Способы формирования компетенции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местного самоуправления как института государственного устройства, и способы формирования компетенции.
Задачи:
- сформулировать понятие и сущность местного самоуправления;
- определить цели и задачи органов местного самоуправления
- обоснование понятия и структуры компетенции местного самоуправления
- проанализировать разграничение компетенции органов местного самоуправления

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..….3
1.Понятие и сущность местного самоуправления………………………………………5
1.1. Цель и задачи местного самоуправления…………………………………………...7
1. 2. Функции местного самоуправления как социального института……………….10
2. Понятие и структура компетенции местного самоуправления…………………….12
2.1.Разграничение компетенции органов местного самоуправления………………...14
2.2. принципы определения компетенции органов местного самоуправления……...17
3. Способы формирования компетенции местного самоуправления………………...19
3.1. Предметы ведения органов местного самоуправления…………………………..21
3.2. Полномочия органов местного самоуправления…………………………….…....24
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………..….3

1.Понятие и сущность местного самоуправления………………………………………5

1.1. Цель и задачи местного  самоуправления…………………………………………...7

1. 2. Функции местного самоуправления как социального института……………….10

2. Понятие и структура компетенции местного самоуправления…………………….12

2.1.Разграничение компетенции органов местного самоуправления………………...14

2.2. принципы определения компетенции органов местного самоуправления……...17

3. Способы формирования компетенции местного самоуправления………………...19

3.1. Предметы ведения органов  местного самоуправления…………………………..21

3.2. Полномочия органов местного  самоуправления…………………………….…....24

Заключение……………………………………………………………………………….29

Список используемой литературы……………………………………………………...32

 

Введение

 

Начало XXI века для России - период реформирования практически  всего механизма государственного устройства, пересмотра системы основных функций публичной власти, способов их осуществления. Каждый новый этап в развитии государства, его особенные политические цели и задачи вызывают необходимость пересматривать сложившуюся систему осуществления публично-властных функций, само содержание этих функций, а также роль каждого из элементов системы государственного механизма.1

Параллельно с процессом перераспределения компетенции в Российской Федерации происходит развитие местного самоуправления как особого звена в системе государственного устройства. В силу относительной новизны данного института для современной российской государственности в науке до настоящего времени не разработано общепризнанной теоретической концепции местного самоуправления, существуют различные мнения по вопросам о его сущности, роли и месте в системе российского государства и общества, соотношении местного самоуправления с институтами государственной власти.2 Свидетельством тому является принятие в 2003 году уже третьего, начиная с 1991 года, федерального закона о местном самоуправлении, который положил начало очередному этапу реформирования местной власти. Сочетание муниципальной реформы с общим процессом изменения компетенции органов публичной власти делает обоснованным взаимосвязанное рассмотрение вопроса о сущности местного самоуправления как определенного института, на который возлагается осуществление некоторой части публичных дел государства, т.е. как субъекта компетенции, с вопросом об объеме и содержании его компетенции.3

Несомненно, что проблемы компетенции местного самоуправления не могут рассматриваться лишь в  рамках муниципального права. Они тесно  переплетаются с проблемами демократизации российского государства, децентрализации государственного управления, совершенствования управленческого процесса в системе публичной власти.4

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местного самоуправления как института государственного устройства, и способы формирования компетенции.

Задачи:

- сформулировать понятие и сущность местного самоуправления;

- определить цели и задачи органов местного самоуправления

- обоснование понятия и структуры компетенции местного самоуправления

- проанализировать разграничение компетенции органов местного самоуправления

- рассмотреть соотношения понятий «предметы ведения» и «вопросы местного значения»;

- разработка принципов  определения компетенции местного  самоуправления;

- изучение способов формирования компетенции местного самоуправления

 

Теоретическую основу исследования составляют труды представителей общей  теории права и государства С.А. Авакьян, А.С. Автономов, Аржанов В.В Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, С.Н. Бабурина, М.И. Байтина, О.С. Иоффе, А.В. Малько, Н.И. Матузова, B.C. Нерсе-сянца, С.В. Полениной, Ю.А. Тихомирова, Ю.К.

Теоретические положения опираются на анализ Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральных законов, регулирующих компетенцию органов публичной власти. 
1. Понятие и сущность местного самоуправления

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.5

Эти органы осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная  функция) и реализовывать эти  интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.6

Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.

