Доходы местных бюджетов (на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

     -определение  размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

     -формирование  и распределение средств фонда  финансовой поддержки административно-территориальных  единиц и определение размеров  трансфертов для выравнивания  бюджетной обеспеченности регионов.

     Планирование  доходов бюджета осуществляется в несколько этапов.

     На  первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей.

      Необходимым этапом планирования доходов бюджета  является анализ текущего исполнения бюджета, в результате которого проводится диагностика состава и структуры доходов, методов их мобилизации, дается оценка налоговой нагрузки и налоговой системы.

     На  втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов Республики Беларусь, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.

     На  этом этапе могут быть использованы три основных метода прогнозирования:

     -детализированное  моделирование;

     -применение фактической налоговой ставки;

     -определение  эластичности налогов (способности  налоговых поступлений реагировать на рост валового внутреннего продукта, т.е. определение зависимости темпов роста налоговых поступлений от темпов роста ВВП).

     В практике прогнозирования налоговых поступлений может использоваться метод, основанный на эластичности конкретного налога относительно его базы. Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эффективным при неизменной системе налогообложения. В условиях трансформационной экономики, реформирования налогового законодательства применение данного метода неоправданно. Поэтому чаще всего при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налогооблагаемой базе. Однако в настоящее время доходы бюджета планируются в основном на основе средней ставки налога. В этом случае планирование осуществляется в направлениях определения налогооблагаемой базы и расчета среднего процента изъятия.

     Основу  плановых расчетов принимаются прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год, изменение налогового и таможенного законодательства, а также ожидаемое поступление соответствующих доходов за текущий год [14].

     Исполнение  местных бюджетов имеет целью  обеспечить полное и своевременное  поступление предусмотренных бюджетами  доходов и бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных планами  социально-экономического развития регионов при соблюдении строгого режима экономии.

     Согласно  статье 35 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» исполнение местных бюджетов организуют местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, обеспечивая поступление всех предусмотренных походов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

     Исполнение  местных бюджетов начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года. По окончании года в течение месяца завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. [11].

     Исполнение  местных бюджетов осуществляется по росписи доходов и расходов с  поквартальным распределением, составляемой в соответствии с утвержденным бюджетом и с учетом изменений, внесенных в процессе исполнения бюджета на основании решений Правительства Республики Беларусь, местных Советов депутатов в пределах предоставленных им прав, местных финансовых органов в соответствии с правами, предоставленными статьей 22 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».  Если роспись доходов и расходов по местному бюджету не утверждена до начала финансового (бюджетного) года, финансирование расходов по местному бюджету производится на основании временной росписи в течение каждого месяца до утверждения бюджета в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и  самоуправлении в Республике Беларусь», свободные средства местных бюджетов могут вкладываться в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, за счет них могут выдаваться займы предприятиям или иным юридическим лицам в порядке, установленном местными исполнительными и распорядительными органами [3].

     В случае временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы процентные и беспроцентные ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам со сроками погашения в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

     Согласно  статье 35 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» исполнение местных бюджетов обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, которые выполняют следующие работы в области бюджета:

     организуют  работу по обеспечению полного и  своевременного поступления доходов бюджета;

     осуществляют  контроль за исполнением бюджетов;

     разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение выполнения местных  бюджетов;

     рассматривают и принимают бухгалтерские отчеты распорядителей средств местных  бюджетов [2].

     В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» местные исполнительные и распорядительные органы в процессе исполнения бюджета вносят изменения в доходную и расходную части бюджета в соответствии с Законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных исполнительных и распорядительных органов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав [2].

     Средства  местных бюджетов хранятся на счетах в учреждениях банков. Порядок  кассового исполнения местных бюджетов устанавливается Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь.

     Что касается непосредственно исполнения доходов местных бюджетов, то организация работы по исполнению доходов местных бюджетов осуществляется финансовыми и налоговыми органами областей и города Минска, таможнями [11].

     Уплата  налогов, обязательных платежей и иных поступлений (платежи) в доход местных  бюджетов и местных целевых, бюджетных  фондов безналичными перечислениями и  наличными деньгами осуществляется юридическими и физическими лицами (плательщиками) в соответствии действующим законодательством на основании расчетно-денежных документов: платежных поручений, извещений и квитанций. Неуплаченные добровольно в установленные сроки платежи в местные бюджеты и местные целевые бюджетные фонды взыскиваются органами взыскания и финансовыми органами с плательщиков либо с их должников в бесспорном порядке на основании инкассовых распоряжений с юридических лиц и в судебном порядке с физических лиц в порядке, установленном в общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь [12].

     В качестве доходного источника на счета местных бюджетов могут  зачисляться средства, поступающие  из вышестоящего бюджета как безвозмездные  поступления или временно позаимствованные (бюджетные ссуды).

     По  отдельным видам доходов, поступающих  в доход республиканского бюджета, отчисления в местные бюджеты могут производиться таможнями, в порядке, определенном совместной инструкцией Министерства финансов, Национального банка от 8 декабря 1997 г. № 57, №01004/164-1 и Государственного налогового комитета и Государственного таможенного комитета от 24 декабря 1997 г. № 05-2/14234, №07-1/6 «О порядке исполнения республиканского бюджета по доходам».

     Возврат неправильно или, излишне перечисленных  платежей в местные бюджеты и местные целевые бюджетные фонды осуществляется местными финансовыми органами по заключению налоговой инспекции или соответствующего органа взыскания.

     Зачет излишне уплаченных платежей плательщиком в местный бюджет по одному виду платежа в счет погашения недоимки по другим платежам, в том числе и по задолженности перед бюджетами других уровней, операции по регулированию ошибочно указанных плательщиком кодов платежей осуществляется местными финансовыми органами в порядке, определенном Министерством  финансов и Государственным налоговым комитетом.

     Учет  доходов, поступающих на счета местных  бюджетов, осуществляется местными финансовыми органами, инспекциями Государственного налогового комитета и таможнями на основании первичных документов, приложенных к банковской выписке из счета местного бюджета.

Учет  поступающих местных налогов  и сборов, контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью перечисления осуществляют налоговые органы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».

     Ответственность за неуплату, неполную либо несвоевременную  уплату местных налогов и сборов устанавливается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления платежей в местные бюджеты осуществляется местными финансовыми органами, налоговыми и таможенными органами.

     Таким образом, проведенное  теоретическое исследование позволило изучить роль местных бюджетов в бюджетной системе Республики Беларусь, детально рассмотрев принципы бюджетного устройства, организацию бюджетного процесса, уровни бюджетной системы, а также определив содержание, назначение и уровни местных бюджетов. На основании изученных нормативных актов и литературных источников был рассмотрен порядок планирования доходов, изучен процесс исполнения доходов на местном бюджетном уровне и предложено следующее определение:

      Доходы местного бюджета – это экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств местных органов власти в форме налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных поступлений.

 

      2. Анализ доходов бюджета г. Новополоцка

      за 2007 г.

        

2.1. Анализ состава доходов бюджета г. Новополоцка.

 

      Местные бюджеты в Республике Беларусь сбалансированы по доходам и расходам. Доходная часть городского бюджета была сформирована с учетом поступлений целевого фонда охраны природы в 2007 г. в размере 93295700 млн. руб.

      Доходы  городского бюджета: 

      Налоговые доходы регулируемые, размеры отчислений которых установлены решением Витебского областного Совета депутатов:

      от  налога на добавленную стоимость - 4,124%

      от  налогов на доходы и прибыль юридических  лиц – 3%

      от  акцизов по вину, напиткам слабоалкогольным и винным

      (кроме  акцизов, взимаемых при ввозе  на таможенную территорию

      Республики  Беларусь, а также уплачиваемых в  бюджеты

      свободных экономических зон) – 100%

      от  подоходного налога с физических лиц – 20%

      от  платежей за переработку нефти и  нефтепродуктов – 5%

      от  целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города – 50%

      от  налога с продаж товаров в розничной  торговле – 50% 

      Доходы  зачисляемые полностью в бюджет города:   

Информация о работе Доходы местных бюджетов (на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета)