Финансовое парво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:12, шпаргалка

Описание работы

инансовая система – совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответственных денежных фондов.

Финансовую систему Российской Федерации образуют следующие институты:
Государственные финансы;
Финансы хозяйствующих субъектов;
Кредитование
Страхование

Государственные финансы включают в себя бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов объединяют такие децентрализованные денежные фонды, как: финансы предприятий, финансы учреждений и некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 123.36 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Финансовая система Российской Федерации. Основные институты и их правовое регулирование

 

Финансовая система –  совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответственных денежных фондов.

Финансовую систему Российской Федерации образуют следующие институты:

  1. Государственные финансы;
  2. Финансы хозяйствующих субъектов;
  3. Кредитование
  4. Страхование

Государственные финансы  включают в себя бюджеты всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов  объединяют такие децентрализованные денежные фонды, как: финансы предприятий, финансы учреждений и некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.

Институт кредитования образуют отношения между коммерческими  банками и лицами, заключившими с  ними договоры банковского счета  или банковского вклада, отношения  по поводу предоставления банковских ссуд. К институту кредитования относят  также государственный кредит.

Институт страхования  образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности и страхование  предпринимательских рисков. 

Вопрос 2. Понятие «Финансовое право» и его источники

 

Финансовое право образует совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные  с аккумуляцией, распределением и  использованием денежных средств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований.

Источниками финансового  права являются законы и иные нормативные  акты, представительских и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также  международные договоры и соглашения.

Основой всех источников финансового  права является Конституция Российской Федерации и конституционные  акты субъектов Российской Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства  и служат базой для развития финансового  законодательства в различных отраслях.

Важными источниками финансового  права являются также Бюджетный  кодекс Российской Федерации и Налоговый  кодекс Российской Федерации.

Финансовая деятельность государства регулируется специальными законами, касающимися той или  иной области деятельности:

  • Федеральные законы (например, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле);
  • Законы субъектов Российской Федерации (например, закон о транспортном налоге г. Москвы);
  • Решения представительских органов местного самоуправления.

Большое значение в финансовой деятельности государства имеют  подзаконные акты:

  • Указы Президента Российской Федерации, правовые акты глав субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
  • Подзаконные акты органов исполнительной власти (например, Постановления Правительства);
  • Приказы и инструкции Министерства Финансов Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации;
  • Соглашения между финансово-кредитными организациями (например, акты, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг).

Решения Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда не являются источниками финансового  право (высказывают лишь позицию  суда).

 

Вопрос 3. Методы осуществления финансовой деятельности

 

Выделяют две группы методов  финансовой деятельности:

  1. Методы мобилизации фондов денежных средств;
  2. Методы распределения фондов денежных средств.

К первой группе относят  такие методы, как:

  • Налоговый метод  (часть доходов (или прибыли) субъекты в обязательном порядке и в установленных законом сроке и размерах отчисляют в бюджет);
  • Добровольные взносы денежных средств, вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
  • Пошлины (уплата пошлины влечет за собой предоставление каких-либо услуг со стороны государственных органов);
  • Страхование имущества, личности, ответственности (влечет за собой привлечение средств в денежных оборот);
  • Иные методы (например, штрафы);

Ко второй группе относят  два метода: финансирование и кредитование.

Финансирование – плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная  выдача денежных средств из бюджета.

Кредитование – плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача  денежных средств.

К другим методам можно  отнести: расчеты с держателями  облигаций и других ценных бумаг, выплаты страховых возмещений, пенсий и пособий.

 

Вопрос 4. Органы государственной  власти, осуществляющие финансовую деятельность

 

К государственным органам, осуществляющим финансовую деятельность относятся:

  1. Органы общей компетентности (речь о высших представительских и исполнительных органах власти. Они руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной политикой, валютно-денежные обращения и т.д.);
  2. Представительские органы (Федеральное Собрание, представительские органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (рассматривают, обсуждают и утверждают бюджеты));
  3. Президент Российской Федерации (издает указы по финансовым вопросам, подписывает федеральные законы, назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кандидатуру председателя ЦБ Российской Федерации);
  4. Правительство Российской Федерации (обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительских органах, осуществляет общее руководство исполнения бюджета и т.д.);
  5. Министерство финансов Российской Федерации (вносит в Правительство проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
    1. Федеральной налоговой службы;
    2. Федеральной службы по финансовым рынкам;
    3. Федеральная служба финансового-бюджетного надзора;
    4. Федеральное казначейство
    5. Федеральная служба по финансовому мониторингу
    6. Федеральная антимонопольная служба
  6. Центральный банк Российской Федерации (осуществляет руководство в области банковской деятельности).

 

Вопрос 5. Принципы финансового права

 

Принципом, лежащим в основе финансового права, является, прежде всего, приоритет в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований представительских органов перед исполнительными органами государственной власти.

Принцип федерализма. Принцип  состоит в том, что в государстве  принимается целая серия законодательных  актов о бюджетах различных уровней.

Принцип законности. В соответствии с данным принципом вся деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве регулируется нормами права, основа которых – Конституция РФ.

Принцип плановости. В соответствии с этим принципом государстве  не может развиваться, не рассчитывая  свои доходы на следующий год. Определяя  предполагаемые количество и объем  доходов, государство в тоже время  не может не рассчитывать предполагаемые затраты на предстоящий период.

 

Вопрос 6. Структура и виды финансово-правовых норм

 

Как и норма всякой другой отрасли финансово-правовая норма  состоит из гипотезы, диспозиции и  санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут  возникать финансовые правоотношения, и указывает на субъекты этих правоотношений.

Основа финансово-правовой нормы – диспозиция. Содержит предписание  того, как должны поступать участники  финансовых отношений.

Способом защиты правил, установленных нормами, является диспозиция.

Финансово-правовые нормы  в зависимости от содержания могут  быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем  денежных обязательств юридических  и физических лиц перед государством, определяют объем и направление  расходов государства.

Процессуальные нормы  устанавливают порядок применения действия норм материального права.

По характеру воздействия  на участников финансовых отношений  финансово-правовые нормы делят  на:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • уполномочивающие.

В зависимости от вида регулируемых отношений финансово-правовые нормы  делятся на:

  • бюджетные;
  • налоговые;
  • финансового контроля;
  • страховые;
  • банковские;
  • валютные;
  • другие.

В зависимости от вида нормативно-правового  акта, в которых содержатся финансово-правовые нормы, они делятся на:

  • нормы законов;
  • нормы подзаконных актов.

 

Вопрос 7. Система  финансового контроля в РФ. Понятие  и виды финансового контроля

 

Финансовый контроль –  регламентируемая нормами права  деятельности государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач.

В зависимости от времени  проведения финансовый контроль делится  на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до начала расходования подконтрольных денежных средств и материальных ценностей (например, подготовка проекта  бюджета).

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций (например, реализация средств, выделенных для капитального строительства).

Последующий контроль проводится после завершения финансовых операций.

Основной метод финансового  контроля – ревизия.

Ревизия – проверка финансово-хозяйственной  деятельности конкретного хозяйствующего субъекта  с целью установления ее законности и целесообразности.

На практике осуществляется несколько видов ревизии: документальная (проверка подлежат первичные денежные документы, а также сметы и  отчеты); фактическая (проверяются не только финансовые документы, но и наличие  денег, ценных бумаг и других материальных ценностей); полная (проверка всей деятельности субъекта); выборочная.

По итогам ревизии составляется акт ревизии, который подписывают  руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемой организации и главный  бухгалтер.

В акте ревизии указываются  ее цели, результаты, выявленные факты  нарушений, именуются виновные в  нарушениях, фиксируются предложения  по ликвидации нарушений и меры ответственности  виновных должностных лиц.

В случае возражений по содержанию и выводам акта, руководитель проверяемой  организации и главный бухгалтер  приобщают их к акту ревизии.

На основе акта ревизии  должны приниматься меры к устранению выявленных нарушений, а контроль за этими действиями возлагается на руководителя организации, назначившего ревизию.

В зависимости от субъектов  осуществления финансового контроля, он делится на:

  1. государственный
    1. общегосударственный
    2. надведомственный
    3. внутриведомственный
  2. муниципальный
  3. внутрифирменный
  4. аудиторский

Информация о работе Финансовое парво