Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных условиях политическую реальность в значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение последних десяти лет утвердились такие термины, как «медиа-политика» и «медиа-политическая система». При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса 5
1.2. СМИ и органы власти в условиях политической системы современной России 22
1.3. Правовые проблемы организации информационного обеспечения общества о деятельности органов власти в современной России 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РБ И СМИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 34
2.1 Общая характеристика Республики Башкортостан 34
2.2. Средства массовой информации Башкортостана 38
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов власти РБ со СМИ и общественностью 40
3. Пути совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

709_Munitsipalnoe_upravlenie.docx

— 103.30 Кб (Скачать файл)

4. Взаимодействие власти  с обществом и бизнесом.

Государство сегодня не способно решить все социальные и экономические  проблемы, но шансы его увеличатся, если активизируется его взаимодействие с бизнесом и гражданским сообществом. Роль СМИ здесь может быть следующая:

- активизация информационной  платформы для осуществления  консолидирующей функции трех  ведущих сил социума: власти, бизнеса  и гражданского общества; при  этом СМИ принимают на себя  постановку социально значимой  проблемы и роль информационного  спонсора процесса осуществления разумного поиска компромиссов при решении данной проблемы властью, бизнесом и гражданским обществом.

- механизм сбора идей, подаваемых общественностью, позитивного  опыта, накопленного в различных  сферах жизнедеятельности россиян;

- аккумулятор негативных  мнений и средство их оглашения  (СМИ должны оглашать независимые  и альтернативные мнения представителей  разных слоев общества, что, как  показывает мировая практика, дает  очень хорошие результаты в  системе государственного строительства. 

5. Деятельность омбудсменов  отличается от деятельности органов  государственного и муниципального  управления, поскольку последние,  с одной стороны, нередко не  способны самостоятельно достаточно  критично улавливать настроения  общества; с другой стороны, постоянная  связь с социумом через омбудсменов  сближает систему государственного  и муниципального управления  и общества, способствует росту  доверия и сотрудничества между  ними.

6. Стимулирование формирования  системы экологии СМИ, поскольку  нам еще только предстоит реализовать  программу становления толерантности,  в то время как в западных  странах толерантность стала  частью жизни. Гуманизация информации проявляется не только в религиозной, идейно-политической, расовой или иной терпимости, но и в том, что, например, в Германии на общественном телевидении допустима реклама в течение 20 минут в сутки (в то время как согласно Закону РФ "О средствах массовой информации" аудиовизуальные СМИ могут давать рекламу в течение 15 минут на каждый час эфирного времени) и при этом она запрещена после 20 часов. Большинство европейских государств, а в последние годы и Россия в обязательном порядке маркируют программы с тем, чтобы дети не просто не могли посмотреть передачи для взрослых, но родители знали, в каких программах присутствуют насилие, ужасы, секс и для какого возраста каждая из них предназначена. Также западноевропейские государства стимулируют формирование всякого рода общественных советов, которые борются за экологию средств массовой информации, в первую очередь электронных.

Духовное оздоровление общества может произойти в том числе путем формирования стратегии демократической информационной политики, когда СМИ будут продуктивно работать как реальный механизм взаимодействия социума и власти, когда произойдет восстановление эффективности критической и заступнической функций средств массовой информации, когда СМИ станут на защиту интересов личности и общества через создание общественного телевидения, когда увеличится количество изданий самых разных направлений при финансовой поддержке государства2.

 

 

    1. Правовые проблемы организации информационного обеспечения общества о деятельности органов власти в современной России

 

Стратегический подход к  организации деятельности федеральных  органов исполнительной власти, обозначенный в Стратегии развития России до 2020 г.3, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности России4, а также в Послании Президента России Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г.5, определяли включение информационных технологий и массовых коммуникаций в арсенал организации и деятельности системы исполнительной власти. Подчеркнем в этой связи, что внимание к методу информатизации "снизу" при недостаточной обеспеченности основной управленческой деятельности в области формирования производственной базы развития страны, создания экономической и социальной инфраструктуры создает риски и в области массовых информационных коммуникаций - взаимодействия государственных органов (власти в целом) с населением, в том числе и в форме услуг. Этому способствует и отсутствие межотраслевой структуры федерального уровня, организующей и координирующей информационную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Названные документы сделали новый поворот в информационной политике, сделав его действенным и результативным. Концепция развития информационного общества как общества гражданского, демократического, социального и правового ставит задачу комплексного обеспечения связи органов исполнительной власти с населением - не только его опека, но и вовлечение. До сих пор остается малоразработанной проблема массовых коммуникаций. Она объявлена и отражается в деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, но до сих пор нет единого понимания и подхода к проблеме. Однако одних только технологических условий и организационных форм для цельного определения понятия "массовых коммуникаций" недостаточно. Для развития правового обеспечения необходим учет всех форм массовых коммуникаций и не только государства с гражданами и организациями и между собой, но и в более широком плане - в рамках гражданского общества. Все это ставит, в свою очередь, новые задачи перед правом.

Исследование информационной деятельности федеральных органов  исполнительной власти также показывает ее влияние как политико-правового  механизма на развитие социальной составляющей современного Российского государства, в отличие от сервисного на Западе. Происходит переход к массовым коммуникациям как новой развивающейся области деятельности органов исполнительной власти, и особенно на федеральном уровне. Таким образом, заслуживает внимания и проблема соотношения социального и сервисного государства, рассматриваемая Институтом государства и права РАН с позиций информационного решения6.

