Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.).

Содержание работы

Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)………………………….2
2. Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ……………3
3. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований…..7
4. Понятие бюджетного процесса. Принципы и стадии бюджетного процесса…………..11
Список использованной литературы………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

ФП.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Все муниципальные  образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов  местного самоуправления обладают бюджетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Указанные права обеспечивают также органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных  прав муниципальных образований  в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8), законах «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «Об основах бюджетных прав...» (действует до 1 января 2000 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации».

Бюджетный кодекс РФ 1998 г. обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов  в области регулирования бюджетных отношений.

Положения федерального законодательства конкретизируются в  законодательстве субъектов РФ и  нормативных актах самих органов  местного самоуправления.

Вместе с  тем определение основ бюджетно-правового  статуса муниципальных образований в федеральном законодательстве , усиливает гарантированность этих прав.

Важное значение в этом аспекте имеет Федеральный  закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», специально нацеленный на закрепление  гарантий финансовых, в том числе бюджетных, прав органов местного самоуправления. Закон предписывает органам государственной власти России и органам государственной власти субъектов Федерации содействовать развитию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. Вместе с тем названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.

Бюджетно-правовой статус муниципальных образовании  определяет совокупность следующих  прав.

1. Право каждого  муниципального образования на  самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным  органом местного самоуправления. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

В законодательстве особо указывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию, местные органы самоуправления при  этом выполняют процессуальные функции  формирования и исполнения бюджета. Такая правовая взаимосвязь подчеркивает направленность местного бюджета на интересы населения соответствующего муниципального образования, ее общее экономическое и социальное развитие. Поэтому встречающийся в юридической литературе и иногда в нормативных актах термин типа «бюджет органов местного самоуправления» можно воспринимать лишь как условный, не обладающий необходимой четкостью.

Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправ­ления.

Средства местных бюджетов используются для расходов, связанных:

а) с решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

б) с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

в) с обслуживанием и  погашением долга по муниципальным  займам, по ссудам и иные расходы.

2. Право выделять в  качестве составной части местного  бюджета сметы доходов и расходов  отдельных населенных пунктов,  городских районов, не являющихся  муниципальными образова­ниями.

3. Право на получение  из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями.

4. Право на получение  собственных закрепленных федеральным  и региональным законодательством  за местными бюджетами доходов,  а также отчислений от регулирующих источников доходов.

Так, за местными бюджетами  закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с  законодательством РФ.

К другим собственным доходам  местных бюджетов отнесены:

— доходы от приватизации и  реализации муниципального имущества;

— не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

— доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая  аренду нежилых помещений и муниципальных  земель;

— платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленными в соответствии с законодательством РФ;

— не менее 50% налога на имущество  предприятий;

— подоходный налог с  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица;

— доходы от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей;

— штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

— государственная пошлина.

Кроме того, в  местные бюджеты зачисляются  доли (в процентах) федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость и др.).

При недостаточности  средств для сбалансирования  местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

5. Право самостоятельно  расходовать средства местных  бюджетов: определять объем финансирования из местных бюджетов по социально-экономическому развитию муниципального образования и направления использования бюджетных средств на эти цели, а также на содержание органов местного самоуправления, другие цели.

Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия и т.п.

6. Право образовывать  в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды, а также оборотную кассовую наличность.

7. Право самостоятельно  использовать свободные бюджетные  средства. К ним законодательство  относит дополнительно полученные  в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительного органа местного самоуправления они могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные и беспроцентные займы.

8. Право объединять  на договорной основе средства  местного бюджета со средствами  иных бюджетов, а также предприятий,  учреждений, организаций для финансирования  строительства, ре­монта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения. При этом бюджеты могут быть любого уровня, так как в законодательстве на этот счет не содержится каких-либо ограничений.

9. Право представительного  органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право определять размеры этих платежей, льготы. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132)'.

10. Право на  компенсацию увеличившихся расходов  или уменьшившихся доходов, возникших  в результате решений, принятых  вышестоящими органами государственной  власти. Это право как важная гарантия стабильности местных бюджетов закреплено в Конституции РФ (ст. 133).

Здесь имеются  в виду случаи, когда принятое вышестоящим  органом власти решение приводит к уменьшению доходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация  производится за счет средств вышестоящих бюджетов.

11. Право представительных  органов местного самоуправления  самостоятельно определять организационные  формы контроля за исполнением  утвержденного им бюджета. Так,  по их решению может быть  создана муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета2.

12. Право органов  местного самоуправления регулировать  бюджетные отношения на территории  соответствующего муниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов Федерации. Они принимают решения по вопросам распределения и использования бюджетных доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно к местным условиям в принимаемых ими нормативных актах (например, положении о бюджетном процессе) и т.д.

13. Гарантированное  Конституцией РФ право местного  самоуправления на судебную защиту (ст. 133), распространяющееся и на область бюджетных отношений.

В случае нарушения  вышестоящими органами власти бюджетных  прав административно-территориальных  единиц соответствующие представительные органы местного самоуправления вправе обратиться за их защитой в арбитражный  суд. Конституционная гарантия усиливает значимость этого права.

Законодательство  исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в  праве на самостоятельный местный  бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуп­равления, в их правах на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Однако особенности муниципальных образований, обусловленные, в частности, зако­нодательством субъектов РФ, влияют на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных прав.

Понятие бюджетного процесса. Принципы и стадии бюджетного процесса

Процессуальные  нормы бюджетного права находят  свое отражение в специальном  институте — бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость  его регламентации  предопределены принципами бюджетной системы государства  (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие). Практически во всех странах вопросы, связанные с бюджетным процессом, регулируются конституционными положениями либо специальными законодательными актами, например, Закон США о контроле за бюджетом 1974 г., Общий закон  о бюджете Испании 1991 г. и др. В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней  проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.  В основе бюджетного процесса лежат специальные принципы, которые определяют порядок составления и исполнения бюджета, устанавливают полномочия органов власти, закрепляют их права и обязанности, исключают возможность неэффективного распределения бюджетных средств1. К принципам бюджетного процесса относятся:

1) принцип разграничения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;

2) принцип специализации  бюджетных показателей; 

3) принцип гласности  обсуждения бюджета; 

4) принцип иммунитета  бюджета; 

5) принцип ответственности за нарушение бюджетного процесса.

 Принцип  разграничения бюджетных полномочий  участников бюджетного процесса  состоит в четком определении  их прав и  обязанностей. В  нем находит свое отражение  системность распределения функций  и полномочий, в том числе наделение  от­

дельных участников бюджетного процесса исключительными  полномочиями, что предопределяет его  значительную роль среди других принципов. В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса  являются:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное  лицо субъекта, глава муниципального  образования; 

- законодательные  (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные  органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный  банк Российской Федерации; 

- органы государственного  и муниципального финансового   контроля;

- органы управления  государственными внебюджетными  фондами; 

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования  дефицита бюджета; 

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"