Финансовое парво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:12, шпаргалка

Описание работы

инансовая система – совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответственных денежных фондов.

Финансовую систему Российской Федерации образуют следующие институты:
Государственные финансы;
Финансы хозяйствующих субъектов;
Кредитование
Страхование

Государственные финансы включают в себя бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов объединяют такие децентрализованные денежные фонды, как: финансы предприятий, финансы учреждений и некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 123.36 Кб (Скачать файл)

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  1. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  2. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и др.

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

Вопрос 23. Структура  бюджетной системы РФ. Доходы и  расходы бюджетной системы РФ, правовые основы

 

Бюджетная система – основанная на экономических отношения и  государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Итак в соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации;
  3. местные бюджеты.

Бюджеты любого уровня имеют  одинаковую структуру и состоят  из двух частей: доходной и расходной.

Под доходами бюджета в Бюджетном кодексе понимаются поступления в бюджет денежных средств за исключением средств, являющихся источниками финансирования бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации являются группы доходов:

  1. налоговые доходы (налоги, штрафы и пени по налогам);
  2. неналоговые доходы (например, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности);
  3. безвозмездные поступления (дотации, субсидии, субвенции).

Под расходами бюджета  в Бюджетном кодексе понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с бюджетным законодательством  источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходной  части бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, исполнение которых  согласовано с законодательством  Российской Федерации.

Среди состава расходов бюджетов всех уровней Бюджетным кодексом предусматривается создание резервных  фондов, исполнительных органов власти, резервных фондов Правительства  Российской Федерации, резервных фондов местных администраций и т.д.

 

Вопрос 24. Классификация  доходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации

 

Под доходами бюджета в  Бюджетном кодексе понимаются поступления  в бюджет денежных средств за исключением  средств, являющихся источниками финансирования бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации являются группы доходов:

  1. налоговые доходы;
  2. неналоговые доходы;
  3. безвозмездные поступления;

К налоговым доходам согласно Бюджетному Кодексу относятся доходы от предусмотренных законодательством  Российской Федерации налогов и  сборов (федеральных, региональных и  местных); от налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, а  также от пеней, штрафов по налогам  и сборов.

К неналоговым доходам  относят:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. дохожу, полученные от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых государственными или муниципальными учреждениями;
  4. средства, полученные в результате применения мер ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные при возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и др.

К безвозмездным поступлениям относят дотации, субсидии и субвенции.

Помимо перечисленных  групп доходов Бюджетный кодекс выделяет особенный вид доходов  – собственные доходы. К этому  понятию относятся налоговые  и неналоговые доходы, а также  безвозмездные перечисления за исключением  субвенций.

На основании разделения бюджетной системы на три уровня доходы бюджетов также можно разделить  на три уровня: доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов  федерации, доходы местных бюджетов.

 

Вопрос 25. Классификация  расходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации

 

Под расходами бюджета  в Бюджетном кодексе понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с бюджетным законодательством  источниками финансирования дефицита бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

  1. Общегосударственные вопросы:
    1. Функционирование Президента, Правительства Российской Федерации;
    2. Международные отношения и международное сотрудничество;
  2. Национальная оборона;
  3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  4. Национальная экономика:
    1. Общеэкономические воросы;
    2. Сельское хозяйство;
    3. Топливно-энергетический комплект;
  5. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  6. Охрана окружающей среды;
  7. Образование;
  8. Культура, кинематография;
  9. Здравоохранение;
  10. Социальная политика;
  11. Физическая культура и спорт;
  12. Средства массовой информации;
  13. Обслуживание государственного и муниципального долга;
  14. Межбюджетные трансферты 

Вопрос 26. Структура  бюджетного процесса в Российской Федерации

 

Бюджетный процесс  – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс подразделяется на стадии, регулируемые Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

Первая стадия – составление проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются на основе прогноза социально-экономического развития на срок не менее 3-х лет в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Организует и контролирует работу по составлению проекта бюджета  Правительство РФ, непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Президент также участвует  в первой стадии бюджетного процесса, обращаясь к Федеральному собранию с бюджетным посланием, в котором  определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Внесение Министерством финансов и уполномоченными финансовыми органами проектов федеральных законов о бюджетах в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения указанных проектов законов в Государственную Думу (1 октября текущего года – для федерального бюджета). Одновременно указанный проект предоставляется Президенту Российской Федерации.

Вторая стадия – рассмотрение и утверждение  бюджетов. Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. Срок рассмотрения в первом чтении – 20 дней со дня внесения проекта закона в Государственную Думу. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Информация о работе Финансовое парво