию оптимального механизма  финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.

Нормативной базой  для аккумулирования, распределения  и использования финансов Пенсионного  фонда является:

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы  Пенсионного фонда Российской Федерации (России)"

Постановление Правления ПФ РФ от 09.10.2000 N 118 "О создании Управлений ПФР в федеральных округах"

"Практический  комментарий основных изменений  налогового законодательства с  2012 года"

Федеральный закон  от 30.11.2011 N 373-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

Федеральный закон  от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Федеральный закон  от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О негосударственных  пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)

В данных актах  законодательства указывается, что ПФР обеспечивает и участвует в аккумуляции, распределении и использовании финансов:

 целевой  сбор и аккумуляцию страховых  взносов, а также финансирование  расходов, предусмотренных пунктом  6 настоящего Положения;

 организацию  работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

 контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным  поступлением в ПФР страховых  взносов, а также контроль за  правильным и рациональным расходованием его средств;

 организацию  и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в  соответствии с Федеральным законом  "Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"