Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми группы риска в процессе их профессионального ориентирования.
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними группы риска и их профессиональная ориентация.
Предмет исследования: социально - педагогическая помощь в профессиональной ориентации несовершеннолетним группы риска.
Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать особенности детей группы риска, препятствующие их социально-трудовой адаптации
- познакомиться с особенностями социальной работы с детьми и семьями группы риска в ходе работы КДН
- рассмотреть категории детей группы риска и особенности социальной работы с ними

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Социально-трудовая адаптация детей группы риска...........................6
1.1 Особенности детей группы риска, препятствующие их социально- трудовой ориентации.............................................................................................6
1.2 Инновационный опыт социально-трудовой адаптации...............................10
Глава 2. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска
2.1 Работа с детьми и семьями «группы риска» как социально-педагогическая проблема......................................................................................19
2.2 Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.....25
2.3 Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска.............. 33
Глава 3. Дети группы риска как социально-педагогическая проблема...........37
3.1 Определение понятия «трудные дети»..........................................................37
3.2 Недостатки характера у детей и подростков................................................37
3.3 Ленивые дети...................................................................................................39
3.4 Дети и подростки с пассивным поведением.................................................41
3.5 Неорганизованные школьники......................................................................45
3.6 Ненастойчивые школьники............................................................................48
3.7 Эгоистические школьники.............................................................................49
3.8 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети........................50
3.9 «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера..........51
Глава 4. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками...........................................................................................................53
4.1 Технологии социальной работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.............................................................................................54
4.2 Технологии социально-трудовой адаптации и профориентации
несовершеннолетних.............................................................................................57
4.3 Технологии социальной работы с молодёжью.............................................65
Заключение............................................................................................................ 76
Список литератур

Файлы: 1 файл

диплом полностью.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Социально-трудовая адаптация детей группы риска...........................6

1.1 Особенности детей группы  риска, препятствующие их социально- трудовой ориентации.............................................................................................6

1.2 Инновационный опыт социально-трудовой  адаптации...............................10

Глава 2. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска

2.1 Работа с детьми и семьями  «группы риска»  как социально-педагогическая  проблема......................................................................................19

2.2 Практика социальной работы  КДН с детьми и семьями группы риска.....25

2.3 Деятельность КДН по защите  прав детей и семей группы  риска.............. 33

Глава 3. Дети группы риска как социально-педагогическая проблема...........37

3.1 Определение понятия «трудные  дети»..........................................................37

3.2 Недостатки характера у детей  и подростков................................................37

3.3 Ленивые дети...................................................................................................39

3.4 Дети и подростки с пассивным поведением.................................................41

3.5 Неорганизованные школьники......................................................................45

3.6 Ненастойчивые школьники............................................................................48

3.7 Эгоистические школьники.............................................................................49

3.8 Недисциплинированные, упрямые, грубые  и лживые дети........................50

3.9 «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и  характера..........51

Глава 4. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками...........................................................................................................53

4.1 Технологии социальной работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.............................................................................................54

4.2 Технологии социально-трудовой  адаптации и профориентации 

несовершеннолетних.............................................................................................57

4.3 Технологии социальной работы с молодёжью.............................................65

Заключение............................................................................................................ 76

Список литератур

Приложение

 

 

 

Введение

Иметь работу означает гораздо больше, чем просто иметь средства к существованию, это еще и путь к приобретению жизненного опыта. В процессе работы человек развивает различные навыки: не только профессиональные, но и навыки межличностного общения. В то же время безработица и неадекватные социальные гарантии порождают сложный комплекс взаимозависимых проблем, препятствующих полноценному развитию людей и сохранению человеческого достоинства. Безработица тяжело переживается в любом возрасте, но особенно в молодом. Для юных людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личностного и профессионального развития на всю последующую жизнь.

Пик безработицы среди молодежи в России приходится на конец 1990-х гг. По данным Международной организации труда (МОТ), в 1997 г. в нашей стране безработными были 26 % молодых людей, хотя общий уровень безработицы по стране достигал только 13 %. В 2005 г. этот уровень снизился до 9,7 %, однако половину всех безработных составляет трудоспособное население в возрасте от 15 до 25 лет, при том, что его численность равняется лишь одной четверти всего трудоспособного населения; таким образом, как и прежде, уровень безработицы среди молодежи вдвое больше, чем среди зрелого населения. Большую часть молодых безработных составляют лица из числа группы риска — сироты, безнадзорные и подростки, состоящие на учете в детских комнатах милиции.

Тяжелая жизненная ситуация данной категории молодых людей усугубляется тем, что далеко не все они получают начальное профессиональное образование. Так, по статистическим данным, собранным во Владимирской области, в период с 1997 по 2005 г. 10 % выпускников интернатных учреждений не получили профессиональное образование (в среднем в год выпускается 120 человек); они бросили обучение или были отчислены. Отчисление из системы государственного образования сразу лишает молодых людей государственной поддержки и социальных гарантий, а, учитывая тот факт, что речь идет о социальных сиротах, в большинстве случаев не имеющих своего жилья, нетрудно догадаться, что они пополняют армию не только безработных, но и бездомных.

По данным Генпрокуратуры РФ, полученным после проверки детских домов и школ-интернатов в ряде областей России, 40 % выпускников этих учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, 40 % пополняют преступный мир, 10 % кончают жизнь самоубийством, потому что не имеют крыши над головой, и только 10 % адаптируются к жизни

Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних, комитета по делам молодёжи и органов управления социальной защиты населения, на которые ложится вся тяжесть работы по осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, и выявлению и устранению причин, условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т.е. осуществлению реальной помощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении.

Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы "Территориальные органы социальной защиты населения и профессиональная ориентация несовершеннолетних группы риска".

Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми группы риска в процессе их профессионального ориентирования.

Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними группы риска и их профессиональная ориентация.

Предмет исследования: социально - педагогическая помощь в профессиональной ориентации несовершеннолетним группы риска.

Для достижения цели исследования  нами определены следующие задачи:

-  изучить и проанализировать  особенности детей группы риска, препятствующие их социально-трудовой адаптации

-  познакомиться с особенностями  социальной работы с детьми  и семьями группы риска в  ходе работы КДН

-  рассмотреть категории детей  группы риска и особенности  социальной работы с ними

Гипотеза: соответствует ли работа территориальных органов социальной защиты населения в решении задач способствующих успешной профессиональной ориентации несовершеннолетних группы риска требованиям и условиям современной жизни.

 База исследования: Комиссия по делам несовершеннолетних и

защите их прав  Ленинского района, Комитет по делам молодёжи и органы социальной защиты населения города Нижнего Тагила.

Методы исследования: анализ литературы, сбор данных, работа с документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Социально-трудовая адаптация детей «группы риска»

1.1 Особенности детей группы риска, препятствующие их социально-трудовой адаптации

В педагогической и социально-психологической практике к группе риска принято относить детей с девиантным поведением. Негативные социально-психологические факторы, травмирующие и разрушающие личность ребенка, могут носить кратковременный единичный характер, а могут повторяться в течение длительного периода времен в любом случае травмированный ребенок нуждается в помощи специалиста и в реабилитационной работе; без этого травма приводит к личностным изменениям, которые проявляются в неадекватном поведении. По некоторым данным к числу детей группы риска относится каждый пятый ребенок. Одним из наиболее мощных патогенных и дезадаптирующих факторов для ребенка является отказ от него родителей или насильственный отрыв от семьи. В настоящий момент Россия переживает третью волну сиротства, число детей, оставшихся без семьи, уже превысило число сирот в 1945 г., но причина сегодняшнего сиротства совсем иная, чем в послевоенной России. 95 % сегодняшних сирот имеют родителей, которые либо лишены родительских прав, либо сами отказались от собственных детей.

По данным Министерства образования РФ в 2005 г. в стране насчитывалось 699200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Из них 186100 воспитываются в интернатных учреждениях: в подавляющем большинстве случаев это социальные сироты. В семейных детских домах находится всего 6900 человек, а остальные 359700 детей проживают, с опекунами. Опека относится к непрофессиональным замещающим семьям и представляет собой наиболее гуманный способ помещения детей, оставшихся без попечения родителей, в семью при сохранении родственных связей. Однако положение в опекунских семьях крайне тревожное, потому что практически все они попадают в разряд неблагополучных. Опекунские семьи социально и экономически не защищены, так как содержатся одинокими пенсионерами. По сведениям ГосНИИ семьи и воспитания, 88 % всех опекунов - одинокие бабушки, причем 20 % из них старше 70 лет. Прошлый воспитательный опыт сегодняшних опекунов, очевидно, был неуспешным, в результате они вынуждены воспитывать брошенных внуков; помимо этого дети остаются в той же социальной среде, которая оказалась губительной для их родителей. Понятно, что физическое состояние опекунов в преклонном возрасте оставляет желать лучшего. Неудивительно, что среди беспризорных детей 9 % составляют те, кто сбежал из семей попечителей, — почти столько же, сколько из детских домов и приютов. И это при том, что численность детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, вдвое меньше, чем в семьях опекунов.

Девиантное поведение, объединяющее всех этих детей — сирот, воспитанников интернатных учреждений, опекаемых детей и детей из социально-неблагополучных семей, — имеет одинаковые психологические корни. Все они в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого. У детей, оказавшихся без родителей с рождения, патология охватывает все сферы развития — физическую, психическую, когнитивную и социальную. Почти 55% детей, оставленных родителями в младенчестве, отстают в физическом развитии, и только 4,7 % из них квалифицируются как здоровые. У тех же детей, кто лишился родителей в более позднем возрасте в результате жестокого обращения, из-за потери кормильца или вследствие отказа взрослых заботиться о них, патология развивается по невротическому признаку, и их здоровье также отягощено хроническими заболеваниями.

Причина данных патологий сводится к материнской депривации как к отсутствию постоянно значимого, эмоционально связанного с ребенком лица, выступающего для него в роли матери. К сожалению, ни один детский дом в силу того, что он является государственным учреждением с наемным персоналом, не сможет удовлетворить потребность ребенка в постоянном, сензитивном общении со взрослым, который любит и принимает его. Без удовлетворения этой базовой потребности никакие методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. Эти нарушения приводят впоследствии к тому, что воспитанники закрытых учреждений не готовы к решению жизненных ситуаций во взрослой жизни, и их адаптация после выпуска из детских домов крайне осложнена. В первую очередь это связано с трудностями профессионального самоопределения. В 15-16 лет у воспитанников интернатных учреждений еще не происходит формирования личностной идентичности. При бедной палитре социальных ролей (воспитанник, ученик, сирота) ребенок не имеет возможности собрать воедино все знания о самом себе, ответить на вопрос о том, каков он (она) в разных ролях, и интегрировать эти образы в личную идентичность. В условиях детского дома такие социальные роли, как «друг», «сосед», «одноклассник», «родственник», совмещены и крайне размыты. Свои прошлые социальные роли (как и прошлое вообще) забыты, потому что в условиях детского дома они не имеют значения. У детдомовца не формируются планы отдаленного будущего, потому что он никогда не участвует в его планировании, за ребенка все решают взрослые, а он обязан лишь подчиняться им независимо от своего желания. Следовательно, невозможно смыкание сложившегося в прошлом образа Я с будущим представлением о себе. Подобную неспособность юных достичь личной идентичности Э. Эриксон называл кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаше всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. По мнению Э. Эриксона, такие подростки ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной идентичности», т.е. девиантного поведения.

В качестве ведущих критериев результативности процесса постинтернатной адаптации обычно рассматриваются следующие характеристики: повышение уровня сформированности социальных навыков, возможностей социальной сети, а также социально-психологические  показатели (принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, развитие самоконтроля, личностная автономия). Другими словами, успешность  адаптивного периода зависит от навыков социальной компетенции индивида. Низкий уровень их развития — отличительная черта выпускников интернатных учреждений. По результатам сравнительного анализа психологической адаптации учащихся профессиональных училищ — выпускников детских домов и их однокурсников из семей — оказалось, что факторы, препятствующие успешной адаптации, являются неизбежными последствиями социальной депривации и коллективного воспитания: внешний локус контроля (зависимость от мнений и оценок других людей), низкая интернальностъ (несформированность умения управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию), эмоциональная нестабильность и ЗПР, а также «детдомовская» нормативность (групповая совесть, порука, разные нормы для «своих» и «чужих»).

У детей из семей опекунов и у безнадзорных детей процесс профессионального самоопределения также затруднен. Это происходит в силу их ограниченного социального опыта, частого пребывания в среде неработающих, асоциальных элементов, отсутствия позитивных ролевых моделей и успешного учебного опыта. Из-за жестокого обращения и пережитых травм, а также из-за отсутствия возможности оказания им своевременной профессиональной помощи их личность развивается по невротическому характеру. Результаты некоторых отечественных исследований показали, что 20 % подростков из числа детей группы риска, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних, имеют повышенный уровень невротизма, что свидетельствует о неустойчивости и низком уровне адаптации. Показатель межличностной тревожности завышен у 30 %, что обусловлено наличием трудностей во взаимоотношениях с окружающими людьми. И хотя эти молодые люди не были вырваны из социума и не воспитывались в закрытых государственных учреждениях, их психологические проблемы в области межличностного общения и личностные характеристики сходны с описанными выше у детей-сирот. Однако в отличие от воспитанников государственных учреждений они не направляются в обязательном порядке в профессиональные училища или другие учебные заведения, а зачастую выпадают из системы образования. Таким образом, личностный кризис самоопределения у этих молодых людей одновременно осложнен и обусловлен социальными причинами.

Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что успешность профессионального самоопределения и трудоустройство молодежи из лиц группы риска находится в прямой зависимости от повышения уровня их социальной компетентности.

Информация о работе Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками