Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:01, реферат

Описание работы

Финансовое право-это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Файлы: 1 файл

Понятие финансового права.docx

— 18.75 Кб (Скачать файл)

Понятие финансового права.

Финансовое право-это  совокупность устанавливаемых и  охраняемых государственной властью  юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов государства, необходимых  для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право  подразделяется на общую и особенные части. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования.

В условиях возникновения  рыночных отношений государство  при управлении обществом активно  использует такие экономические  рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической  и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспекта:  как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы - это  не сами денежные средства, а отношения  между людьми по поводу образования, перераспределения и использования  фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения  валового общественного продукта и  национального дохода. Они являются средством контроля над производством  и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и  финансовые отношения - это обязательно  денежные отношения, но не все отношения  по поводу   денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие   отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Предмет и метод финансового  права.

предмету финансового  права относятся закрепление  структуры финансовой системы, распределение  компетенции в данной области  между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование  на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в  предмет финансового права отношения  отличаются по своему содержанию большим  разнообразием, что обусловлено  многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.

Итак, предмет  финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию  централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях  реализации его задач.

Основной метод  финансово-правового регулирования  — государственно-властные предписания  одним участникам финансовых отношений  со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен  и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании  государством для формирования своих  ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в  определенной части также действует  метод властных предписаний. Таким  образом, государство ставит условия  проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных  казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для  соблюдения лицами, вступившими в  данные отношения.

Особенности основного  метода финансового права заметно  проявляются в круге государственных  органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят  в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

Финансово-правовому  регулированию свойственны и  иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие  методы получают все более широкое  применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов  Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Финансовые  правоотношения, Понятие, содержание, субъекты.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами  финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных денежных фондов и  доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают  в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов  в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной   власти; в) всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные  черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают  два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и  расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты финансового  правоотношения. Следует различать  понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового  правоотношения”

Субъект финансового  права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового  правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права  и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам  финансового права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и  организации, не наделенные правами  юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт, соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими  лицами (гражданами); между физическими  лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового  правоотношения определяется видом  финансового правоотношения.

Источники Финансовое право

Главный источник финансового права - Конституция  Российской Федерации, конституции  и уставы субъектов Федерации . В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы. 
 

Информация о работе Финансовое право