Способы формирования компетенции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местного самоуправления как института государственного устройства, и способы формирования компетенции.
Задачи:
- сформулировать понятие и сущность местного самоуправления;
- определить цели и задачи органов местного самоуправления
- обоснование понятия и структуры компетенции местного самоуправления
- проанализировать разграничение компетенции органов местного самоуправления

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..….3
1.Понятие и сущность местного самоуправления………………………………………5
1.1. Цель и задачи местного самоуправления…………………………………………...7
1. 2. Функции местного самоуправления как социального института……………….10
2. Понятие и структура компетенции местного самоуправления…………………….12
2.1.Разграничение компетенции органов местного самоуправления………………...14
2.2. принципы определения компетенции органов местного самоуправления……...17
3. Способы формирования компетенции местного самоуправления………………...19
3.1. Предметы ведения органов местного самоуправления…………………………..21
3.2. Полномочия органов местного самоуправления…………………………….…....24
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

3. Органы местного  самоуправления несут ответственность  за осуществление отдельных государственных  полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 

Заключение

 

Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться  от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.47

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.48

Определенная самостоятельность  в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак  местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. 49Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

В результате анализа действующего законодательства можно сделать  вывод о неудачной регламентации  компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О  местном самоуправлении в Российской Федерации». Не вносят должной ясности в этот вопрос и отраслевые нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления  все новыми полномочиями в разных отраслях и сферах, поскольку полномочия эти они устанавливают применительно к органам местного самоуправления вообще, а не тому или иному их уровню конкретно50. Органы же местного самоуправления не могут сами себе устанавливать полномочия,   даже если в обшей форме предметы их ведения определены.

Закрепляя принципиальные положения делегирования отдельных  государственных полномочий органам  местного самоуправления (наличие закона, передача средств, контроль государства за реализацией полномочий), действующее законодательство практически не определяет механизм правового регулирования отношений, возникающих при реализации этих государственных полномочий. Во-первых, при делегировании полномочий другие органы получают такие правотворческие права и обязанности, которых у них ранее не было; во-вторых, делегирующий полномочия орган не теряет своей компетенции на издание нормативных правовых актов по данному кругу вопросов.51

Если полномочия передаются законом, то сила правоприменительных актов органов местного самоуправления не может быть приравнена к силе закона. Поэтому формирование механизма регулирования отношений, складывающихся при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должно основываться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, в законе о наделении органов местного самоуправления полномочиями должно содержаться поручение им издавать правоприменительные акты; во-вторых, форма этих актов не может быть иной, кроме той, что указана в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав муниципальных образований); в-третьих, юридическая сила правоприменительных актов не может быть приравнена к силе закона; в-четвертых, органы государственной власти с передачей полномочий не теряют права издания по этим вопросам своих нормативных правовых актов; в-пятых, органы местного самоуправления, получив право издания актов по вопросам, связанным с переданными им полномочиями, не могут вносить изменения в акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые ранее по этим вопросам в порядке текущего правового регулирования; в-шестых, следует закрепить за органами местного самоуправления право вносить в установленном порядке предложения с законодательной инициативой (на уровне субъекта Федерации) по вопросам применения либо принятия нового законодательного акта в сфере переданных им государственных полномочий.52

 

Список используемой литературы:

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 30.12.2008 г.) // Рос.газ. – 1993. – 25 дек.

 

2. Европейская Хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. - № 15.-Ст.1695.

 

3. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: ФЗ от  31.12. 2005 г.  № 199-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-2006.-№ 1.

 

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред.от 06.12.2011 г. с изм. от 07.12.2011 г.) // Российская газета № 202, 08.10.2003

 

5. Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации, от  15.10. 1999 г.  № 1370 // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1999. № 42. - Ст.5011.

 

Книги с одним автором

 

1. Азовкин И.А. Местные Советы в системе органов власти / И.А. Азовкин. М.: Юрид. лит., 1971.- 365 с.

 

2. Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации / А.А. Акмалова. М.: Прометей, 2003. – 285 с.

 

3. Барабашев Г.В. Местное самоуправление / Г.В. Барабашев. М.: изд-во МГУ, 1996. – 245 с.

 

4. Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление / В.П. Безобразов. М., 1874.- 340 с.

 

5. Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации / Н.С.Бондарь  .Ростов-Д,1998.–210с.

 

6. Выдрин И.В. Местное самоуправление в РФ: от идеи к практике / И.В. Выдрин. Екатеринбург, 1998.

 

7. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины /А.А. Замотаев. М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 1999. – 350 с.

 

8. Игнатюк Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации / Н.А. Игнатюк. М.: Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ, 1999. – 190 с.

 

9. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права / А.Н. Костюков. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 560 с.

 

10. Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации / А.В. Лагуткин. М.: Манускрипт, 1995 – 490 с.

 
11. Михеева Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий / Т.Н. Михеева. Йошкар-Ола,2002.–426с. 
 
12. Постовой Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России / Н.В. Постовой. М.: Юриспруденция, 1999.

 

13. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / А.А. Сергеев. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 302 с.

 

14. Сорокина Ю.В. Роль публичной власти в правовом государстве: современное философское осмысление / Ю.В. Сорокина. – М.: РАГС, 2004. – 270 с. 

 

Книги с двумя авторами 

 

1. Еремян В.В Местное самоуправление в России / В.В. Еремян, М.В. Федоров. - М.: Новый юрист, 1998. – 153 с.

 

2. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: ТК Вел-би, Изд-во Проспект, 2006. 

Словари и энциклопедии

 

1. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарев, В.Д. Зорькина, B.Е. Крутских.-  М., 1999. – 1250 с.

 

2. Государственное и муниципальное управление. : Справочник / Под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. -  М.: Изд-во Магистр, 1997. – 780 с.

 

 

3. Ожегов С.И. :  Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-  М. Азбуковник, 2000. – 940 с.

 

Авторефераты  диссертаций

 

1. Акмалова А.А. Особенности правового регулирования и организации местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дисс.докт. юрид. наук. / Акмалова А.А. - М., 2003. – 90 с.

 

2. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): автореф. дисс.докт. юрид. наук./ Выдрин И.В. -  Екатеринбург, 1998. – 40 с.

 

3. Гришина О.В. Правовые основы организации местного самоуправления: автореферат дисс.канд. юрид. наук/ Гришина О.В. - М., 2005. - 36 с.

 

4. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы: автореф. дисс.докт. юрид. наук. / Еремин А.Р. -  Саратов, 2003. – 30 с.

 

5. Капитанец Ю.В. Правовые основы и организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: автореф. дисс.канд. юрид. наук. / Капитанец Ю.В. - Саратов, 2002. – 40 с.

 

6. Кочеткова Н.В. Законодательное регулирование предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: проблемы оптимизации: автореф. дисс.канд. юрид. наук./ Кочеткова Н.В. - Саратов, 2004. – 47 с.

 

7. Кубарков А.Н. Конституционно-правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: автореф. дисс.канд. юрид. наук./ Курбаков А.Н. -  Саратов, 2000. – 57 с.

 

8. Уваров А.А. Местное самоуправление в соотношении с государственной властью в Российской Федерации: проблемы развития и взаимодействия : автореф. дисс.докт. юрид. наук./ Уваров А.А. -М., 2003.- 43 с.

 

Статьи  из сборников

 

1. Актуальные проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления // Местное право/ под ред. А.Е. Когут. – Спб: Наука, 2001.-  C.3-41.

 
2. Аржанов В.В. Разграничение полномочий и предметов ведения государства и местного самоуправления как механизм укрепления законности / В.В. Аржанов //Местное право. 2001. - № 10-11. - С.64-67.

 

3. Бабичев И.В. Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра / И. Бабичев // Местное право. 2003. - № 1. - С. 3-34.

 

4. Белкин А. О некоторых вопросах разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном устройстве / А. Белкин // Право и жизнь. 1996. -№ 9.-С. 13-18.

 

5. Вагин И.С. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ / И.С. Вагин // Конституционное и муниципальное право. 2003. - № 5. -С.42-43.

 

6. Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений / В.И. Васильев // Конституционное и муниципальное право. 2004. - № 3. - С. 11 -20.

 

7. Васильев В.И. О предмете муниципального права / В.И. Васильев // Журнал рос. права. 2006. - № 5. - С.23-35.

 

8. Вельский К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Вельский // Государство и право. 1997. - № 3. - С. 14-21.

 

9. Деменкова А. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / А. Деменкова // Муниципальное право. 2006. - № 1. - С.48-50.

 
10. Игнатюк Н.А. Система органов местного самоуправления / Н.А. Игнатюк // Журнал рос. права. -1998. № 6. - С. 17

 
11. Костомаров В.Г. Проблемы разграничения полномочий между уровнями публичной власти и формирования компетенции местного самоуправления / В.Г. Костомаров // Местное право. 2001. - № 8. - С. 20-28.

 

12. Лясковский А.И. Нормативно-правовые акты местного самоуправления в системе законодательства РФ / А.И. Лясковский // Юрид. аналитический журнал. 2002. - № 2. - С. 14-21.

 
13. Местное самоуправление ресурс государства для управления развитием. Муниципальный манифест // Муниципальная власть. - 2005. - № 1. -С. 15-31. 
 
14. Постовой Н.В. Основы местного самоуправления: понятие, общая характеристика / Н.В. Постовой // Местное право. 2001. - № 10-11. - С.29-38. 
 
15. Пылин В. К вопросу об основах местного самоуправления / В. Пылин // Право и жизнь. -1998. № 15. С.96-101.

 
16. Романов А.Н. О понятии местного самоуправления в Российской Федерации / А.Н. Романов // Современное право. 2003. - № 6. - С.32-36.

 
17. Уваров А.А. Система местного самоуправления /А.А. Уваров // Конституционное и муниципальное право. 2002. - № 2. - С.28-33.

 

18. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление / Т.Я. Хабриева // Журнал рос. права. 2005. - № 4. - С. 10-18.

Информация о работе Способы формирования компетенции местного самоуправления