Система налогов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3

1. Сущность налога __________________________________ 5

1.1 Понятие и роль налогов ____________________________ 5

1.2. Элементы закона о налоге _________________________ 5

1.3. Виды налогов ____________________________________ 6

1.4. Функции налогов __________________________________ 7


2. Налоговая система ________________________________ 9

Налоговая система и ее задачи _____________________ 9

Виды налоговых систем ___________________________ 9

Принципы налогообложения ______________________ 10


3. Система налогов в Российской Федерации __________ 14


3.1. Классификация налогов в российской экономике ______ 14

3.2. Основные налоги ________________________________ 17


4. Совершенствование налоговой системы

Российской Федерации _______________________________ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________34

Список используемой литературы _________________________36

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

 

При этом следует иметь  в виду, что применение налоговых  льгот в целях стимулирования экономического развития одновременно ведет к усложнению налогового законодательства; у налогоплательщиков появляется стимул перевести свою деятельность под  формальные признаки и условия, позволяющие  им претендовать на получение незаслуженных  или избыточных налоговых льгот.

 

В связи с этим и в  западных странах, и в Российской Федерации серьезной проблемой  стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов.

 

В этих условиях резко возрастает важность и значимость контрольной  работы налоговых органов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное – сформировать у налогоплательщиков понимание  неотвратимости выявления нарушения  и взыскания в бюджет полной суммы  причитающихся к уплате налогов. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.

 

К сожалению, многие формы  налоговых злоупотреблений не могут  быть устранены только этими методами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты  сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования  нормативно-правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения  налоговых нарушений. Следует предусмотреть  установление жесткого повседневного  контроля за соблюдением налогового законодательства, заблаговременное пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов. Данная работа может вестись по следующим направлениям:

 

 

·        изменение  организационной структуры налоговой  администрации (создание региональных налоговых инспекции, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность);

 

·        ускоренное развитие информационных технологий в  налоговой системе, одним из направлений  которого является образование центров  обработки данных, в которых создается  единый информационный массив данных на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от него самого, но и из других источников (государственных  и негосударственных структур), что  позволит производить полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщике, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми категориями налогоплательщиков;

 

·        реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет и т.п.

 

 

Повышению собираемости налогов  может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее  законодательство о налогах и  сборах, так и улучшение налогового администрирования.

 

Практика последних лет  показывает бесперспективность попыток  устранения основных недостатков действующей  налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое  законодательство. Налоговая реформа  должна предусматривать, с одной  стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для  бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования  и сужение возможностей для уклонения  от налогообложения.

 

Следует добиваться перехода к системе единого общегосударственного Реестра налогоплательщиков, в котором  должны учитываться все граждане, начиная с рождения. При этом каждому  гражданину должен присваиваться единый и постоянный идентификационный  номер (ПИН-код). Необходимо также поставить вопрос о переводе в систему МНС России кадастра недвижимости (Земельного кадастра) и, возможно, единого депозитария ценных бумаг предприятий «первой линии» (прошедших листинг фондовой биржи). Клиентов этих двух реестров интересует, прежде всего, надежность ведения их учета, что и будет им обеспечено под строгим контролем государства – в лице налоговых органов. Одновременно будут решены и вопросы уклонения от уплаты налогов в этой сфере.

 

Кроме того, на ближайшую  перспективу следует подумать об объединении на основе налогового учета  всех видов государственного учета, включая и паспортный (сейчас государство  ведет дорогостоящий параллельный учет граждан, с присвоением соответствующих  кодов, номеров и др., по документам регистрации рождений, внутреннего  и зарубежного паспортов, пенсионного, медицинского страхования и т.д.). Тогда вместо внутренних паспортов  граждане могут пользоваться простейшими (но существенно более надежными) удостоверениями личности, в которых  кроме их налогового номера (ПИН-кода), будут содержаться еще и их отпечатки пальцев (в реальном виде или цифровом формате). В Москве такая работа уже ведется, и предполагается, что в течение следующих одного-полутора лет все коренные жители столицы получат единую «карточку москвича». При реализации этой меры в федеральном масштабе государство получит существенную экономию, граждане – большие удобства, а налоговые органы – новое эффективное средство налогового контроля.

 

Следующей важной мерой является закрепление за налоговым ведомством функции сборщика налогов. В настоящее  время в налоговой сфере действую многие ведомства: кроме МНС России, Минфин России, федеральное казначейство, Банк России и т.д. От такой ситуации государство не выигрывает, тратятся огромные средства на ведение параллельных систем учета, эффективность налогового контроля падает, осложняется ведение  единой налоговой статистики. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать МНС России все функции по сбору всех налогов  и других обязательных платежей в  стране на единый счет налоговых органов.

