Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованьями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Файлы: 1 файл

фин. право.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

 

1. На основе классификации методов  осуществления финансовой деятельности  приведите примеры их выражения и реализации

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление  государством и муниципальными образованьями  специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение  и использование государственных  и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства  — это осуществление им функций  по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также  использования финансовых ресурсов для деятельности государственных  органов.

Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы.

  1. Методы собирания денежных средств:

- налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня (статья 56 БК РФ налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации);

- добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);

-   пошлины,  которые в отличие от налогов  взимаются, как правило, за  какие-либо услуги, оказываемые организации  или гражданину (государственная,  таможенная, судебная пошлина);

- страхование имущества, личности, ответственности, что позволяет  привлеченные таким образом средства  включать в денежный оборот;

-   иные методы, например штрафы, платежи.

  1. Методы распределения и использования:

- финансирование - заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам (статья 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ))

- кредитование - означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности (статья 93.2 БК РФ Бюджетные кредиты, статья 93.3 БК РФ предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам).

Финансирование применяется в  отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении  государственных организаций, так  и иных негосударственных организаций.

Расходы и доходы государства в  течение года могут быть реализованы  только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать  в фонды денежных средств в  строго определенные, заранее установленные  соответствующим финансовым планом сроки, от конкретных плательщиков, в  указанном объеме. Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Как видим, финансы отражают в абстрактной  форме все процессы, происходящие в государстве не только в области  экономики и социальной сфере, но и, что не менее важно, в области  политики, этики, демографии, экологии. 

Любое мероприятие в государстве  невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

 

 

2. Решите задачу

Студент Обломов за курение в  тамбуре пригородного поезда был  повернут штрафу, который был взыскан на месте. Обломов штраф уплатил, но на следующий день обжаловал действия сотрудника МПС в вышестоящую инстанцию, мотивируя тем, что в отношении него «был незаконно применен бесспорный порядок списания штрафа, что противоречит нормам финансового права». Проанализируйте действия студента.

 Студент Обломов в данной ситуации действительно нарушил Правила поведения на железнодорожном транспорте, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 11.17 КоАП  РФ курение в вагонах (в т.ч. в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах является правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Сумма административного  штрафа вносится или перечисляется  лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в  иную кредитную организацию (п.3 ст.32.2 КоАП РФ).

Списание  средств в бесспорном порядке  применяется как одна из форм безналичных  расчетов, независимо от наличия правовых конфликтов между кредитором и должником. Оно приобретает характер взыскания  только в том случае, если связано  с невыполнением должником своих  обязанностей, что влечет необходимость  в принудительном осуществлении  прав.

Таким образом, студент Обломов не может обжаловать действия сотрудника МПС в вышестоящей инстанции мотивируя тем, что в отношении него «был незаконно применен бесспорный порядок списания штрафа, что противоречит нормам финансового права». Применение термина  «бесспорный порядок списания штрафа» здесь не уместен, так как штраф был оплачен в добровольном порядке наличными денежными средствами непосредственно сотруднику МПС. Данный штраф никакого отношения к нормам финансового права не имеет, а относится к административным правонарушениям. Однако ввиду того, что штраф был взят наличными денежными средствами на месте, что противоречит п.3 статьи 32.2 КоАП РФ, нарушение имеет место.

 

  1. Проанализируйте законодательно закрепленные меры по защите сбережений граждан, защите прав вкладчиков

В Российской Федерации существует ряд нормативных актов, в которых закреплены меры по защите сбережений граждан и защите прав вкладчиков:  

- Федеральный  закон от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»

- Федеральный  закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»

- Указ  Президента РФ от 8 апреля 1996 г. N 494 «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации»

 Настоящие нормативные акты устанавливают обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности, ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. В данных нормативных актах закреплены права вкладчиков, а так же гарантии кредитных организаций по возвратности данных сбережений.

Гарантированные сбережения граждан являются государственным  внутренним долгом Российской Федерации. Государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Восстановление  и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан  производится путем перевода их в  целевые долговые обязательства  Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.

Приоритетными при обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации  являются цели, определяемые государственными программами социального и экономического развития Российской Федерации.

Первоочередное  обслуживание целевых долговых обязательств Российской Федерации устанавливается  для случаев использования их в целях:

- социальной защиты и обеспечения, неотложных социально необходимых нужд;

- экономического  стимулирования производства.

Часть денежных средств, предусматриваемых в федеральном  бюджете на указанные цели, подлежит использованию на установленные  цели через обслуживание целевых  долговых обязательств Российской Федерации  в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.

При этом используется механизм лицензирования коммерческой деятельности той или иной кредитной организации, определяются условия предоставления либо, наоборот, лишения такой лицензии. Тем самым пресекается, в частности, недобросовестная конкуренция. Необходимо также более точное законодательное  определение самого инструментария финансового рынка, посредством  которого могут вовлекаться средства граждан - вкладчиков.

Кроме того, государство  призвано осуществлять действенный  контроль за выполнением финансовыми  организациями тех функций, круг которых оговорен в соответствующей  лицензии.

В условиях хронического социально - экономического кризиса было чрезвычайно  сложно найти адекватные меры защищенности граждан по их вкладам в банки.

На сегодняшний день на отношения между гражданином-вкладчиком и банком распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей". Это позволяет гражданину-вкладчику  использовать предоставляемые этим Законом преимущества: предъявлять  иск в суд по своему месту жительства (п. 2 ст. 17 Закона) без уплаты государственной  пошлины (п. 3 ст. 17 Закона); требовать  компенсации морального вреда (ст. 15 Закона) и т.д.

С позиций Закона "О  защите прав потребителей" договор  банковского вклада - это возмездный договор об оказании услуг. Пункт 1 ст. 423 ГК называет возмездным договор, по которому сторона должна получить плату  или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. Услуга банка по договору банковского  вклада - это его действия, обеспечивающие возврат суммы вклада и выплату  процентов. Вознаграждение банка за эту услугу состоит в том, что  вкладчик предоставляет банку право  использовать сумму вклада в течение  срока его хранения. Таким образом, услуги по договору банковского вклада банк оказывает вкладчику бесплатно, но не безвозмездно.

Для обеспечения возврата и компенсации убытков создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов, участниками которого выступают Банк России и коммерческие банки (ст. 840 ГК). Банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов (ст. 38, 39 Закона "О банках и банковской деятельности"). По вкладам граждан в банках, в которых Российской Федерации, ее субъектам, а также муниципальным образованиям принадлежит более 50% уставного капитала (например, Сбербанк РФ) или долей участия, эти субъекты несут субсидиарную ответственность по требованиям вкладчика к банку. Способы обеспечения исполнения обязанностей банка по депозитам юридических лиц определяются договором между ними. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада (п. 3 ст. 840 ГК).

Таким образом, совершенствование механизма защиты прав вкладчиков предполагает признание основополагающего принципа - главную ответственность за результаты деятельности коммерческого банка, включая выполнение обязательств перед вкладчиками - гражданами России, несет не государство, а сам коммерческий банк. Государство может осуществлять здесь лишь регулирующие функции, создавая "плацдарм" для взаимоотношений между вкладчиком и банком.

4. На протяжении длительного  времени коммерческий банк проводил  рискованную кредитную политику, чем в итоге создал реальную  угрозу интересам вкладчиков  и кредиторов из-за возможности банкротства.

Кто, в каком порядке, и какие меры может применить к банку в этом случае?

 

В статье 19 Закона «О банках и банковской деятельности» перечислены случаи, в которых Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры воздействия. В качестве таких случаев определено совершение кредитной организацией следующих деяний (действий или бездействия):

1) нарушение федеральных  законов;

2) нарушение нормативных  актов Банка России;

3) нарушение предписаний  Банка России;

4) нарушение устанавливаемых  Банком России обязательных нормативов;

5) непредставление информации  в Банк России, физическим и  юридическим лицам по их требованию  либо представление неполной  или недостоверной информации;

6) непредставление информации  в бюро кредитных историй в  случае получения согласия субъекта  кредитной истории;

7) совершение действий, создающих  реальную угрозу интересам вкладчиков  и кредиторов

В ч. 2 ст.19 (в ред. Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 97-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации. А также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной  организации штраф в размере  до 1% размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1% минимального  размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной  организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов; замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России; осуществления реорганизации кредитной организации;

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"