Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения указанных проблем обусловлена:
ростом числа таких детей (причем лишь небольшая часть этих детей, не более 10% , остались без попечения родителей в результате их смерти);
развитием сети специализированных учреждений социального профиля;
низким профессиональным уровнем специалистов, непосредственно осуществляющих восстановление и защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних;
отсутствием единого подхода, единой методики в реализации мер по социально-правовой реабилитации несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение
3
1 Административно-правовое регулирование социально-правовой защиты
несовершеннолетних 6
1.1 Государственно-правовые основы защиты детства 6
1.2 Личные права несовершеннолетних 9
1.3 Имущественные права несовершеннолетних 20

2 Организация социально - правовой защиты несовершеннолетних
в условиях стационарного отделения Центра 28
2.1 Организационно - правовые основы деятельности Центра 28
2.2 Теоретические и практические предпосылки создания
модели социально - правовой реабилитации несовершеннолетних 31
2.3 Описание и механизм реализации модели 33
2.3.1 Извещение органов государственной власти 35
2.3.2 Восстановление правового статуса несовершеннолетнего 36
2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав 38
2.3.4 Защита личных прав
41
3 Работа Территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав 42

4 Ответственность должностных лиц за нарушение прав несовершеннолетних 57

Заключение 62

Приложения 66

Библиографический список 68

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СВЕТА.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

Если родители, или  один из них осуждены, запрос посылается  в канцелярию городского суда. В  личное дело несовершеннолетних вкладываются соответствующие постановления  или решения суда.

В результате проведенных  мероприятий составляется справка  о близких родственниках, в которой указываются:

  • фамилия, имя, отчество (полностью);
  • степень родства;
  • место проживания или регистрации.

 

 

 

2.3.3 Восстановление и защита имущественных прав.

 

 

 

Реализация данного  раздела плана социально-правовой реабилитации несовершеннолетнего наиболее трудоемкий и значительный объем работы как специалиста по социальной работе, так и юриста.

Первоочередные задачи специалиста по социальной работе в  этом направлении:

- сбор сведений о  имуществе, принадлежащем несовершеннолетнему;

- определение состояния реализации его прав на имущественное обеспечение.

Для реализации задач, после  помещения несовершеннолетнего  в стационарное отделение, опрашиваются его близкие родственники.

Цель опросов - выяснить, какие виды денежного обеспечения, в том числе гарантированные государством, реализованы родителями или законными представителями несовершеннолетнего до момента помещения его в стационарное отделение (алименты, пенсии, пособия и пр.).

Данные, полученные в  ходе опросов могут свидетельствовать о:

- наличии или отсутствии  исковых требований о взыскании  алиментов;

- наличии или отсутствии  пенсионного обеспечения несовершеннолетнего;

- наличии или отсутствии  жилой площади;

- наличии или отсутствии  прав требований в обязательственных  правоотношениях (акции, другие ценные бумаги, принадлежащие должнику)

- наличии или отсутствии  у должника имущества, принадлежащего  ему на праве собственности. 

 

Право на причитающиеся  несовершеннолетнему алименты.

В случае если исковое  требование о взыскании алиментов не предъявлялось, в суд подается исковое заявление о взыскании алиментов или заявление о выдаче судебного приказа.

После вынесения судом  постановления или судебного  приказа необходимо представить  в службу судебных приставов данные о расчетном счете учреждения и лицевом счете несовершеннолетнего.

Далее специалист по социальной работе осуществляет контроль за поступлением денежных средств на соответствующие  счета, делая отметку в ведомости  учета денежных средств.

 

Право собственности  на доходы и имущество

Для установления факта  наличия или отсутствия у несовершеннолетнего  жилья из жилищной конторы коммунального  хозяйства необходимо затребовать  справку о жилой площади, на которой  зарегистрирован несовершеннолетний.

В этой справке указывается:

- состав семьи;

- кому и в какой  форме собственности принадлежит  это жилье; 

- краткая характеристика  занимаемого помещения.

В случае если родители или  один из них не проживают с несовершеннолетним совместно, то наводятся справки  о месте их пребывания или жительства.

Если у отдельно проживающих  родителей имеется в собственности  другое жилье, то это обстоятельство обязательно фиксируется в личном деле воспитанника, а также предпринимаются  меры по закреплению и приватизации жилья. В соответствии со ст.121 СК РФ исключительным правом распоряжения имуществом несовершеннолетнего наделен орган опеки и попечительства. Специалисты по социальной работе направляют в орган опеки и попечительства все имеющиеся у них сведения о имуществе несовершеннолетнего, уведомляют должностное лицо органа опеки и попечительства оформление соответствующих документов, свидетельствующих о факте закрепления или право пользования жилой площади, приватизации ее. Все мероприятия по закреплению и приватизации жилья должны быть проведены в течение трех месяцев.

 

Право на получение пенсии.

В соответствии с Законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении, имеют право на пенсию по утере кормильца.

С целью выяснения вопроса назначения пенсии по утере кормильца опрашиваются близкие родственники, при необходимости делается запрос в Управление пенсионного фонда.

Если право на пенсию, пособие у несовершеннолетнего  подопечного возникло в период пребывания в специализированном учреждении (или до устройства ребенка в учреждение пособия не были еще назначены), то специалист по социальной работе оформляет необходимые документы для их назначения.

 

 

 

2.3.4 Защита личных прав

 

 

 

Вопрос о жизнеустройстве  детей, попавших в центр на полное государственное обеспечение решается непосредственно органом опеки и попечительства. Но при этом специалисты Центра принимают в его решении активное участие. Обеспечить право несовершеннолетнего жить и воспитываться в биологической семье специалистам Центра очень сложно. Родители этих детей зачастую уже «опустились на дно» (злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни) и не пытаются изменить ситуацию. Хотя такая вынужденная мера – изъятие детей из семьи – в редких случаях дает свой результат, в конченом итоге которого дети возвращаются к родителям.

Не соответствующее  правовым и нравственным требованиям  поведение человека, имеющего несовершеннолетних детей, далеко не всегда носит необратимый  характер. К тому же у некоторых чувство привязанности к ребенку побеждает, а желание быть с ним рядом, заботиться о нем заставляет лечиться, в частности, от алкоголизма, - первопричины противоправного поведения гражданина как родителя. С другой стороны, даже тогда, когда имеет место попрание прав ребенка, должна оставаться возможность для возрождения утраченного. Вместе с тем восстановление в родительских правах - это своего рода стимул для тех, кому ребенок действительно дорог. Что касается правовой стороны восстановления в родительских правах, то оно допустимо лишь в отношении несовершеннолетних, так как напрямую связано с воспитанием ребенка.

 Восстановление в  родительских правах допускается,  если родители (один из них)  изменили:

- свое поведение;

- образ жизни;

- отношение к воспитанию ребенка.

В этом случае специалисты  Центра помогают родителям в сборе  документов, А также в суде помогают родителям (или одному из них) доказать, что имеются все основания для удовлетворения их просьбы.

С целью реализации права  жить и воспитываться в семье специалисты Центра сотрудничают с органом опеки и попечительства и ведется работа по устройству детей в приемные, опекаемые семьи,

Реализуется и право  на общение с родственниками: они  навещают несовершеннолетних в самом  учреждении, а также предусмотрена  процедура, когда воспитанники имеют возможность провести дни в кругу своих родственников за пределами учреждения.

В целом, защита личных прав происходит в основном в процессе воспитательной работы.

 

 

 

3 Работа территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

 

 

Реализация, восстановление и защита прав и законных интересов несовершеннолетних специалистами Центра не редко осуществляется при тесном взаимодействии со специалистами Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом работа ведется не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в стационарном отделении Центра, но и в отношении несовершеннолетних, проживающих на территории всего Нижнетуринского городского округа. Это и координация вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, находящихся в стационарном отделении Центра на полном государственном обеспечении; решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (учреждения социального обслуживания являются субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Соответственно, специалисты совместно участвуют в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также совместно решают ряд других вопросов.

Функция административной юрисдикции, выполняемая комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, исторически менялась, но в  таком объеме административным законодательством Российской Федерации возложена впервые. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), который вступил в действие с 1 июля 2002 года, почтив два раза увеличилось количество составов административных правонарушений по сравнению с Административным кодексом РСФСР.

Менялся и статус комиссий. В 2005 году внесены изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим был издан Закон Свердловской области от 15 июля 2005 года № 87-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» согласно которому с 1 января 2006 года на территории Свердловской области образуются территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – территориальная комиссия) (районные, городские, районные в городах), являющиеся территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Городские комиссии Свердловской области в городах, имеющих районное деление, не образуются.

В целях реализации пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона Свердловской области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года № 87-ОЗ Губернатор Свердловской области Э.Э.Россель подписал Указ №951-УГ от 30 ноября 2005 года «Об образовании территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав» (Приложение 1) с приложением Перечня территориальных комиссий (по Свердловской области – 66 комиссий) и обозначены муниципальные образования, на которые распространяются их полномочия.

Рассмотрим деятельность комиссий на примере Территориальной комиссии города Нижняя Тура по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Постановлением Правительства  Свердловской области № 72-ПП от 24.01.2006г. «Об утверждение Положения о  территориальной комиссии города Нижняя Тура по делам несовершеннолетних и  защите их прав и ее состава» утверждено Положение комиссии и ее состав с указанием конкретных лиц и их должностей.

Комиссия образуются на основании решения Губернатора Свердловской области Правительством Свердловской области, является территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, обладающим правами юридического лица, имеющими расчетный счет, печать и бланки со своим наименованием и водящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Нижняя Тура.

Непосредственно комиссия подчиняется администрации Северного управленческого округа Свердловской области.

Председатель территориальной  комиссии назначается на должность  и освобождается от должности Губернатором Свердловской области по представлению председателя Правительства Свердловской области. Ответственный секретарь территориальной комиссии, специалисты территориальной комиссии, чьи должности не отнесены к должностям государственной гражданской службы Свердловской области, назначаются на должность и освобождаются от должности председателем территориальной комиссии.

Состав комиссии формируется ее председателем по согласованию с органами местного самоуправления Нижнетуринского городского округа и органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющих деятельность на этой территории.

Деятельность территориальной  комиссии основывается на следующих  основных принципах:

  • законности;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними;
  • уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям;
  • взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;
  • ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего;
  • индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
  • гласности.

 

Основные задачи и функции территориальной комиссии.

Во взаимодействии с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполняет следующие основные задачи:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и обеспечение устранения причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты  прав и законных интересов  несовершеннолетних во всех сферах  их жизнедеятельности;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Информация о работе Административно - правовое обеспечение деятельности специализированных учреждений социального обслуживания