Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми группы риска в процессе их профессионального ориентирования.
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними группы риска и их профессиональная ориентация.
Предмет исследования: социально - педагогическая помощь в профессиональной ориентации несовершеннолетним группы риска.
Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать особенности детей группы риска, препятствующие их социально-трудовой адаптации
- познакомиться с особенностями социальной работы с детьми и семьями группы риска в ходе работы КДН
- рассмотреть категории детей группы риска и особенности социальной работы с ними

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Социально-трудовая адаптация детей группы риска...........................6
1.1 Особенности детей группы риска, препятствующие их социально- трудовой ориентации.............................................................................................6
1.2 Инновационный опыт социально-трудовой адаптации...............................10
Глава 2. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска
2.1 Работа с детьми и семьями «группы риска» как социально-педагогическая проблема......................................................................................19
2.2 Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.....25
2.3 Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска.............. 33
Глава 3. Дети группы риска как социально-педагогическая проблема...........37
3.1 Определение понятия «трудные дети»..........................................................37
3.2 Недостатки характера у детей и подростков................................................37
3.3 Ленивые дети...................................................................................................39
3.4 Дети и подростки с пассивным поведением.................................................41
3.5 Неорганизованные школьники......................................................................45
3.6 Ненастойчивые школьники............................................................................48
3.7 Эгоистические школьники.............................................................................49
3.8 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети........................50
3.9 «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера..........51
Глава 4. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками...........................................................................................................53
4.1 Технологии социальной работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.............................................................................................54
4.2 Технологии социально-трудовой адаптации и профориентации
несовершеннолетних.............................................................................................57
4.3 Технологии социальной работы с молодёжью.............................................65
Заключение............................................................................................................ 76
Список литератур

Файлы: 1 файл

диплом полностью.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

6.2. Совершенствовать технологии психолого-педагогической, медицинской и социально-трудовой реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

6.3. В условиях местных сообществ разрабатывать и реализовывать комплекс мер, направленных на решение вопросов нравственного воспитания, организации досуга, занятости, реабилитации и адаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

6.4. Предусмотреть создание на  местах взаимосвязанной сети  учреждений, осуществляющих профилактическую, социально-реабилитационную работу, координирующее обеспечение занятости детей и подростков.

6.5.     Обеспечить подбор  рабочих мест для подростков  с девиантным поведением с целью их реабилитации и социально-трудовой адаптации.

6.6. Организовать переподготовку специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками - правонарушителями, проработать вопрос о введении в учреждениях высшего профессионального образования курсов по подготовке таких специалистов.

VII. В целях мобилизации общества на борьбу с недопустимыми формами детского труда:

7.1. На региональном и местном уровнях, развивать социальные и экономические проекты, нацеленные на борьбу с бедностью.

7.2. Активизировать деятельность средств массовой информации, честно информирующих общество о проблемах детей.

7.3. Содействовать общественной деятельности, выражающей интересы молодежи, совпадающие с целями государственной политики. Это означает поддержку негосударственных структур, берущих на себя часть заботы о детях.

7.4. Развивать трехстороннее сотрудничество между правительством, бизнесом и неправительственными организациями по работе с детьми, устранению недопустимых форм детского труда, в реализации законодательства во всех сферах деятельности.

7.5. Обеспечить правовую грамотность подростков путем введения специальных курсов в учебных заведениях, активизацию разъяснительной работы в средствах массовой информации, в том числе при посредстве НПО.

7.6. Всесторонне поддерживать и развивать действия МОТ, нацеленные на устранение детского труда. Активнее сотрудничать с различными международными неправительственными организациями по программам улучшения положения детей и подростков в России.

4.3 Технологии   социальной  работы  с  молодежью

Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.

Таким образом, молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80—90-х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (6.04.91). С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.

Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К субъектам государственной молодежной политики относятся: государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах: сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом; обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса; предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; обеспечение приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся, молодежи.

Основными целями государственной молодежной политики являются: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин; создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие социальной работы в следующих важнейших направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, способствующих .физическому и духовному развитию молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а впоследствии Президентской программы «Молодежь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. № 1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г, № 1279), цель которой — формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Программа предусматривает повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении социальных проблем молодежи. В этой связи запланировано решение следующих задач: обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности; создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов; содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи; внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» от 26.02.97 № 222 и в целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Молодежь России (1998—2000 годы)» (Постановление Правительства РФ от 18.06.97 №746).

Основная цель Программы — дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

В этой связи предусматривается решение следующих основных задач: формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством; формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства; дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного; поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений; формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.

Государственная молодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения — с другой (Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995). В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стали создаваться социальные службы: если к середине 1994 г. по линии комитетов (отделов) по делам молодежи в 150 населенных пунктах было организовано 265 социальных служб, то в 1997 г. в стране насчитывалось 95 служб трудоустройства и профориентации молодежи (молодежные биржи труда), около 2000 социальных служб для детей и молодежи, 41 информационный центр для молодежи, 12 центров содействия малому предпринимательству молодежи.

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распространенной технологией, используемой социальными службами, стало психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи: такую социальную помощь осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% — информационную помощь молодежи.

В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб: центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи; консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону; приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе; центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезадалтированном состоянии; центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

О более пристальном внимании со стороны государственных структур к молодежи и ее проблемам свидетельствует, в частности, принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995), в котором под социальным обслуживанием понимается деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-ледагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К принципам социального обслуживания наряду с адресностью, доступностью, добровольностью и гуманностью отнесены также приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, и профилактическая направленность.

Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Волгограде, Тюменской области и других регионах России. Среди общественных формирований несомненный интерес представляет деятельность Московского городского клуба инвалидов «Контакт-1», в рамках которого реализуются технологии «независимой жизни» детей с ограниченными возможностями с опорой на создание соответствующих социальных служб.

Таким образом, система социальных служб для молодежи состоит как из государственных структур, так и неправительственных организаций, имеющих в своем арсенале ранее перечисленные технологии.

В решении молодежных проблем социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы таких служб в масштабах страны. Наиболее перспективным путем создания такой системы стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основная задача которых — обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодежи. В 1997 г. по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены специальные статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.

Направлениями их работы являются: оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга; Башкирский республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям и молодежи); правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; комплекс социальных служб молодежи Астрахани); профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; центр «Четвертый мир» в Москве; Комплекс социальной помощи подросткам и молодежи Перми); медицинская и медико-социальная помощь молодежи (центр «Ювентус» в Новосибирске, центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске; Реабилитационный центр для детей, подростков и молодежи Самары); информационное обеспечение социальных служб (Социальный центр молодежи Кузбасса, городской центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи «Шанс» в Туле).

Информация о работе Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками