Доходы местных бюджетов (на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

     В странах ЕС трансферты доминируют над  собственными ресурсами, причем в некоторых странах субвенции имеют большее значение, чем дотации. Субвенции в значительной степени ограничивают бюджетную инициативу и финансовую автономию местных органов управления.

      Финансовое  выравнивание в ЕС на вертикальном уровне приводит к тому, что более богатые местные органы власти зачастую не предпринимают дополнительные усилия по взиманию налогов на том основании, что поступления будут использованы только для трансфертов другим органам власти. Одновременно оно лишает стимулов более бедные местные органы власти максимально использовать свои фискальные возможности. В Республике Беларусь так же нет четкого механизма финансового выравнивания, и пока этот процесс происходит посредством распределения средств фонда финансовой поддержки регионов.

      Децентрализация управления, которая делегирует большее количество функций на местный уровень, не всегда сопровождается передачей соответствующих финансовых ресурсов. Нарушение равновесия между задачами и ресурсами не позволяет осуществлять реальное местное самоуправление, усиливает финансовую зависимость местных органов власти от центральных правительств в проведении самостоятельной экономической политики.

3.2. Пути увеличения доходов местных бюджетов в Республике Беларусь.

 

     Документом, послужившим законодательным оформлением принципов функционирования бюджетной системы, определения бюджетных прав и организации бюджетного процесса, стал Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах", принятый и введенный в действие в июне 1993 г.

     Дальнейшее  развитие государственного бюджета  происходило в условиях активного формирования рыночных отношений в республике и усиления роли бюджета в государственном регулировании воспроизводственных процессов, что вызвало к жизни новые тенденции, выразившиеся в особенностях развития бюджета. Прежде всего, расширилась сфера бюджетных отношений. В нее вошли:

     -  субъекты хозяйствования различных форм собственности и видов деятельности как сферы материального производства, так и непроизводственной, в том числе арендные предприятия, акционерные общества, иностранные и совместные предприятия и др.;

     -    предприятия малого бизнеса и предпринимательства;

     - население республики, получающее социальную помощь от государства в рамках мероприятий по государственной социальной политике;

     -  иностранные государства: Российская Федерация в рамках бюджета Союза Беларуси и России, а также государства, с которыми Беларусь поддерживает международное сотрудничество;

     - международные общественные и финансовые организации.

     Перераспределение национального дохода с помощью  бюджетных отношений имеет широкий  диапазон: охватывает не только процесс формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов в масштабах государства в целом, но и межтерриториальное, межотраслевое и внутриотраслевое перераспределение денежных ресурсов, достигаемое за счет различной степени (уровня) централизации территориальных и отраслевых доходов в соответствующих бюджетах (республиканском, местных) [14].

     Возрастание роли бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов сопровождается "бюджетизацией" финансовых ресурсов, т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.

     В течение последних нескольких лет  соотношение государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высоким, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.

Несмотря  на относительное снижение налоговых  поступлений развитию процесса бюджетизации финансовых ресурсов способствовал тот факт, что постепенно в состав бюджета стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов.

      Этот  процесс получил дальнейшее развитие. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь "О бюджете  Республики Беларусь на 1998 год", определено, что в составе местных бюджетов аккумулируются средства всех создаваемых внебюджетных фондов местных Советов депу- татов.

      С этих пор формирование в составе  бюджета большого количества целевых  бюджетных фондов стало отличительной  чертой современного бюджета. Так, в доходы местного бюджета включаются средства внебюджетных фондов, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами, а так же местные целевые бюджетные фонды. В 2003 году (статья 3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год»):

    • дорожный фонд;
    • фонд охраны природы;
    • жилищно-инвестиционные фонды;  
    • фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

     В 2004 году (статья 3 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»):

    • фонд охраны  природы, 
    • дорожный  фонд,
    • жилищно-инвестиционные  фонды,
    • часть  средств  государственного фонда содействия занятости

     В настоящее время в составе  бюджета аккумулируются средства почти  всех государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, которые формируют значительную часть его доходов.

     Характерной особенностью развития доходной части бюджета в условиях рыночных преобразований стала более широкая дифференциация категорий плательщиков. Так, наряду с предприятиями и объединениями государственной формы собственности, появились негосударственные формирования, что позволило расширить круг плательщиков налогов.  Однако слабое развитие рыночных реформ не позволило увеличить поступления за счет этой части налогоплательщиков.