В свете постоянно возникающих  новых задач, связанных с построением  в России информационного общества, потребности в существенном пополнении законодательного массива в информационной сфере приобретают характер постоянной актуальности. Россия вновь остро  нуждается в новых законах, которые  призваны развернуть во всей полноте  принципы получения, обработки и  передачи информации7. Профессор И.Л. Бачило подчеркивает, что нормотворчество в области нового направления в системе права - информационного права - вызывает множество вопросов. Диапазон подходов к пониманию задач правового регулирования отношений в информационной сфере достаточно разнообразен8. Действующая сегодня нормативная правовая база не обеспечивает достаточного регулирования всего многообразия отношений, возникающих при осуществлении информационной деятельности федеральными органами исполнительной власти. Но право не может ни игнорировать реальность времени, т.е. момент или длительность какой-либо юридической ситуации, ни упускать случая для урегулирования или организации отношений между временем и различными элементами юридической жизни9. За прошедшие годы принято много законов. Однако их анализ показывает, что не все стороны равномерно охвачены, так как, во-первых, принимались они в разное время и не создают единую систему правового регулирования. Во-вторых, возьмем на себя смелость высказать свою точку зрения о том, что анализ действующего законодательства, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении информационной деятельности в государственном управлении, демонстрирует воздействие на вектор его развития отдельных методологических ошибок, обусловленных недостаточностью соответствующих правовых исследований.

Как известно, методология - это учение об организации деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить  ее в целостную систему с четко  определенными характеристиками, логической структурой. Логическая структура включает в себя такие компоненты, как субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре  являются такие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы. Применительно к информационной деятельности федеральных органов  исполнительной власти наиболее неразработанным  сегодня остается вопрос методов  ее осуществления. При всем при том он является краеугольным, так как его воздействие напрямую отражается, как было уже сказано выше, на векторе развития соответствующего информационного законодательства.

При авторском понимании  информационной деятельности органов  государственной власти как специфической  и постоянной функции, направленной на информационное обеспечение собственной  функциональной деятельности, с одной  стороны, и развитие системы массовых коммуникаций, т.е. информационной деятельности по направлению к обществу, гражданам, с другой стороны, следует обратить внимание на то, что в последнем  случае она может реализовываться  посредством таких основных методов, как обеспечение доступа к информации и информирование граждан (доведение информации, ее распространение). Сюда также можно отнести предоставление информации (оказание информационных услуг).

С точки зрения автора, именно отсутствие понимания обеспечения  доступа к информации и информирования граждан как основных методов  осуществления информационной деятельности в государственном управлении приводит к тому, что уже очевидно, насколько  однобоко сформирован вектор развития соответствующего законодательства. Его так и называют в последнее время - законодательство о доступе к информации. Речь идет в первую очередь о базовом законодательстве10, но также эта проблема коснулась видового и отраслевого законодательства11.

Впервые в российском законодательстве понятие «доступ к информации" было закреплено в базовом для информационной сферы Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии со ст. 2 доступ к информации - это возможность получения информации и ее использования12. Соответственно, обеспечение доступа к информации следует трактовать как обеспечение возможности получения информации и ее использования. В последних принятых Федеральных законах метод обеспечения доступа к информации содержится даже в их названиях. Речь идет о Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Право на доступ к информации закреплено также ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Таким образом, вполне очевидно, что действующее информационное законодательство делает основной упор на такой метод осуществления информационной деятельности в государственном управлении, как обеспечение доступа к информации. Метод информирования же настойчиво игнорируется, остается за рамками внимания законодателей. При этом его значение для развития информационного общества в нашей стране, как уже было сказано выше, при его понимании как демократического, правового и социального, является не менее важным.

В этой связи полагаем, что  информирование граждан органами исполнительной власти на разных ее уровнях должно осуществляться в двух разрезах. Первый - это информирование о своей деятельности и результатах своей работы. Второй связан с информированием граждан  по социально значимым вопросам, о  принятых или подготавливаемых решениях, об утвержденных федеральных законах, экологическое информирование и  т.д. В этом случае орган власти выступает  с позиции активной гласности. Сегодня  анализ действующего законодательства показывает достаточно небольшое количество законов, действующих с позиции  активной гласности, т.е. учитывающих  информирование как метод осуществления  информационной деятельности в государственном  управлении.

Так, например, как отмечает Э.В. Талапина, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в соответствии со ст. 19 закреплено право граждан на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и о других факторах. Эта информация предоставлялась органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"13, федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат опубликованию.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, подчеркнем главное. При разработке новых законопроектов, направленных на регулирование отношений в информационной сфере государственного управления, в дальнейшем следует принимать во внимание и учитывать методологические аспекты информационной деятельности, что окажет благоприятное воздействие на его гармонизацию.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РБ И СМИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Общая характеристика  Республики Башкортостан

 

Республика Башкортостан входит в приволжский федеральный  округ, и в географическом отношении  имеет весьма выгодное со многих точек зрения, в том числе и с экономической, положение в составе Российской Федерации. На западе Башкортостан граничит с Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой, на севере - с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской областью, на юге и юго-западе - с Оренбургской областью. Площадь территории республики 143,6 тыс. квадратных километров, причем протяженность территории с севера на юг составляет 550 км, с запада на восток - 450 км. Общая протяженность границ - около 2500 км. Важно отметить, что республика охватывает в своих границах несколько заметно отличающихся друг от друга географических и геологических зон (по наличию имеющих природных ресурсов о которых речь пойдет ниже).

Информация о работе Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