Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных условиях политическую реальность в значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение последних десяти лет утвердились такие термины, как «медиа-политика» и «медиа-политическая система». При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса 5
1.2. СМИ и органы власти в условиях политической системы современной России 22
1.3. Правовые проблемы организации информационного обеспечения общества о деятельности органов власти в современной России 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РБ И СМИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 34
2.1 Общая характеристика Республики Башкортостан 34
2.2. Средства массовой информации Башкортостана 38
2.3 Анализ технологий взаимодействия органов власти РБ со СМИ и общественностью 40
3. Пути совершенствование взаимодействия региональных институтов власти и СМИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

709_Munitsipalnoe_upravlenie.docx

— 103.30 Кб (Скачать файл)

Тема: Совершенствование  взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5

1.1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса 5

1.2. СМИ и органы власти в  условиях политической системы современной России 22

1.3. Правовые проблемы организации информационного обеспечения общества о деятельности органов власти в современной России 27

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ  ВЛАСТИ РБ И СМИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ  ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 34

2.1 Общая характеристика  Республики Башкортостан 34

2.2. Средства  массовой информации Башкортостана 38

2.3 Анализ  технологий взаимодействия органов  власти РБ со СМИ и общественностью 40

3. Пути совершенствование  взаимодействия региональных институтов  власти и СМИ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы в условиях глобальных политических преобразований взаимоотношения между государственной  властью и СМИ перешли на качественно  новый уровень и носят довольно разносторонний и противоречивый характер. Для государства его информационная политика выступает одним из центральных  рычагов управления, наиболее весомым  инструментом власти. Для средств  массовой информации государственная  власть выступает в самых разных ипостасях, начиная с удобного партнёра и заканчивая наиболее опасным конкурентом  на информационном поле.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современных  условиях политическую реальность в  значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение  последних десяти лет утвердились  такие термины, как «медиа-политика» и «медиа-политическая система». При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения.

Объектом исследования является  взаимодействие  органов местной  власти   и   СМИ  в процессе реализации государственной информационной политики.

Предмет исследования – механизмы и формы  взаимодействия  органов государственной  власти   и   СМИ  как фактор реализации информационной политики в муниципальном образовании.

Цель исследования – провести анализ взаимодействия органов государственной  власти и СМИ, как фактора становления  гражданского общества.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих задач:

- раскрыть теоретические  основы исследования взаимодействия  государственной власти  и средств  массовой информации;

- провести анализ взаимодействия  органов власти республики Башкортостан и СМИ на процесс становления гражданского общества;

- рассмотреть пути совершенствования  взаимодействия органов власти  и СМИ в РБ.

Источниками информации курсовой работы являются нормативно-правовая документация, учебно-методическая и периодическая литература.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ как составляющая политического процесса

 

Государство и средства массовой информации в качестве важнейших  политических институтов и основных авторов политической коммуникации, являются очевидными участниками политического  процесса. Для того, чтобы доказать это необходимо детально рассмотреть  понятие «политический процесс» и особенности его протекания.

На современном этапе  общественного развития координация  усилий группы индивидов происходит при их непосредственном, контактном взаимодействии и требует использования  специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность  и единую направленность действий множества  людей. В этом случае масс-медиа являются незаменимым источником, как получения информации, так и её распространения. Для государства крайне важен и тот и другой аспект деятельности СМИ. В то время как для самих средств массовой информации на первый план выступает распространение информации. При этом они исходят из возможности воздействовать на массовое сознание, формируя тем самым общественное мнение. Именно на этом этапе (формирования общественного мнения) возникает необходимость взаимодействия государственной власти и СМИ. В этом в равной степени заинтересованы оба участника политического процесса.

Очевидно, что такой характер взаимодействия является непременным  атрибутом полноценного функционирования политической системы любого государства. Способность общества реагировать  на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой, которая понимается как «совокупность  политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние».

Политическая система  общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно  или через свои организации и  движения оказывают определенное влияние  на политическую власть. Эти интересы реализуются при помощи политически  управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления  политических решений.

Информационно-коммуникативная  подсистема устанавливает связи  между институтами политической системы, а также определяет специфику  взаимодействия государства со средствами массовой информации. К элементам  данной подсистемы можно отнести  каналы передачи информации органам  власти (процедура слушания дела на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными  группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, глобальная сеть Internet, рассчитанные на широкую аудиторию. Значение этой подсистемы весьма велико, так как общество способно оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации.