      Согласно  Концепции реформирования бюджета и бюджетного процесса Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики, разработанной Т.В. Сорокиной на стадии планирования в области планирования доходов бюджета целесообразно следующее:

      1. Применение более прогрессивных методов планирования и  прогнозирования,  обеспечивающих  многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта, переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

      2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.

      3. Получение достоверной и объективной  информации о предполагаемых  изменениях в налоговом и таможенном  законодательстве для исчисления базы налогообложения, разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.

      4. Реструктуризация доходов бюджета.  Имеется в виду оптимальное  сочетание прямых и косвенных  налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов, усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).

      5. Совершенствование налогового планирования, оптимизация налоговой нагрузки.

      6. Отказ от планирования сумм  штрафов и санкций в составе доходов бюджета.

      7. Постепенная ликвидация целевых  бюджетных фондов (кроме фондов  социальной направленности), формирование  интегрированной структуры бюджета.

      8. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц.

      9. Укрепление и развитие законодательных  основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании налогообложения [12, с. 264].

      Однако  реформирование отечественной налоговой  системы, направленное на оптимизацию структуры налогов и снижение уровня налоговой нагрузки, на начальном этапе приводит к сокращению доходов бюджета. В свою очередь, решение социальных задач общества, поддержание высокого уровня социальной защищенности граждан республики требует значительных бюджетных расходов. Возникающая в исполнении бюджета напряженность в процессе собираемости доходов, создает необходимость изыскания дополнительных источников финансирования расходов.

      Что же касается непосредственно г. Новополоцка, то работа по увеличению доходной части  бюджета ведется давно и плодотворно, об этом свидетельствует разработанная  заведующей финансовым отделом городского исполнительного комитета Эстриной Т.В. концепция доходности территории.

      В концепции учитывается совокупный эффект доходов — и юридических, и физических лиц, а также бюджета. Взаимное погашение затрат разных субъектов во внимание не принимается. Аналогом концепции доходности территории можно считать традиционный национальный доход, рассчитанный на уровне города. Концепция доходности — это ядро аналитического осмысления ситуации в городе [ 16 ].

      В рамках концепции доходности городской  территории разработчиком выделяются несколько основных видов поступлений:

      1. Доходы бюджета местного самоуправления, которые являются достоянием всего общества, проживающего на территории муниципального образования. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией города. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств, поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.

      2. Доходы физических и юридических  лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории; амортизационные отчисления как один из важнейших источников инвестиций.

      3. Прямые инвестиции в производство  и недвижимость, расположенную на  территории муниципального образования.

      Эти каналы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем налогов и сборов, взимаемы с фонда заработной платы; чем выше прибыль предприятий, тем выше уровень занятости; чем больше наполнение городского бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития городской инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.

      Один  из основных индикаторов доходности городской территории — сумма  поступлений в городской бюджет. С одной стороны, его наполнение напрямую характеризует доходность территории. С другой — в бюджете соединены разные доходы, они структурированы не по каналам доходности. Поэтому довольно трудно точно нарисовать полную картину доходности территории. Чтобы увеличить ее, надо вычленить каждый канал, определить, кто его контролирует и каким образом получает доход. Тогда этим каналом, можно эффективно управлять. Бюджет сегодня — только индикатор, позволяющий судить об уровне доходности территории.

      Для его повышения требуются одновременные усилия по нескольким направлениям. По мнению Эстриной Т.В., ключевым направлением в нынешних условиях могут стать разработка и реализация следующего блока программ:

      • привлечение инвестиций, инвестиционного маркетинга;

      • эффективное управление муниципальной собственностью (в том числе недвижимостью);

      •  правовое регулирование землепользования и застройки;

      •  реализация социальных и культурных проектов;

      • активизация организации муниципального заказа на конкурсной основе.

      Успешность  реализации этих программ может быть обеспечена за счет грамотного использования специфики конкретного региона. Четкий механизм финансового обеспечения позволяет осуществлять не только комплексное социально-экономическое развитие территории, но и эффективнее проводить региональную экономическую политику.

Информация о работе Доходы местных бюджетов (на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета)