МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И 
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
Восточно-Сибирский государственный 
университет
технологий и управления
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Экономический факультет
Кафедра: «Налоги и налогообложение»
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Налоги и налогообложение»
На тему: «Налог на добычу полезных 
ископаемых  налоговой системе Российской 
Федерации»
 
Выполнил: студент(ка) гр. ИПК 
2011 (э)
Конева Е.В.
Научный руководитель: Баторова 
Е.М.
 
 
 
 
 
 
 
Улан-Удэ 2012
 
Содержание
стр
Введение …………………..…………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты 
налога на добычу полезных ископаемых..5  
    - История возникновения налога 
    на добычу полезных ископаемых 
       в России………………………………………………………………...5                 
1.2 Характеристика налога на добычу полезных 
ископаемых………... 12
          1.3Функция  
и процент НДПИ……………………………………….…..24
     Глава 2. Роль налога 
на формирование государственного бюджета 
РФ…26
     2.1 Роль экспорта 
нефти и газа в бюджет РФ…………………………...26
     2.2 Совершенствование 
НДПИ на период 2012-2014гг …………..……33                       
Заключение ……………………………………………………………..…….….35
Список используемой литературы 
……………………………………………..37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных принципов природопользования 
и охраны окружающей среды является платность 
природопользования. Однако данный принцип 
сопровождает экономику нашей страны 
не так давно. Уникальный природно-ресурсный 
потенциал России при его эффективном 
использовании является одной из важнейших 
предпосылок устойчивого развития страны, 
как в настоящее время, так и на длительную 
перспективу.
Россия занимает ведущее место в мире 
по объему природных ресурсов. По запасам 
алмазов, платиноидов, золота, серебра, 
титана, циркония, редких и редкоземельных 
металлов Россия входит в первую тройку 
стран мира. При этом большинство экспертов 
отмечают низкую эффективность механизмов 
природопользования и охраны окружающей 
среды, включая отсутствие рентных платежей 
за пользование природными ресурсами.
В настоящее время практически во всём 
мире с каждым годом наблюдается постепенное 
глобальное ухудшение состояния окружающей 
природной среды. Особенно ярко это проявляется 
в нашей стране так как, уровень технического 
развития у нас оставляет желать лучшего, 
а степень защищённости предприятий никуда 
не годится. Это происходит под воздействием 
различных факторов, в основном это обусловленная 
жизненной необходимостью, активная всевозрастающая 
деятельность человека по приспособлению 
окружающей среды для себя и своих нужд.
Среди экономических рычагов, 
при помощи которых государство воздействует 
на рыночную экономику, важное место отводится 
налогам. В условиях рыночной экономики 
любое государство широко использует 
налоговую политику в качестве определенного 
регулятора воздействия на негативные 
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая 
система, являются мощным инструментом 
управления экономикой в условиях рынка.
Налоги являются необходимым 
звеном экономических отношений в обществе 
с момента возникновения государства. 
Развитие и изменение форм государственного 
устройства всегда сопровождаются преобразованием 
налоговой системы. В современном цивилизованном 
обществе налоги - основная форма доходов 
государства.
Обязательные платежи, взимаемые 
государством за пользование недрами, 
чаще всего бывают в форме прямых или косвенных 
налогов, либо особых целевых платежей.
В рамках налоговой реформы 
с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 
08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие глава 
26 «Налог на добычу полезных ископаемых» 
НК РФ. Одновременно были отменены акциз 
на нефть и стабильный газовый конденсат, 
платежи за пользование недрами при добыче 
полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство 
минерально-сырьевой базы.
Цель курсовой работы - раскрыть 
роль и значение налога на добычу полезных 
ископаемых в налоговой системе РФ.
Для достижения поставленной 
цели необходимо решить ряд задач:
  - Ознакомиться с историей развития 
  НДПИ
- Характеристику и функции налога
- Роль налога на формирование 
  государственного бюджета
 
Данная  курсовая работа состоит из введения, 
двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе  рассматриваются история 
возникновения, основные понятия и сущность 
налога на добычу полезных ископаемых 
его функция. Вторая глава является практической 
частью.
При написании курсовой работы использовались 
нормативно-правовые акты, учебники, периодические издания, 
статьи в интернете.
 
 
 
 
 
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
НАЛОГА НА ДОБЫЧУ 
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 
НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ 
ИСКОПАЕМЫХ В РОССИИ
Платежи за пользование природными 
ресурсами составляют довольно многочисленную 
группу налогов, сборов и иных обязательных 
платежей. Особенности расчета ресурсных 
платежей связаны, в первую очередь, с 
содержанием и назначением конкретного 
вида природных ресурсов, а также с механизмом 
предоставления их в пользование и составом 
информационных ресурсов.
В настоящее время любое государство 
обращается не только к фискальным приоритетам 
в вопросе взимания ресурсных платежей, 
но и учитывает регулирующую функцию этих 
платежей. Ведь многие природные ископаемые 
являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. 
В этих условиях ресурсные платежи должны 
выполнять роль регулятора рационального 
использования природных ресурсов, сокращения 
вредного воздействия на окружающую среду 
и проведения природоохранных мероприятий.
В связи с этим возрастает важность 
правильного расчета платежей за добычу 
природными ископаемыми, их уплаты и представления 
соответствующей отчетности. Лицензирование 
природопользования предполагает возможность 
привлечения не только к финансовой, но 
и к административной ответственности 
при несоблюдении условий. 
Налог на добычу 
полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством 
и организациями и индивидуальными предпринимателями, 
которым предоставлен в пользование участок 
недр.
Данный налог является центральным 
элементом новой системы налогообложения 
природных ресурсов, заменившим взимавшиеся 
с разработчиков недр платежи на воспроизводство 
минерально-сырьевой базы и за право пользования 
недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Налог на добычу 
полезных ископаемых - это один из наиболее важных 
платежей, уплачиваемых недропользователем 
в бюджет Российской Федерации. Порядок 
расчета горной ренты, величина ее изъятия 
государством влияет как на экономику 
отдельных предприятий недропользователей, 
так и на всю экономику России в целом.
В ранее действовавшей (до введения 
налога на добычу полезных ископаемых) 
системе налогообложения при пользовании 
недрами применялись три налоговых платежа: 
плата за пользование недрами, отчисления 
на воспроизводство минерально-сырьевой 
базы (ОВМСБ), акциз на нефть и стабильный 
газовый конденсат.
Платежи за пользование недрами 
взимались в форме разовых взносов и/или 
регулярных платежей в течение срока реализации 
предоставленного права. Регулярные платежи 
определялись как доля от стоимости добытого 
минерального сырья с учетом сверхнормативных 
потерь при добыче полезных ископаемых. 
Порядок и условия взимания платежей за 
пользование недрами, критерии определения 
ставок устанавливались Правительством 
РФ по каждому месторождению в отдельности. 
Окончательные размеры этих платежей 
уточнялись при предоставлении лицензии 
на пользование недрами. Кроме того, при 
определенных условиях недропользователям 
предоставлялся достаточно широкий спектр 
льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных 
платежей. Отчисления на воспроизводство 
минерально-сырьевой базы направлялись 
на финансирование геологоразведочных 
работ в районах добычи полезных ископаемых. 
ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах 
различных уровней и передававшиеся добывающим 
предприятиям, использовались только 
по целевому назначению, а порядок их использования 
определялся Правительством РФ и органами 
исполнительной власти субъектов Федерации. 
Размеры отчислений на воспроизводство 
минерально-сырьевой базы устанавливались 
Федеральным Собранием РФ по представлению 
Правительства РФ по каждому месторождению 
индивидуально с учетом его особенностей.
Из вышеизложенного можно сделать 
следующие выводы:
·        размер платежей за пользование 
недрами определялся с учетом экономико-географических 
условий, размера участка, вида полезного 
ископаемого, его количества качества, 
продолжительности работ, степени изученности 
территории, горнотехнических условий 
освоения, разработки месторождения и 
степени риска и устанавливался по каждому 
месторождению индивидуально. Таким образом 
в размере платежей за пользование недрами 
учитывалась рентная составляющая;
·        значительное число недропользователей 
освобождалось от платежей за пользование 
недрами, что создавало дополнительный 
экономический эффект при недродобыче 
в нестандартных условиях;
·        отчисления на воспроизводство 
минерально-сырьевой носили целевой характер 
и направлялись исключительно на расширение 
минерально-сырьевой базы, в том числе 
и путем передачи их части добывающим 
предприятиям, самостоятельно проводящим 
работы по геологическому изучению недр.
Однако существовали и такие 
негативные моменты, сопутствовавшие 
плате за пользование недрами, как возможности 
прямого получения (минуя бюджет) недропользователями 
части отчислений на воспроизводство 
минерально-сырьевой базы, что усложняло 
контроль за использованием этих средств, 
а также неденежного исполнения обязанности 
по уплате платежей за пользование недрами. 
Реформаторы налоговой системы 
посчитали, что действовавший на тот момент 
механизм взимания и использования отчислений 
на воспроизводство минерально-сырьевой 
недостаточно эффективен и не позволяет 
решать задачи возмещения затрат государства 
на поиск и разведку месторождений полезных 
ископаемых, обеспечения эффективного 
контроля целевого использования отчислений, 
оставляемых предприятиям, самостоятельно 
выполняющим геологоразведочные работы. 
Поэтому было принято решение отменить 
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой. 
Однако действенного механизма целевого 
финансирования затрат на геологоразведочные 
работы так и не было создано.
До введения НДПИ операции по 
реализации добытой нефти, включая стабильный 
газовый конденсат, а также добытого природного 
газа подлежали обложению акцизами в соответствии 
с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Действовавшее до 2002 г законодательство 
РФ, включавшее раздел платности пользования 
недрами, носило рамочный характер и не 
давало достаточно четкого определения 
основных элементов налогообложения при 
исчислении специальных налогов при пользовании 
недрами.
В рамках проводимой в России 
налоговой реформы для соблюдения баланса 
интересов государства и налогоплательщиков 
(недропользователей) была подготовлена глава 
26 «Налог на добычу полезных ископаемых» 
НК РФ, которая вступила в силу 1 января 
2002 г в соответствии с Федеральным законом 
от 8 августа 2001г №126-ФЗ. 
Одновременно были отменены 
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой 
базы, регулярные платежи за добычу полезных 
ископаемых и акциз на нефть (последний 
– в связи с особым порядком исчисления 
НДПИ по нефти). В результате механизм 
налогообложения добычи полезных ископаемых, 
регулируемый налоговым кодексом РФ, был 
сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. 
Одновременно в Закон «О недрах» 1999г были 
внесены изменения, устанавливающие с 
1 января 2002г новую систему платежей за 
пользование недрами, включающую разовые 
платежи за пользование недрами при наступлении 
определенных событий, оговоренных в лицензии; 
регулярные платежи за пользование недрами; 
плату за геологическую информацию о недрах; 
сбор за участие в конкурсе (аукционе); 
сбор за выдачу лицензий.