Этим двум функциям и  соответствуют два типа органов  – представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления, по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством.

Статья 131 Конституции  Российской Федерации, а также пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации7», устанавливают, что «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».8 На практике при формировании структуры органов местного самоуправления специфика муниципального образования не всегда учитывается, что снижает жизнеспособность местного самоуправления. 

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной  компетенцией в решении вопросов местного значения.9

Можно сделать вывод, что определенная самостоятельность  в решении вопросов местного значения, составляющая необходимый признак  местного самоуправления, не может  существовать вне единой государственной  экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства.10 Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государственных принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.11

Можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

 

    1. Цели и задачи местного самоуправления

 

Повседневная деятельность органов местного самоуправления предполагает решение широкого спектра вопросов политического, социального и экономического характера. При этом важно, чтобы при большом разнообразии направлений деятельности ее суммарный вектор был направлен на решение главных задач и достижение главной цели местного самоуправления.12

Главная цель любой социально-экономической  системы и местного самоуправления в том числе, определяется в первую очередь потребностями населения. 13Если эта система в основном выступает как система, предназначенная для наиболее полного удовлетворения каких-либо потребностей населения, то ее главной целью должен быть уровень и качество обслуживания населения.

Рассматривая эту цель местного самоуправления с точки зрения удовлетворения потребностей населения можно утверждать, что она заключается в повышении уровня и качества жизни населения.14

Еще одной целью местного самоуправления является основой формирования «древа» целей. В структуре целей местного самоуправления можно выделить цели:

- социальные, отражающие  взаимоотношения элементов социальных структур сообщества, к примеру, уровень и качество жизни населения;

- культурные, связанные  как с восприятием культурных  ценностей, которыми руководствуется  сообщество, так и с влиянием  духовного потенциала сообщества  на реализацию социальных целей,  к примеру, уровень образования;

- экономические, характеризующие  и утверждающие систему экономических  отношений, обеспечивающих материальную  основу реализации социальных  и культурных целей местного  самоуправления, к примеру, размер  местного бюджета;

- производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех экономических объектов, которые соответствуют перечисленным целям и способствуют их реализации, к примеру, предприятий и организаций оказывающих различные услуги;

- организационные, направленные на построение функциональных и организационных структур для реализации вышеперечисленных целей.

В зависимости от критерия классификации цели можно подразделить на стратегические, тактические и  оперативные; общие и частные; главные, побочные и обеспечивающие; конечные и промежуточные; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и т.д.15

Вырабатывая цели своей  деятельности органы местного самоуправления должны учитывать общее состояние  экономики в стране, возможные  меры правительственного регулирования  экономики, изменения социальных, политических, демографических, экологических и других условий, могущих оказать влияние на функционирование муниципального образования. Необходимо также учитывать тенденции и планы развития промышленности, сельского хозяйства характер возможных структурных сдвигов, которые повлекут за собой изменения объемов, уровня зарплаты и занятости и т.п.

 

Задача местного самоуправления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени  и характеризующийся набором  количественных и качественных данных или параметров этого результата. Задачи местного самоуправления предопределяются его целями.16

Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих  комплексов задач. Как и цели, задачи можно классифицировать, выделить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; общие и частные; главные, побочные и обеспечивающие; конечные и промежуточные; и т.д.17

К основным задачам, способствующим достижению главной цели местного самоуправления, относятся:

- удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);

- комплексное социально-экономическое  развитие территории на основе  рационального использования ее  ресурсного потенциала;

- оптимальное сочетание  местных и государственных интересов;

- распределение социальных  благ гарантированных государством, обеспечение их доступности, всеобщности,  адресности;

- поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность  территориального сообщества (экологическая,  пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.).

Следует отметить, что  возможности решения тех или  иных задач местного самоуправления определяются ресурсами, которые можно  направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития территориального образования.18

 

 

 

 

1.2. Функции местного самоуправления как социального института

Под функциями местного самоуправления как социального  института понимается то, что характеризует  основные направления муниципальной  деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.19

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет  выделить следующие его основные функции20:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных  форм самоуправления.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

Информация о работе Способы формирования компетенции местного самоуправления