Территориальное устройство Украины. Обязанности и права детей и родителей в семейном праве Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на который распространяется суверенитет и власть государства. Под территорией понимается не только сухопутная ее часть, но и водное и воздушное пространство над ними.

Содержание работы

Содержание:
Территориальное устройство Украины
Понятия, принципы и формы территориального устройства
Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым
Административно-территориальное устройство Украины

Права и обязанности детей и родителей в семейном кодексе Украины
Общие основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей
Определение происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке между собой
Определение происхождения ребенка, родители которого не состоят в браке между собой
Личные неимущественные правоотношения родителей и детей
Лишение родительских прав
Правоотношения родителей и детей по поводу имущества
Алиментные правоотношения родителей и детей
Обязанность родителей содержать совершеннолетних детей и их выполнение
Обязанность совершеннолетних детей содержать родителей и ее выполнение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 77.35 Кб (Скачать файл)

Таким образом, особенности  правового статуса автономных образований  в унитарном государстве состоят  в том, что:

а) автономия, в отличие  от других территориальных образований, имеет свой особый правовой статус, основы которого закреплены на уровне общегосударственной конституции  и конкретизированы в специальном  уставном законодательстве - в конституциях (уставах) автономии, в договорах  о разграничении полномочий, в  законах о специальном правовом статусе автономного образования;

б) автономия в унитарном  государстве обычно имеет форму  административно-территориальной единицы;

 в) такая автономия  не имеет суверенитета;

 г) она возникает  в результате наделения центральной  властью отдельной территориальной  единицы более широким кругом компетенции;

д) как правило, автономным является образование, которое конституирована качестве автономного;

 е) органы власти  автономии получают свои полномочия  не непосредственно от народа  данной территории, а от центральных  органов власти унитарного государства,  то есть их условно можно  считать органами вторичного  представительства; 

ж) автономное образование имеет свой особый вид публичной власти - власть автономии;

з) организация власти в автономии, ее структура и компетенция определяются центральными органами государственной власти и закрепляются в конституции унитарного государства;

и) автономия в унитарном государстве не может самостоятельно определять основы своей организации, принимать свою конституцию и самостоятельно определять принципы своих взаимоотношений с центральной властью, поскольку основы правового статуса автономии в унитарном государстве определяются органами государственной власти унитарного государства;

 к) автономное образование имеет свой специфический предмет ведения;

л) автономное образование не имеет права самостоятельно изменить свой правовой статус

м) автономия в унитарном государстве выступает одним из средств децентрализации публичной власти.

На основе изложенного  можно определить автономную республику как несуверенную территориальную общину, которая конституирована как автономная властью государства, в состав которой она входит, имеет свои особые органы публичной власти, наделенная определенной политико-правовой самостоятельностью, но действует на основании и в пределах общегосударственной конституции, не может самостоятельно изменить свой правовой статус и выступает средством децентрализации в осуществлении публичной власти.

Согласно ст. 2 Основного  Закона, суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, и Украина  является унитарным государством. Статья 133 Конституции Украины закрепляет, что Автономная республика Крым, вместе с административно-территориальными единицами, являются составной частью административно-территориального устройства Украины. Вместе с тем Конституция  Украины содержит даже не отдельную  статью, а целый раздел, который  называется «Автономная республика Крым», и закрепляет основы ее правового  статуса в составе Украины. Анализ положений этого раздела гласит, что Автономная Республика Крым имеет определенные признаки государственности, а именно: в названии этого автономного образования является слово «Республика», она имеет свою Конституцию; она имеет свой особый представительский орган - Верховный Совет Автономной Республики Крым, в которой есть право принимать Конституцию и другие нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым; она также имеет свое правительство - Совет министров, который также издает нормативно-правовые акты; имеет свою территорию, свои флаг, герб, гимн, столицу, государственный язык.

Однако названные признаки государственности существенно  ограничиваются другими нормами  раздела Х Конституции Украины: Конституция Автономной Республики Крым должна быть утверждена не менее  чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины; нормативно-правовые акты властных органов  Автономной Республики Крым принимаются  согласно Конституции Украины, законов  Украины, актов Президента и Кабинета Министров Украины и на их исполнение. Кроме этого, Автономная республика Крым имеет право осуществлять нормативное  регулирование исключительно по вопросам, которые определены ст. 137 Конституции Украины. К этим вопросам относятся, в основном, вопросы местного хозяйства; полномочия, порядок формирования Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики и некоторые другие.

Приведенные положения  Основного Закона Украины дают основания  сделать вывод, что Автономная Республика Крым в составе Украины является полуполитической автономией (исходя из того понимания этого вида автономии, которое приводилось выше),поскольку политические полномочия этого образования достаточно существенно ограничены Конституцией Украины. Вместе с тем это еще раз подчеркивает, что Автономная Республика Крым не является обычной административно-территориальной автономией, а тем более - обычной административно-территориальной единицей. Ведь ни одна из них не наделена правом принимать собственную Конституцию, хотя и в соответствии с общегосударственной Конституцией.

Весьма характерны и  причины образования в составе  Украины Автономной Республики Крым. Для их наиболее полного анализа  необходимо кратко обратиться к истории. Впервые на территории Крымского  полуострова республика была провозглашена  еще в 1918 Двадцать восьмого-тридцатого января 1918 Чрезвычайный съезд Советов Тавридской губернии образовал ЦИК Тавриды как центральный орган власти Советов. А уже 21 марта ЦИК Тавриды принял решение об образовании Советской Социалистической Республики Тавриды. Однако эта республика просуществовала лишь немногим более одного месяца. Вскоре после ее провозглашения Крым был захвачен австро-германскими войсками, и почти два с половиной года на территории Крыма шла гражданская война.

После возобновления в  Крыму советской власти Таврическая  Республика восстановлена не была. Восемнадцатого октября 1921ВЦИК и СНК  РСФСР приняли постановление  об образовании Крымской Автономной Социалистической Советской Республики - территориальной автономии (поскольку  на ее территории проживало большое  количество представителей различных  национальностей) в составе РСФСР. Крымская АССР как субъект РСФСР  просуществовала почти 24 года, пока в июне 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ее не была преобразована  в Крымскую область. А в 1954 г. Президиум  Верховного Совета СССР, учитывая общность экономики, территориальную близость, тесные хозяйственные и культурные связи Крымской области и Украины, принял решение о передаче Крымской области из состава РСФСР в  состав Украинской Советской Социалистической Республики. С тех пор и до 1991 г. Крым был конституционно определен  как обычную административно-территориальную  единицу - область в составе УССР, которая, собственно, ничем не отличалась от других областей.

Анализ политических реалий, сложившихся в конце 80-х - начале 90-х гг.свидетельствует, что распад СССР привел к своего рода «парада» суверенитетов - союзные республики начали провозглашать свою государственную независимость. После нескольких десятков лет тоталитаризма наблюдалась определенная эйфория от широких демократических изменений. Проблема правового статуса Крыма, которую не могли поднимать в условиях существования в СССР тоталитарного режима, приобрела особую актуальность в период демократизации общественной жизни - перед законодательным органом УССР встал вопрос о восстановлении в Крыму территориальной автономии.

Учитывая форму государственного устройства Украины и учитывая политико-правовые реалии того периода, 28 января 1991 г. Президиум  Верховного Совета УССР принял Постановление  «Об обращении Крымского областного Совета народных депутатов о восстановлении Крымской АССР», согласно которой вопрос о восстановлении Крымской АССР был  вынесен на рассмотрение Верховного Совета УССР. И уже 12 февраля 1991(т.е. еще до времени провозглашения государственной  независимости Украины) Верховный  Совет УССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», которым конституировался региональный характер Крымской автономии.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод: восстановление в 1991 г. в пределах территории Крымской области УССР Автономной Республики было обусловлено исключительно политическими процессами. Фактически это лишь дань истории и своего рода искупление за преступление власти перед крымскотатарским населением, которое после Второй мировой войны были депортированы за пределы Крымского полуострова. Других предпосылок для создания автономии на территории Крыма не было.

В условиях демократизации государственной и общественной жизни Украины довольно ярко сказываются  проблемы конституционно-правового  статуса Автономной Республики Крым. В советской государственно-правовой доктрине протяжении довольно длительного  времени автономные республики фактически приравнивали к обычным административно-территориальных единиц, несмотря на их названия «республика».Советские ученые доказывали, что автономия советских республик означает лишь даровано свыше право на специфический вид местного самоуправления и местного хозяйства. Советские автономные республики, равно как и советские автономные области, признавались не государствами, а лишь внутренне-государственными территориальными единицами.

Современная украинская конституционно-правовая наука, которая вышла из советской  правовой доктрины, тоже в основном продолжает обосновывать специфику  правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины как  особого вида административно-территориальной  единицы. А установленный Конституцией Украины порядок принятия и утверждения  Конституции Автономной Республики Крым, на наш взгляд, фактически повторяет  процедуру принятия и утверждения  конституций автономных республик, которая была установлена еще  в конституционном законодательстве СССР 20-х годов прошлого века.

Хотя правовой статус Автономной Республики Крым в составе Украины  по своему содержанию и объему полномочий несколько шире и демократичнее, чем статус советской автономной республики, его основы обусловлены  именно советской правовой доктриной. В связи с этим необходимость  совершенствования правового статуса  автономии остается одной из наиболее актуальных политико-правовых проблем  настоящего.

