Система налогов и сборов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение теоретических основ построения системы налогов и сборов и исследование их применения в РФ.
К задачам исследования можно отнести:
Изучить сущность налогов и их роль в экономике государства, классификация и виды налогов.
правовые основы функционирования системы налогов, сборов.
анализ действующей системы налогообложения РФ, а так же противоречия и нестабильность системы налогов России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и принципы построения системы налогов, сборов…….4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………….4
1.2. Классификация и виды налогов…………………………………….9
1.3. Правовые основы функционирования системы налогов, сборов.22
Глава 2. Совершенствование системы налогов и сборов РФ………...28
2.1. Анализ действующей системы налогообложения РФ……………28
2.2. Противоречия и нестабильность системы налогов России……..31
2.3. Пути реформирования системы налогов и сборов РФ…………..34
Заключение………………………………………………………………..40
Библиография…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

kursovaya_Sistema_nalogov_i_sborov_RF_Prava_or (1).docx

— 80.70 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Гуманитарный колледж» г. Омска

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «Проведение  расчетов с бюджетом и внебюджетными  фондами»

на тему:

«Система налогов и сборов в Российской Федерации»

 

 

 

Выполнила студентка  Цельковская Д.А.

Специальность 080114 Экономика и 

бухгалтерский учет (по отраслям)

Группа 112-Э

Научный руководитель Захарик А.В

 

Омск-2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Роль и принципы построения системы налогов, сборов…….4

1.1. Сущность  налогов и их роль в экономике государства………….4

1.2. Классификация и виды налогов…………………………………….9

1.3. Правовые основы  функционирования системы налогов, сборов.22

Глава 2. Совершенствование системы налогов и сборов РФ………...28

2.1. Анализ действующей  системы налогообложения РФ……………28

2.2. Противоречия  и нестабильность системы налогов России……..31

2.3. Пути реформирования системы налогов и сборов РФ…………..34

Заключение………………………………………………………………..40

Библиография…………………………………………………………….42

 

Введение 

 

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Цель - изучение теоретических  основ построения системы налогов  и сборов и исследование их применения в РФ.

К задачам исследования можно отнести:

  1. Изучить  сущность  налогов и их роль в экономике государства, классификация и виды налогов.
  2. правовые основы функционирования системы налогов, сборов.
  3. анализ действующей системы налогообложения РФ, а так же противоречия  и нестабильность системы налогов России.
  4. Исследовать  пути реформирования системы налогов и сборов РФ.

 Объект системы налогообложения

Предмет система налогов и сборов Российской Федерации

В первой главе «Роль и принципы построения системы налогов, сборов» рассматриваются основные теоретические вопросы системы налогов.

Во второй главе «Совершенствование системы налогов и сборов РФ» проводится анализ действующей системы налогообложения.

При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы:

    • Изучение нормативно-правовой базы;
    • Изучение монографических публикаций и статей;
    • Аналитический метод.

Основными информационными источниками стали труды, учебные пособия, журналы, выписки из статей.

Глава 1. Система налогов  и сборов РФ

    1. Роль и принципы построения системы налогов, сборов

 

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности. Для этого оно вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику в различных сферах жизни общества – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах, происходит за счет налоговых  взносов.

Налоги являются гибким инструментом воздействия на находящуюся в  постоянном движении экономику. Они  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с  товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и иных нужд [23, 16с.].

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах  известного английского экономиста Д. Риккардо: “Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая  поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны”.

Экономическое содержание налогов  выражается во взаимоотношении хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов[10, 20c.]

Налоговая система представляет собой  совокупность предусмотренных законодательством  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Каждый налог состоит из следующих  элементов: субъект, объект, единицу  налогообложения, налоговую базу, ставку, налоговые льготы, налоговый оклад, носитель налога и другие.

Субъектом налога выступает лицо, которое по закону должно уплатить налог.

Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (работ, услуг) либо иное экономическое  основание.

Единица обложения - это единица  измерения объекта, в зависимости  от вида объекта налогообложения  может выступать в денежной или  натуральной форме.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта  налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками - организациями по итогам каждого  налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета  и (или) на основе иных документально  подтвержденных данных.

Налоговый период - календарный год  или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка - величина налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, пропорциональные - действуют  в одинаковом процентном отношении  к объекту налога без учета  дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При данной ставке налогообложения плательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его  долю.

Регрессивные ставки - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода.

Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности - устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору[22, 63c.].

Последним элементом является налоговые  льготы, предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

Нормы законодательства о налогах  и сборах, определяющие основания, порядок  и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налоговые льготы отражают социальную сущность налогов, направленность налоговой  политики государства. Льгота на налоги устанавливается, как и налог, в  порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. 

Система налогов РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы учитывают следующие принципы:

1. Виды налогов, порядок их  расчетов, сроки уплаты и ответственность  за уклонение от налогов имеют  силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости  налоговой системы должны обеспечить  соблюдение экономических интересов  участников общественного производства. Правила применения налогов должны  быть стабильны: ставки, виды, элементы  налоговой системы должны меняться  при изменении экономических  условий редко, т.к. это позволяет  планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты  от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены  по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны  быть едиными для всех предприятий.  Равные доходы при равных условиях  их получения должны облагаться  одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных  условиях их получения должны  взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна  дополняться системой налоговых  льгот, носящей целевой и адресный  характер, связанный с социальной  сферой, стимулированием НТП и  защитой окружающей среды. Как  правило, обязательна активная  поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна  быть комплексной при умелом  сочетании разных способов налогообложения.  Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить  много маленьких налогов, чем  один большой.

8. Обязательны простота, равномерность,  точность, удобство по форме, экономность  сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Статья 3 Часть первая Налогового Кодекса  РФ определила основные начала законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:

1. Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев.

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными настоящим Кодексом  признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим  Кодексом либо установленные  в ином порядке, чем это определено  настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) [5, 45 c.].

На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции  налогообложения.

Первая - физические и юридические  лица должны уплачивать налоги пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства.

Вторая - концепция предполагает зависимость  налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические  лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и  наоборот.

Современные налоговые системы  используют оба подхода в зависимости  от социально-экономической базы государства, потребности правительства в  доходах, взглядов политических правящих партий.

Принципы налогового законодательства России, закрепленные в ст.3 НК РФ, являются ориентиром в первую очередь для  государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.

Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации