Система налогов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3

1. Сущность налога __________________________________ 5

1.1 Понятие и роль налогов ____________________________ 5

1.2. Элементы закона о налоге _________________________ 5

1.3. Виды налогов ____________________________________ 6

1.4. Функции налогов __________________________________ 7


2. Налоговая система ________________________________ 9

Налоговая система и ее задачи _____________________ 9

Виды налоговых систем ___________________________ 9

Принципы налогообложения ______________________ 10


3. Система налогов в Российской Федерации __________ 14


3.1. Классификация налогов в российской экономике ______ 14

3.2. Основные налоги ________________________________ 17


4. Совершенствование налоговой системы

Российской Федерации _______________________________ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________34

Список используемой литературы _________________________36

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

 

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

 

 Контрольная функция  налогов. Сущность ее состоит  в количественном отражении и  соответствии налоговых платежей  и налоговых поступлений. Осуществление  контрольной функции налогов,  ее полнота и глубина, в известной  мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики  (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме  уплачивали установленные законодательством  налоги. Практика работы налоговых  органов показывает, что нарушение  сроков и полноты уплаты налогов  явление частое.

 

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.        Налоговая  система

 

 

2.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И  ЕЁ ЗАДАЧИ.

 

 

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования  экономики.

 

Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые  системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных  уровней власти и т.д.

 

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми  ресурсами с помощью перераспределения  национального дохода; противодействие  спаду производства, создание благоприятных  условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

 

Главная функция налоговой  системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции  -ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

Эффективность налоговой  системы определяется двумя факторами:

 

1.           Полнота выявления источников  в целях обложения их налогом; 

 

2.     Минимизация  расходов по взиманию налогов.

 

 Эффективность налоговой  системы определяется как чистый  доход государства от поступления   налогов, т.е. как разница между  взысканными  налогами  и издержками  взимания. Степень воздействия всей  налоговой системы на экономическую  конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней  занимают отдельные виды налогов,  обладающие разной эластичностью,  а также от уровня ставок  налогов.

 

            ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ.

 

 

Существует три вида налоговых  систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.

 

В глобальной налоговой системе  все доходы физических и юридических  лиц облагаются одинаково. Такая  система облегчает расчет налогов  и упрощает планирование финансового  результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется  в западных государствах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника  их получения (активные и пассивные  доходы), к которым применяются  различные ставки. В смешанной  системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.

 

Примером перехода от глобальной к дифференцированной системе налогообложения  может служить процесс совершенствования  налоговой системы Российской Федерации,  которая с 1991 года превратилась из глобальной системы, через смешанную (подоходный налог), в дифференцированную (налог на доходы физических лиц).

 

 

        ПРИНЦИПЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

 

 

Рассмотрим вначале так  называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения.

 

Часть из них известна еще  со времен Д. Рикардо и А. Смита, другие сформированы на основе опыта и практики современной системы налогообложения.

 

Начнем с трех главных  принципов, которым должны удовлетворять  любые современные формы налога: определенность,  эффективность, справедливость.

 

Определенность в понимании  Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен  в отношении:

 

1.           Лиц, которые должны платить  этот налог;

 

2.           Лица или учреждения, которому  или в которое этот налог  должен быть уплачен;

 

3.           Срока, в течение которого или  до которого этот налог должен  быть уплачен;

 

4.           Твердой определенности той суммы  (или ставки дохода/имущества), которую  налогоплательщик должен заплатить  в качестве этого налога.

 

 

Эффективность означает минимизацию  для налогоплательщика всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке Смита, это – принципы 3 и 4 (удобство времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для налогоплательщика).

 

Действительно, власти в те времена нередко злоупотребляли введением особых ограничений и  условий при уплате налогов, которые  оказывали негативное влияние на благосостояние налогоплательщиков (требованиями уплаты налога в неудобное время  и в неудобном месте, условиями  внесения налога только через откупщиков и т.д.).

 

В настоящее время принцип  эффективности должен пониматься значительно  шире.

 

Во-первых, должны учитываться  не только расходы государства на сбор налогов, но и затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение  налогового учета и представление  налоговой отчетности. Во времена  Смита эти затраты для граждан  были минимальны, но при современных  системах налогообложения расходы  граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными и иногда достигают  величин, сравнимых с суммой самого налога. В большинстве западных стран  такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право  налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого  дохода) и строго контролируются.

 

Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов  в связи с  взиманием ими  налогов также непрерывно растут в связи с усложнением  налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых  работников и на оснащение налоговых  органов все более высокотехнологичным  и более дорогим дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.

 

Под справедливостью налога Смит понимал сторгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина. Заслуга Смита в том, что он предложил считать налоговой справедливостью соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода. Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. В то время это было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах на основные предметы потребления (соль, сахар, хлеб и т.д.) получатели низких доходов платили в виде этих налогов непропорционально большую часть своего дохода по сравнению с более состоятельными гражданами, в доходах которых расходы на эти облагаемые налогами продукты занимали относительно незначительное место. В настоящее время идея «налоговой справедливости» продвинулась значительно дальше – к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

 

Кроме этих ставших уже  классическими норм, современная  практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в  виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

 

1).  Запрет на введение  налога без закона;

 

2).  Запрет двойного  взимания налога;

 

3).  Запрет налогообложения  факторов производства;

 

4).  Запрет необоснованной  налоговой дискриминации.

 

Первый принцип (запрет) чрезвычайно  прост: он запрещает государственной  власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

 

Следующий принцип (запрет) имеет  дело с ситуацией, когда один и  тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так  называемое юридическое двойное  налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы  налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве  пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

 

Важнейшее значение имеет  принцип (запрет) привлекать к налогообложению  базовые факторы производства. К  таким факторам относят труд и  капитал. Поскольку этот запрет носит  экономический характер, то он не закреплен  каким-либо образом в законодательных  документах. Однако это не мешает властям  во всех достаточно развитых странах  следовать ему столь строго, как  если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось  и формируется при непременном  соблюдении этого основополагающего  запрета.

 

Для капитала, вложенного в  производство, формально существуют  налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения  щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль  практически всегда освобождается  от налога, если она реинвестируется  на развитие производства в рамках предприятия.

 

Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом  минимума дохода на таком уровне, который  превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства  рабочей силы ( для США ~ $5-6 тыс. в год). На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий. В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле, освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.

 

Фактически в большинстве  западных стран в настоящее время  принята следующая градация при  налогообложении доходов граждан: для доходов в пределах минимального прожиточного (вполне достойного) уровня – нулевая ставка обложения; для  «заработанных» трудовых доходов –  налоговые ставки в пределах 15 – 20%; для «заработанных» предпринимательских  доходов – обложение только чистого  дохода по налоговым ставкам в 20-35% (но часто со снижением до нуля для  реинвестируемых прибылей); для доходов от вложения капиталов (для рантье) – обложение общей (валовой) суммы дохода по ставкам в 25-30%; для «незаработанных» (даровых) доходов, к которым относятся дары, наследства, выигрыши по лотереям и т.д. – максимальные налоговые ставки, достигающие 50-75%.[4]

 

Наконец, последний запрет касается, в основном, международных  отношений и отражает ту известную  реальность, что в настоящее время  граждане и капиталы широко мигрируют  между странами, и сотни тысяч  и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве  этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

 

Таким образом, семь  (включая  первые принципы Смита) основополагающих принципов налогообложения во всех развитых странах мира соблюдаются  уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных  странах и в отдельные критические  периоды власти – вынужденно или  произвольно – отходили от этих принципов и даже прямо нарушали. Так, в США в период рузвельтовского  «нового  курса» налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался вопрос о введение 100% налога на крупные наследства). В военные  периоды в некоторых странах  Европы вводились чрезвычайно жесткие  налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения  – в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления  восстанавливали прежние порядки.

 

Таким образом, для обеспечения  стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать  все вышеперечисленные базовые  принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование  или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Информация о работе Система налогов в Российской Федерации