1.3  Административно-территориальное устройство Украины

Административно-территориальное  устройство Украины приобрел завершенный  вид в процессе развития государства. Однако он уже не в полной мере соответствует  политическим и социально-экономическим  реалиям, которые сложились в  Украине, поскольку в основном, был  создан еще в 1930-х годах. На этом же этапе развития происходят значительные изменения, которые касаются почти  всех сторон государственной и общественной жизни. Это и внедрение в экономику  страны рыночных механизмов и обострения политических процессов, и многое другое.

Термин «административно-территориальное  устройство» нельзя отождествлять  с понятием «территориальная организация  государства», которое означает построенную  по территориальным принципам государственную  организацию общества и предполагает, прежде всего, деление территории государства  на избирательные, военные округа, административно-территориальные  единицы и т.д. Наряду с понятием «административно-территориальное  устройство» употребляется термин «административно-территориальное  деление», хотя эти понятия не являются синонимами, так как второй означает процесс деления территории государства  на административно-территориальные  единицы, а понятие «административно-территориальное  устройство» органично соединяет  два элемента государственности: территориальное деление и систему государственных органов. Таким образом, административно-территориальное устройство следует определять как обусловленное задачами и функциями государства и проведенное с учетом природно-исторических, экономических, национальных и других особенностей деление территории государства на отдельные части, согласно которому строится система местного самоуправления, других государственных и негосударственных органов в целях обеспечения их практической деятельности.

Согласно ст. 133 Конституции  Украины, в систему административно-территориального устройства государства входят: Автономная республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. В перечень административно-территориальных  единиц в Конституции не называются сельские и поселковые советы. Они  сохранились и в силу своей  исключительной необходимости должны быть сохранены в будущем. Статья 133 Конституции в связи с этим требует соответствующих изменений.

Система административно-территориального деления Украины построена на базе координации и субординации, создание структурных уровней (звеньев).Для современной системы административно-территориального устройства Украины характерны три структурные уровни: высшее звено - Автономная республика Крым, область, города со специальным статусом - Киев и Севастополь); среднее звено - район, город областного подчинения; низовое звено - город районного подчинения, поселок (поселок городского типа), село, сельсовет, поссовет. 

Впервые в Украине области  были созданы в 1932 году. Перечень областей и городов, имеющих специальный  статус, содержится в Конституции  Украины (ч. 2 ст. 133).В состав Украины  входят Автономная республика Крым и 24 области: Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская область, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская, города Киев и Севастополь. Территории областей делятся на районы. На территории области располагаются города, которые подчиняются непосредственно областным органам. Конечно, области именуются по названию областного центра (исключением являются Закарпатская и Волынская область).

В системе административно-территориального устройства крупнейшими единицами  являются Автономная республика Крым и области. Крупнейшими по территории является Одесская область - 33,3 тыс. кв. км, Днепропетровская, Черниговская - 31,9 и Харьковская область - 31,4 тыс. кв. км. Наименьшими: Черновицкая область - 8,1 тыс. кв. км, Закарпатская область - 12,8 и Тернопольская область -13,8 тыс. кв. км области. По численности населения крупнейшими являются такие области: Донецкая область - 4841,1 тыс. человек, Днепропетровская область - 3567,6, Харьковская - 2914,2 тыс. человек.

В Украине есть два города - Киев и Севастополь - со специальным  статусом (ч. 3 ст.133), который определяется законами Украины. 15 января 1999 Верховная  Рада Украины приняла Закон «О столице Украины - город герой  Киев». Закон о городе Севастополь  пока не принят.

Важное значение приобретают города областного и районного подчинения. В них содержатся объекты промышленного производства, науки, культурно-образовательные учреждения и другие объекты, без которых невозможно функционирование городов. В Украине всего 457 городов. Небольшие города и, прежде всего, районные центры нуждаются в государственной поддержке.

Важное место в системе  административно-территориального устройства Украины принадлежит районам. Это  звено связывает областные и  республиканские органы с городскими, поселковыми и сельскими советами, предприятиями, организациями и  т.д. Каждый из районов является экономически целостным комплексом со своей социальной инфраструктурой. Сейчас в Украине  насчитывается 608 районов, из них в  городах - 118. Больше районов в городе Киеве - 10, в Днепропетровской области - 18, Донецкий -21.Крупнейшим сельским районом  является Голопристанский Херсонской области - 3435 кв. км, а наименьшим - Воловецкий Закарпатской области - 544 кв. км. Наиболее населенным районом является Харьковский - около 225 тыс. человека. А наименее населенным - Верхнерогачинський Херсонской области - около 15 тыс. человек.

Информация о работе Территориальное устройство Украины. Обязанности и права детей и родителей в семейном праве Украины