Способы формирования компетенции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности местного самоуправления как института государственного устройства, и способы формирования компетенции.
Задачи:
- сформулировать понятие и сущность местного самоуправления;
- определить цели и задачи органов местного самоуправления
- обоснование понятия и структуры компетенции местного самоуправления
- проанализировать разграничение компетенции органов местного самоуправления

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..….3
1.Понятие и сущность местного самоуправления………………………………………5
1.1. Цель и задачи местного самоуправления…………………………………………...7
1. 2. Функции местного самоуправления как социального института……………….10
2. Понятие и структура компетенции местного самоуправления…………………….12
2.1.Разграничение компетенции органов местного самоуправления………………...14
2.2. принципы определения компетенции органов местного самоуправления……...17
3. Способы формирования компетенции местного самоуправления………………...19
3.1. Предметы ведения органов местного самоуправления…………………………..21
3.2. Полномочия органов местного самоуправления…………………………….…....24
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конституцией РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

3. Обеспечение развития соответствующей территории

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей  территории, управляют муниципальным  хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах

Население соответствующей  территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче  могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых  населения услуг, чем государственные  органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории

Основные задачи по обеспечению  данной функции возлагаются на органы полиции. При осуществлении этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами

Органам государственной  власти РФ и ее субъектов запрещается  ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и  федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

 

Все вышеуказанные функции  местного самоуправления между собой  взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

2. Понятие и структура компетенции местного самоуправления

 

Компетенция местного самоуправления — это установленная нормами  конституций, законов, подзаконных актов совокупность прав, обязанностей и предметов ведения граждан муниципального образования, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.21

Первый составной элемент  компетенции — права и обязанности, или полномочия, с помощью которых реализуются функции и задачи местного самоуправления. Права и обязанности в основном находятся в тесной диалектической связи, единстве, взаимозависимости.22

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» все субъекты, осуществляющие местное самоуправление, наделены правами и обязанностями. В ст. 2 названного Закона за населением закреплено право самостоятельно решать вопросы местного значения и обязанность совершать эти действия под свою ответственность.

Представительный орган местного самоуправления, в соответствии со ст. 15 этого же Закона, имеет право утверждать бюджет. Но это не только его право. Он обязан это сделать в силу того, что без бюджета невозможно функционирование местных учреждений, а также осуществление функций и решение задач местного значения.23

Вторым составным элементом  компетенции являются предметы ведения. Термин «предмет» означает все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев полагают, что «под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них орган».24

Изучение законодательства о местном самоуправлении в России XVIII-XX столетий дает основание сделать вывод о том, что предметы ведения - это и есть сфера деятельности местного самоуправления. Законодательно сферы деятельности местного самоуправления были установлены в «Городовом Положении», утвержденном Указом императрицы Екатерины II в 1785 г., хотя термин «предметы ведения» в нем не упоминается.25 В названном нормативном правовом акте определялись сферы деятельности городов, как муниципальных образований, сходов граждан, проживающих в городах, выборных органов местного самоуправления, то есть городской общей Думы и городской шестигласной Думы. Определенные сферы деятельности закрепились за Городским Магистратом, являющимся исполнительным органом и Городским Головой. Очевидно, что сферы деятельности были закреплены за каждым  субъектом правоотношений в системе городского самоуправления.

 

 

 

 

 

2.1. Разграничение компетенции органов местного самоуправления

 

Вопрос о разграничении  полномочий в системе органов местного самоуправления имеет свою историю.

В советский период развития нашей государственности, органы власти на местах выступали как органы государственной власти и управления (таковыми являлись местные Советы, их исполнительные комитеты, отделы и управления исполнительных комитетов), проблема соотношения представительного органа власти (местного Совета) и исполнительно-распорядительных органов (исполкома, его отделов и управлений) решалась в государствоведении на основе следующих законодательных положений:26

а) конституционного закрепления  права местных Советов решать все вопросы местного значения;

б)  признания всех основных полномочий во всех сферах мест ной жизни за местными Советами, независимо от того, осуществлял ли эти полномочия сад Совет, его исполнительный комитет или отделы и управления;

в) закрепления перечня  исключительных полномочий местного Совета, т.е. тех полномочий из компетенции местного Совета, которые могли быть реализованы исключительно Советом на сессии;

г) признания за исполнительным комитетом права решать все вопросы, отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, которые должны были решаться только на сессиях Совета.

Опираясь на эти положения, многие государствоведы рассматривали местный Совет как своеобразный механизм, состоящий из собственно Совета, исполнительного комитета, его отделов и управлений.27 Компетенция местного Совета трактовалась на этом основании как объединение всех прав и обязанностей Совета и его органов (так называемая единая компетенция Совета). Сторонники данной концепции исходили также из конституционного принципа полновластия Советов.

Рассматривая  вопрос  о  компетенции  органов  местного самоуправления  необходимо  отталкиваться  от   общей   цели   существования местного самоуправления. Цель создания местного  самоуправления  -  уход  от централизации власти в государстве. Если в государстве  такая  централизация доведена до максимума, то, в конце концов,  власть  сводиться  к  творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму.  Создание  еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления,  в  котором участвуют  граждане,  как  раз  развивает  творчество  населения  в  области управления.28

Компетенция  органа  местного  самоуправления  является сложной правовой категорией, структура  которой  складывается  из  предметов ведения, прав и обязанностей.29

Первым   составным   элементом   компетенции   являются предметы ведения.

Предметы   ведения     местного    самоуправления    - необходимый элемент правового статуса  каждого  муниципального  образования. Вторым элементом компетенции  являются их  правами  и  обязанности.  

Не менее важной является проблема разграничения полномочий в системе местного самоуправления.30 Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении определили различные формы осуществления местного самоуправления. Естественно, в этих условиях возникает необходимость в распределении полномочий внутри системы местного самоуправления.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только лишь исключительные полномочия представительного органа, ничего, не упоминая о полномочиях исполнительных органов, должностных лиц, а также о вопросах, решаемых на местных референдумах, собраниях и сходах граждан.31

В законах ряда субъектов  Российской Федерации о местном самоуправлении, с одной стороны, достаточно удачно решена проблема разграничения полномочий между сообществом в целом, принимающим решения путем проведения местного референдума либо путем принятия решения на собраниях, сходах граждан, и между органами местного самоуправления и должностными лицами.32 С другой стороны, разграничены полномочия между представительными и исполнительными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

 

2.2. Принципы определения  компетенции органов местного самоуправления

 

В Европейской Хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения компетенции органов местного самоуправления. Статья 4 Хартии содержит следующие положения33:

1) основные полномочия  органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;

2) органы местного  самоуправления в пределах, установленных  законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти;

3) осуществление публичных  полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии;

4) предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом;

5) при делегировании  полномочий центральными или региональными органами органы местного самоуправления должны, насколько это возможно,- обладать свободой адаптировать их осуществление к местным условиям.

Данные положения получили развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами34. Самостоятельность местного самоуправления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» запрещает органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления (ст. 14). В соответствии с ним муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность с учетом разграничения предметов ведения между муниципала образованиями35 (ст. 6).

 

  1. Способы формирования компетенции местного самоуправления

 

 

                Компетенция органа или должностного лица включает два элемента: предметы ведения (круг рассматриваемых вопросов) и полномочия (объем прав и обязанностей).36

Первым   составным   элементом   компетенции   являются предметы ведения.

Предметы   ведения     местного    самоуправления    - необходимый элемент правового  статуса  каждого  муниципального  образования.37

Закрепляемые нормами  муниципального права, они, прежде всего, определяют  те области жизнедеятельности  населения муниципального образования,  на  которые распространяется его  юрисдикция.

Так же необходимо определиться   с   главным содержанием деятельности, тем кругом дел, которыми ведают  муниципальные органы, вторым элементом компетенции  –  их  правами  и  обязанностями.  Это важно  не  только  из  соображений  четкого  разделения  компетенции   между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого  уровня.38

В современных российских условиях  компетенция  местного самоуправления формируется следующим  образом:

  • базовая   компетенция   прямо   устанавливается   федеральными законами;
  • субъектам Российской Федерации предоставляется право  расширять перечень  вопросов  местного  значения,  которые  муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению;
  • муниципальные  образования  вправе  также  принимать  к  своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их  ведения  и  не отнесенные  к  ведению  других  муниципальных  образований    и органов государственной власти;
  • органы    местного    самоуправления    могут     наделяться соответствующими законам отдельными полномочиями.

Конституция Российской  Федерации  подробно  оговаривает компетенцию  государственных  органов,  как  федеральных,  так   и   органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132  компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не  дает  развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит,  что  "Органы  местного самоуправления  самостоятельно   управляют   муниципальной   собственностью, формируют, утверждают и  исполняют  местный  бюджет,  устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка,  а также решают другие вопросы местного значения". Таким образом,  можно предположить,  что компетенция   органов   местного   самоуправления   начинается   там,    где заканчивается компетенция органов государственной власти.

Информация о работе Способы формирования компетенции местного самоуправления