Территориальное устройство Украины. Обязанности и права детей и родителей в семейном праве Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:20, реферат

Описание работы

Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на который распространяется суверенитет и власть государства. Под территорией понимается не только сухопутная ее часть, но и водное и воздушное пространство над ними.

Содержание работы

Содержание:
Территориальное устройство Украины
Понятия, принципы и формы территориального устройства
Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым
Административно-территориальное устройство Украины

Права и обязанности детей и родителей в семейном кодексе Украины
Общие основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей
Определение происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке между собой
Определение происхождения ребенка, родители которого не состоят в браке между собой
Личные неимущественные правоотношения родителей и детей
Лишение родительских прав
Правоотношения родителей и детей по поводу имущества
Алиментные правоотношения родителей и детей
Обязанность родителей содержать совершеннолетних детей и их выполнение
Обязанность совершеннолетних детей содержать родителей и ее выполнение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 77.35 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

 

 

Кафедра философских и  социальных наук

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

Территориальное устройство Украины.

Обязанности и  права детей и родителей в  семейном праве Украины.

По дисциплине «Правоведение»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ст. гр. П-21д

Есионова П.П.

Проверила: Ст. пр.

Червинская Р.В.

 

 

 

Севастополь

2012

Содержание:

  1. Территориальное устройство Украины
    1. Понятия, принципы и формы территориального устройства
    2. Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым
    3. Административно-территориальное устройство Украины

 

  1. Права и обязанности детей и родителей в семейном кодексе Украины
    1. Общие основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей
    2. Определение происхождения ребенка от родителей, состоящих в браке между собой
    3. Определение происхождения ребенка, родители которого не состоят в браке между собой
    4. Личные неимущественные правоотношения родителей и детей
    5. Лишение родительских прав
    6. Правоотношения родителей и детей по поводу имущества
    7. Алиментные правоотношения родителей и детей
    8. Обязанность родителей содержать совершеннолетних детей и их выполнение
    9. Обязанность совершеннолетних детей содержать родителей и ее выполнение
  2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Территориальное устройство Украины

 

1.1 Понятия, принципы и формы территориального устройства

Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на который распространяется суверенитет и власть государства. Под территорией понимается не только сухопутная ее часть, но и водное и  воздушное пространство над ними.

Территориальное устройство Украины - это внутреннее ее разделение на определенные территориальные части, соотношение государства в целом с ее составными частями.

В мире нет такого государства, территория которой не делилась бы на определенные части. Даже самые маленькие страны имеют разделение своей территории. Территориальное устройство дает ответ на вопрос о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каков их правовой статус, как строятся взаимоотношения центральных органов с местными.

Территориальное устройство необходимое для осуществления  самых разнообразных государственных  функций. Прежде всего, согласно территориального устройства строится система государственных органов и самоуправляющихся органов на местах. Он также способствует сбалансированному развитию всей территории, созданию благоприятных условий для удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей граждан и т.д.

Территориальному устройству посвящен IX раздел Конституции Украины. Нормы настоящего раздела является одним из важнейших правовых институтов конституционного права Украины. Сущность территориального устройства Украины  отражается в его принципах, которые  определены в Конституции Украины (ст. 132). К ним относятся: единство и целостность государственной  территории; сочетания централизации  и децентрализации в осуществлении  государственной власти; сбалансированность социально-экономического развития регионов.

Сущность принципа единства и целостности территориального устройства заключается в том, что  территория Украины составляет единое целое, ее составные части находятся  в тесной взаимной связи, на которой  действуют только законы Украины. Этот принцип установлен в ст. 2 Конституции  Украины, в которой указывается: «Территория Украины в пределах существующей границы является целостной  и неприкосновенной».

Принцип сочетания централизации  и децентрализации в осуществлении  государственной власти означает, что  в Украине должна быть такая организация  территории, которая отвечала бы интересам  государства и отдельных регионов.

Чрезмерная централизация  власти может привести к некоторым  искажениям в развитии государства, в частности в экономике, поскольку  не учитывает всех особенностей того или иного региона. В свою очередь, предоставление регионам слишком широких  прав может привести к нежелательным  последствиям и даже к распаду  государства. Однако прочность государства  зависит от крепости регионов. А  чтобы регионы всесторонне развивались, необходимо расширять самостоятельность  и ответственность органов местного самоуправления в решении задач  жизнеобеспечения и развития территорий с учетом местной специфики и социально-экономических особенностей. То есть суть этого принципа заключается в оптимальном соотношении между централизацией власти и децентрализацией функций государственного регулирования самоуправляющихся территорий. Поэтому необходимо разграничить функции между государством и местным самоуправлением.

Принцип сбалансированности социально-экономического развития регионов способствует развитию всех частей государства (городов, поселков и других населенных пунктов) с учетом социально-экономических  факторов, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурно-исторических традиций. Суть этого принципа заключается  в равномерном экономическом  и социальном развитии всей территории страны.

Охарактеризованные принципы направлены на оптимальное и эффективное  управление государством, чего можно  достичь лишь при условии применения всех принципов в единстве и взаимосвязи.

С территориальным устройством  непосредственно связана форма  государственного устройства. Формы  государственных связей бывают разные. Современные государства по форме  устройства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство - это государство, которое является единственным, то есть в состав которой не входят другие государства. Его территория составляет единое целое, а делится оно только на административно-территориальные единицы. Унитарное государство имеет общие для всей страны органы власти (такие как парламент, правительство, верховный суд), функции которых распространяются на всю территорию. В унитарных государствах действует, как правило, единая система законодательства.

Украина, согласно ст. 2 Конституции  Украины, является унитарным государством. В то же время в ее составе есть Автономная республика Крым. Однако сам  факт наличия автономии в составе  государства никогда не был обязательным признаком федерации.

Федеративное государство - это государство, которое создано в результате добровольного объединения двух или нескольких государств или вследствие присоединения к государству территории с сохранением их определенной государственной обособленности, или в результате автономности территориальных единиц, которая в дальнейшем возрастает и приобретает существенную политико-правовую самостоятельность.

Территория федерации состоит  из территории государств, которые  в нее входят. Вследствие объединения  государств создается новое союзное  государство, а потому связи между  членами федерации имеют государственно-правовой характер. Статус федерации и ее субъектов определяется конституциями федеративных государств. Субъекты федерации суверенитетом не обладают, а потому не имеют права выхода из нее. Парламент федеративных государств всегда состоит из двух палат, в одной из которых представлены субъекты федерации. Федерация характеризуется тем, что наряду с общефедеративной конституцией, общефедеративными органами государственной власти и законодательством своя конституция, законы, своя система законодательных, исполнительных и судебных органов имеется и у ее субъектов.

Для федераций характерно конституционно установленное разграничение компетенции  между федерацией в целом и  ее субъектами. В ведение федерации  входят важнейшие вопросы государственной  жизни: внешняя политика, оборона  страны, финансы, налогообложение, организация  федеральных органов, разрешения конфликтов между субъектами федерации.

Компетенция субъектов федерации  в целом является более широкой, но она сводится в основном к вопросам, не требующим единообразного регулирования. Среди них - организация местного самоуправления, общественного порядка, охрана окружающей среды, установление местных налогов и др.

Федеративные государства характеризуются  также наличием общефедеративного гражданства и гражданства субъектов федерации.

Различают федерации: 1) по национальному  признаку, 2) по территориально-национальному  признаку, 3) по территориальному признаку.

Наиболее устойчивыми федерациями  являются федерации, созданные на территориальной  основе. А федерации, которые были построены по национально-территориальному признаку, такие как бывшие СССР, Югославия, Чехословакия, с падением социализма распались.

Известная еще и такая форма  межгосударственного союза, как  конфедерация. Конфедерация - это союз двух или нескольких самостоятельных  государств, объединившихся для достижения определенной цели, главным образом, имеющее внешнеполитический и военный  характер. Однако такое объединение  государств не создает нового государства, поскольку каждое государство такого союза сохраняет свой суверенитет. Отсюда и наиболее кардинальное отличие  конфедерации от федерации. Федерация  является союзным государством, или, другими словами, - это одно общее  государство, то есть государственно-правовое объединение. В отличие от него, конфедерация - это не одно новое государство, а союз государств, то есть международно-правовое объединение. С таким кардинальным отличием этих форм объединения связаны  и все другие их отличия. Так, конфедерация не имеет суверенитета, ибо суверенитет  принадлежит государствам, входящим в нее: это, в частности, находит  свое выражение в том, что никакие  решения союзной власти не имеют  силы на территории государств, входящих в состав конфедерации без ее согласия.

Конфедерация как форма объединения  государств - достаточно редкое образование. Образовывались конфедерации на разных этапах истории, и после непродолжительного существования они распадались  или превращались в федерации (США, Германия, Швейцария). История конфедераций свидетельствует о том, что эта  форма была распространена, главным  образом, в XIX веке, а в современном  мире она не используется. Правда, попытка  создать конфедерацию была и в  ХХ веке. Так, в 1982 г. две африканские  государства - Сенегал и Гамбия объединились в конфедерацию (Сенегамбии), но уже в 1989 г. она распалась, еще раз подтвердив неустойчивость таких объединений государств.

Делалась попытка и иного  характера - превратить федерацию на конфедерацию. К ней прибегали, чтобы  не допустить распада бывшего  СССР, однако и она была безрезультатной, поскольку не нашла поддержки  среди руководителей государств бывших союзных республик. Это и  не удивительно, ибо, как показывает опыт конфедераций, в ее пределах государства не могут наладить устойчивых, длительных взаимовыгодных отношений

1.2 Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым

Согласно ст. 133 Конституции Украины, в состав Украины, наряду с областями, городами Киевом и Севастополем, входит Автономная республика Крым, которая имеет особый конституционно-правовой статус.

Правовой статус Автономной Республики Крым определяется нормативно-правовыми  актами: Конституцией Украины, законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и другими актами.

Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым составляют следующие основные элементы: 1) полномочия (совокупность прав и обязанностей); 2) предметы ведения (сферы общественных отношений, в которых Автономная республика Крым имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование); 3) функции Автономной Республики Крым (основные направления деятельности); 4) принципы, на которых основывается правовой статус (основополагающие правовые идеи, которые отражены в Конституции  Украины и Конституции Автономной Республики Крым); 5) гарантии Автономной Республики Крым (условия обеспечения осуществления полномочий Автономной Республики Крым).

Рассматривая правовой статус Автономной Республики Крым в  составе Украины, предварительно следует  кратко определиться со смыслом и  с правовой природой автономии вообще.

Различные виды автономии  существуют в составе более чем  двадцати унитарных государств. Кроме  Украины административные автономные образования входят в состав таких  унитарных государств, как Великобритания, имеющая в своем составе автономии: Северную Ирландию, остров Мэн и ряд других малых островов; Габон - автономный район Гамба; Дания - Фарерские острова, Гренландию, Испания - Страну Басков, Каталонию, Андалусию, Галисию и др.; Италия - Сицилию, Сардинию, долину Аоста и другие административные области; Финляндия - Алонские острова; Франция - остров Корсика и др..

Характерной особенностью правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины можно  считать именно отсутствие у нее  суверенитета, походную природу ее публичной власти от суверенитета Украины. Сущность автономии в унитарном  государстве заключается также  и в том, что автономия является действенным средством обеспечения  существенной децентрализации в  осуществлении публичной власти.

Информация о работе Территориальное устройство Украины. Обязанности и права детей и родителей в семейном праве Украины