 

Обоснование правомерности  такой меры состоит в следующем.

 

Во-первых, общегосударственное  налоговое ведомство собирает платежи  для всех звеньев бюджетной системы  страны, включая также и социальные фонды, а федеральное казначейство ведает только вопросами федерального бюджета.

 

Во-вторых, соединение в одном  органе (в федеральном казначействе) расходных и доходных функции  прямо противоречит основному принципу финансового контроля, по которому запрещается объединять в одних  руках сбор доходов и реализацию контрольных функции в сфере  их расходования. Нарушение этого  принципа , как мы хорошо видим на практике, создает возможности для применения различного рода полулегальных зачетных схем, для неоправданного предоставления налоговых льгот, ущемления при распределении собранных налоговых средств интересов отдельных звеньев бюджетной системы и т.д.

 

В-третьих, при современной  системе налогообложения собираемые налоговые поступления не сразу превращаются в доход государства – из этих сумм необходимо произвести еще возврат излишне уплаченных налогов, денежных средств в порядке реализации прав налогоплательщиков на получение налоговых льгот и т.д. кроме того, по некоторым видам налогов возврат ранее уплаченных сумм является закрепленной законом (Налоговым кодексом Российской Федерации) обязательной функцией налоговых органов (например, возврат НДС экспортерам, а в европейских странах налоговые органы возмещают суммы НДС и туристам). Кроме того, как показывает опыт других стран, по некоторым видам налогов целесообразно применять временное депонирование денежных сумм в счет будущих налоговых обязательств налогоплательщиков, так как иногда организациям оказывается удобным уплатить налоги заранее, до срока наступления налоговых платежей, и т.д.

 

Все эти  вопросы могли  бы быть эффективно решены через объединение  в лице МНС России функции и  контролера, и сборщика налогов. В  будущем реализация этой меры могла  бы привести к созданию универсального механизма платежей, который в  дальнейшем может выполнять и  функции федерального расчетного центра. В соответствии с этим предложением налоговая  служба будет выступать  в роли специализированного федерального банка, где каждому налогоплательщику будет открыт личный расчетный счет, в котором по дебету будут отражаться его обязательства по уплате налогов, а по кредиту – переплаты и возвраты по этим платежам. При таком порядке отпадет надобность в применении любых особых порядков возврата налогов ( как и в настоящее время – по справке налоговой инспекции, обязательно на личный банковский счет налогоплательщика, с соблюдением установленных сроков), а налогоплательщики получат право либо не снимать возвращаемые ему средства с их счетов в налоговой службе до наступления сроков следующих платежей (в настоящее время такие зачеты для них ограничены требованием зачисления переплат по налогам только в доходы того звена бюджетной системы, за счет которого возникли эти переплаты), либо даже заблаговременно вносить на эти счета денежные авансы (с начислением среднего процента на остаток) с поручением налоговым органам списывать из них налоги и другие обязательные платежи по мере наступления в отношении их сроков уплаты.

 

Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной  налоговой доктрины России, а методы и средства их решения – в Общей  концепции налоговой политики и  основных направлениях развития налоговой  системы России. В этих документах можно будет не только обозначить и закрепить основные направления развития налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации и совершенствования её структуры, но и сформировать условия обеспечивающие наиболее полное и эффективное выполнение возложенных на нее действующим законодательством задач с учетом тенденции развития налогово-бюджетной системы и национальной экономики в целом.

 

Переориентация функции  налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки  для экономического роста и притока  инвестиции в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать  надежный фундамент для обеспечения  стабильных поступлений в казну  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая  система России была адаптирована к  новым общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

 

Следует сказать, что налоговая  система России создается практически  заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в  ближайшее время не может быть  стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также  других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

 

 

·              Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с разных доходов  при разных условиях их получения  должны взиматься разные налоги;

 

·              Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий  независимо от формы собственности  и для всех граждан независимо от видов деятельности (при равенстве  полученных доходов);

 

·              Система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы  налогообложения (подоходное, поимущественное  и т.п.) при умелом их сочетании;

 

·              Стабильность и гибкость налоговой  системы должны обеспечить своевременное  воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

 

·              Единую налоговую ставку следует  дополнить системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер, действие этих льгот должно наступать  автоматически при выполнении условии, установленных законом;

 

Система налогообложения  должна учитывать достижения науки  и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей  ситуации.

 

В новой налоговой системе, исходя из федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как  дополнение перечня действующих  федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно учесть разнообразные местные  потребности и виды доходов для  местных бюджетов.

 

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку,

 

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

 

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы. Предложений  же о принципиально иной налоговой  системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически  нет. И это не случайно, так как  оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической основе, которой в  России еще нет.

Информация о работе Система налогов в Российской Федерации