Таким образом, наличие разнообразных  целей и методов, структур и участников политических процессов, а также  других параметров решения конкретных задач в сфере государственной  власти обусловливает сложную, многомерную  структуру информационно-коммуникативного обмена между людьми. В основе любых  информационных процессов лежит  линейная структура коммуникации, анализ которой позволяет выделить ее наиболее значимые принципиальные аспекты, присущие любой системе и процессу обмена информацией.

С политической точки зрения важно, прежде всего, то, что, изменив  способ восприятия мира, СМИ превратили публичную политику в медиапроцесс, сделав его сердцевиной публичной политики, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в коммуникативном процессе. Это привело к изменению места коммуникации в политическом процессе. Суть этого изменения состоит в том, что «акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно-технический характер».

Основополагающей категорией рассматриваемой проблемы является власть, определение которой неоднозначно и имеет большое количество трактовок, рассмотрение которых необходимо для  глубокого проникновения в вопрос взаимодействия власти и СМИ.

Главным атрибутом власти является её возможность и способность воздействовать на ход процесса, путём реализации неких механизмов. Это даёт право полагать, что политическая власть в широком её понимании - прерогатива не только государства, но и других политических институтов, в том числе и СМИ, имеющих рычаги для воздействия на что-либо.

В этом случае, перечисленные  в трактовках механизмы осуществления  власти можно ярко продемонстрировать на примерах воздействия государственной  власти на средства массовой информации и их отдельных представителей, активно  включенных в процесс взаимодействия и представляющих интересы отдельных  социальных групп, а также ответного  воздействия СМИ на государственную  власть.

Государственная власть - это  своеобразное ядро политической власти, ибо только государство располагает  монопольным правом разрабатывать  законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан. При  этом оно опирается на силу государственных  органов принуждения. Иными словами, государственная власть - это «способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов».

В структуре же механизма  государственной власти можно выделить три элемента: органы государства, в  своем единстве образующие государственный  аппарат (главный элемент), государственные  учреждения и предприятия и негосударственные  организации, обладающие государственно-властными  полномочиями (дополнительные, вспомогательные  элементы).

Средства массовой информации при этом могут являться как одной  из составляющих механизма государственной  власти (через них могут осуществляться государственные полномочия, выполняться  определённые задачи и функции), так  и самостоятельной структурой, способной  воздействовать на принятие тех или  иных решений.

Государственная власть носит  публичный характер и в демократическом обществе осуществляется открыто и гласно. Поэтому тесная взаимосвязь с каналами распространения информации неизбежны. СМИ для государства являются важнейшим источником реализации интересов, включающих политические программы. Государство использует СМИ, как наиболее эффективный способ донесения информации до реципиента и воздействия на массовое сознание. Возможности масс-медиа в формировании общественного мнения, дают возможность государственной власти создавать свой образ в соответствии с преследуемыми целями. Средства массовой информации в состоянии создать у общества необходимый стереотип мышления, соответствующий реалиям данного времени и подходящий для более успешной реализации поставленных властью задач.

Само понятие средства массовой информации не имеет столь  широкого количества трактовок, как  определение власти. Общепринятым определением СМИ является определение, закреплённое в законе о СМИ, которое гласит: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

При этом «под массовой информацией  понимаются предназначенные для  неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения  и материалы»; «под периодическим  печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий  номер и выходящее в свет не реже одного раза в год»; «под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год».

К отличительным чертам СМИ  относятся:

- публичность, т.е. неограниченный  и надперсональный круг потребителей;

- наличие специальных  технических приборов, аппаратуры  для передачи информации;

- непрямое, разделенное в  пространстве и времени взаимодействие  коммуникационных партнеров;

- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;

- непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме  выполняют ряд общих политических функций.

Информационная функция  является одной из важнейших функций  СМИ. Она состоит в получении  и распространении сведений о  наиболее важных для граждан и  органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Образовательная функция  проявляется в сообщении гражданам  знаний, позволяющих адекватно оценивать  и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Функция социализации. Образовательная  роль СМИ тесно связана с этой функцией по существу перерастает в  нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Информация о работе Совершенствование взаимоотношений органов муниципального управления и СМИ