Доходы местных бюджетов (на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических аспектов категории «доходы местных бюджетов», порядка их формирования, в проведении анализа доходной части местного бюджета.
Структурно курсовая работа состоит из трех взаимосвязанных глав.
В первой главе рассмотрены: бюджетное устройство Республики Беларусь, бюджетные права местных органов власти, теоретические аспекты категории "доходы местных бюджетов", методы их планирования и распределения, а также процесс исполнения бюджета по доходам.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

     В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части  бюджета могут вноситься изменения  законом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Правительства  Республики Беларусь, решениями местных  Советов депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов местного бюджета производится соответствующими местными Советами депутатов.

     В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов и соответствующие местные финансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.

     В случае принятия актов законодательства Республики Беларусь или решений  местных Советов депутатов, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.

     Потери  в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц, за исключением случаев принятия актов законодательства, вызывающих изменение порядка использования средств бюджета.

     В случае принятия местными Советами депутатов  решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих  местных Советов депутатов в  части размеров нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдения ими и местными исполнительными и распорядительными органами указанных положений в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются Министерством финансов и соответствующими исполнительными и распорядительными органами в бесспорном порядке.

     По  требованию Министерства финансов, местных  исполнительных и распорядительных органов банки обязаны представлять сведения о состоянии банковских счетов министерств, других республиканских органов государственного управления, иных юридических лиц, использующих средства бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов, а также о движении средств по бюджетным счетам; юридические и физические лица обязаны представлять информацию об использовании финансовых средств, полученных из бюджета и государственных внебюджетных фондов для целевого использования.

     Местные финансовые органы в установленном  порядке имеют право:

  • давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;
  • взыскивать в бесспорном порядке бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению, в счет погашения ссуд, полученных из бюджета и государственных внебюджетных фондов, и проценты по ним, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства Республики Беларусь.

     Обслуживание  банками государственных органов, учреждений и организаций, финансируемых  из бюджета, и иных юридических лиц  по открытым ими счетам для размещения бюджетных средств производится бесплатно.

     За  пользование денежными средствами местных бюджетов, находящимися и  размещаемыми на счетах в банках, банки  перечисляют в доход бюджетов проценты по ставке, устанавливаемой  Национальным банком Республики Беларусь по согласованию с Правительством Республики Беларусь.

     Финансовой  базой местных органов власти являются именно их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты в интересах населения, проживающего на конкретной территории.

     Местные бюджеты - один из главных каналов  доведения до населения   конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными группами населения.  Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой  промышленности,  коммунального  хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным  компонентом  обеспечения  жизнедеятельности населения.

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,  организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов включающих городские, районный, поселковый, и сельские  бюджеты. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

     Через местные бюджеты государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование регионального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет  местных  бюджетов  стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

     Местный бюджет представляет собой финансовый план формирования и использования денежных средств органами местного управления и самоуправления. В состав местных бюджетов включаются средства местных целевых бюджетных фондов в порядке, устанавливаемом в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

     В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся:

     бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

     бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения); 

     бюджеты областного уровня. 

     Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

     Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

     Областной бюджет обеспечивает необходимыми финансовыми  ресурсами мероприятия общеобластного значения в хозяйственной и социально-культурной сфере. Через областной бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между городами областного подчинения и сельскими районами области в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. За счет средств областного бюджета могут выделяться бюджетам районов и городов областного подчинения субвенции, дотации, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. 

1.2. Доходы местных бюджетов.

1.2.1.  Виды доходов местных бюджетов. Их состав и источники формирования.

 

     В любой из  развитых  стран мира  существуют  местные  бюджеты,  в  назначение  которых в первую очередь входит  обеспечение  финансовыми  ресурсами  потребностей  регионов.

      Различные авторы по-разному определяют доходы бюджета, однако принципиальных отличий  в предлагаемых определениях нет.

        По определению профессора Т.В.  Сорокиной, доходы бюджета представляют  собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей — налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств  иностранных  государств  [13, с. 110].

      Российские  исследователи предлагают следующие  определения:

      Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций [23, c. 91].

      Доходы  бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая  за счет перераспределения части  национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций  [22, с. 76].

      Сущностными признаками доходов бюджета, не учитываемые в определениях российских авторов, являются безвозмездность и безвозвратность.

      По  нашему мнению доходы местного бюджета  – это экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств местных органов власти в форме налоговых и неналоговых платежей и безвозмездных поступлений.

      Основным  источником образования доходов бюджета выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной собственности, других национальных ценностей).

      Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в общественном воспроизводстве  должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, организаций и населения. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном  фонде  денежных  средств  государства  и  его  отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.

      При формировании доходов основного  финансового плана государства  (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию — совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых  ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

      Формы и методы образования доходов  бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др.  Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов — создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

Информация о работе Доходы местных бюджетов (на примере Новополоцкого городского исполнительного комитета)