Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми группы риска в процессе их профессионального ориентирования.
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними группы риска и их профессиональная ориентация.
Предмет исследования: социально - педагогическая помощь в профессиональной ориентации несовершеннолетним группы риска.
Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать особенности детей группы риска, препятствующие их социально-трудовой адаптации
- познакомиться с особенностями социальной работы с детьми и семьями группы риска в ходе работы КДН
- рассмотреть категории детей группы риска и особенности социальной работы с ними

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Социально-трудовая адаптация детей группы риска...........................6
1.1 Особенности детей группы риска, препятствующие их социально- трудовой ориентации.............................................................................................6
1.2 Инновационный опыт социально-трудовой адаптации...............................10
Глава 2. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска
2.1 Работа с детьми и семьями «группы риска» как социально-педагогическая проблема......................................................................................19
2.2 Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.....25
2.3 Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска.............. 33
Глава 3. Дети группы риска как социально-педагогическая проблема...........37
3.1 Определение понятия «трудные дети»..........................................................37
3.2 Недостатки характера у детей и подростков................................................37
3.3 Ленивые дети...................................................................................................39
3.4 Дети и подростки с пассивным поведением.................................................41
3.5 Неорганизованные школьники......................................................................45
3.6 Ненастойчивые школьники............................................................................48
3.7 Эгоистические школьники.............................................................................49
3.8 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети........................50
3.9 «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера..........51
Глава 4. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками...........................................................................................................53
4.1 Технологии социальной работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.............................................................................................54
4.2 Технологии социально-трудовой адаптации и профориентации
несовершеннолетних.............................................................................................57
4.3 Технологии социальной работы с молодёжью.............................................65
Заключение............................................................................................................ 76
Список литератур

Файлы: 1 файл

диплом полностью.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

    Ребенок может стать  ленивым не только под влиянием  взглядов своих родителей на  труд, но и из-за отсутствия  трудовой обстановки в семье.

    Сильным отрицательным  фактором может оказаться для  школьников бесперспективность  обучения. Они хотят получить  практический результат от учебы  сегодня, а не через долгие  годы. В противном случае многие  из них перестают интересоваться  учебой в школе, становятся ленивыми учениками.

    Воспитательное воздействие  на ленивых следует предпринимать  с учетом их возрастных  и  индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников чаще  имеем дело не с ленью, а  с неорганизованностью. В этом  им надо помочь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

3.4 Дети и подростки  с пассивным поведением.

Понятие «пассивный» в словаре С. И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности».  

Основные причины пассивности школьников:

влияние тоталитарного государства, задававшего определенную личностную направленность и стиль поведения граждан;

пониженная интеллектуальная активность;

недостатки физического здоровья;

дефекты развития.

    Известно, что государственный  строй и общественные организации  любой страны в значительной степени влияют на активность и пассивность своих граждан. Советское государство стремилось развить активность своих граждан, лишив их, однако, самостоятельности: человек побуждался к активным действиям по предписаниям тоталитарного государства, но его инициатива ни в коем случае не должна была выходить за рамки этих предписаний. Это приводило, с одной стороны, к формированию значительного количества «агрессивно-послушных» людей, а с другой стороны, просто пассивных. Победа демократического строя с рыночным хозяйством приведет к резкому сокращению количества людей обеих указанных категорий граждан.

    Содержание понятия «интеллектуально  пассивные дети» существенно  углубила Л. В. Орлова в своей  диссертационной кандидатской работе  в 1992 году. Она выделила 4 группы таких детей (младший школьный возраст):

группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Они выбирают преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого вида пассивности – наличие избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Она вызвана комплексом причин: пробелами в знаниях; неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствие умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, правильно сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником); отсутствием умения самостоятельно выполнять задания.

Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной пассивностью. Они пассивны лишь в отдельных видах работы или в некоторых учебных дисциплинах.

Группа детей с «разлитой» или общей  интеллектуальной пассивностью. Они нелюбознательны. Такие пассивные дети не стремятся к получению новых знаний, избегают напряженной умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в игре.

Выделяются следующие причины интеллектуальной пассивности:

- недостатки в воспитании действенных мотивов учения;

- усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования;

- нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью овладении знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей из-за стойкой неуспеваемости;

- ослабление контроля родителей за школьниками или, наоборот, слишком мелочный контроль;

- переключение внимания многих подростков на внешкольную деятельность: участие кружках, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая торговля, увлечение кино и т. д.

    Основной причиной интеллектуальной  пассивности у подростков часто  является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы школьника, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение ребенка должно серьезно озадачить родителей и учителей, заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить.

    Пассивность нередко  возникает из-за переутомления  школьников. Этому способствуют  перегрузки на уроках, неумение  быстро готовить домашние задания, слишком частый просмотр теле- и видеофильмов, частое посещение гостей и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты и сами родители, которые из лучших чувств побуждают своих детей записываться сразу в несколько кружков. Особенно опасны перегрузки для подростков, в организме которых происходят серьезные изменения. К тому же подростки часто сами переоценивают свои силы. Отсюда усиливается опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности учащихся в отношении учебы и многих других видов деятельности. Отметим, что это нередко случается со школьниками – подростками, прежде бывшими активными и хорошо учившимися.     

    Пассивное поведение  школьников может быть связано  как с неправильным отношением  родителей к ребенку, так и  с некоторыми психологическими  особенностями самого школьника. Они возникают, во-первых, при слишком большой опеке детей со стороны родителей. В таких семьях нередко вырастают безучастные, вялые, унылые, равнодушные дети, ни к чему активно не стремящиеся. Пассивные школьники часто бывают в состоятельных семьях, где все за них делают старшие. Такие подростки и юноши часто инфантильны. Наконец, пассивность может возникнуть из-за требования безусловного послушания родителям. Причины пассивности ребенка могут быть внутреннего порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным воздействием темперамента ребенка. Так, флегматик-школьник нередко бывает инертен, вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления такого состояния школьника важно не только его тормошить, внешне побуждать к деятельности, но и помочь ему формировать внутренние мотивы деятельности: интересы, убеждения, стремления. Способствуют возникновению и закреплению пассивности у детей такие черты, как застенчивость, обидчивость и неуверенность в себе. Такие учащиеся избегают проявлять инициативу и активно включаться в жизнь детского коллектива. Следует рекомендовать преодолевать застенчивость и неуверенность в себе школьников включением в деятельность школьной малой группы, в выполнении общественных поручений. Однако при этом надо соблюдать меру, чтобы не сработал механизм сверхкомпенсации у ребенка. Дело в том, что при воспитательных воздействиях некоторые застенчивые люди не только совсем утрачивают эту черту, но становятся излишне самоуверенными, даже нескромными и конфликтными.  Ребенок и подросток должны научиться управлять своей активностью, регулировать ее, а также помогать другим школьникам вырабатывать у себя это психологическое качество. Называется оно организованностью. Понятия «активный ученик» и «организованный ученик» близки друг другу по содержанию, но не совпадают полностью по объему. Организованный ученик активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью, держать себя в руках.

 

3.5 Неорганизованные школьники.

К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Прежде всего, надо сказать о проявляющихся новых неформальных лидерах в классных коллективах подростков и старшеклассников. Активность такого лидера рекомендуется не подавлять, а направлять в разумные цели. Характерной ошибкой неопытных классных руководителей является в таких случаях резкое изменения официального статуса такого лидера (например, неожиданное назначение его старостой класса) в надежде на его помощь в поддержании порядка в классе и быстрое исправление своего поведения. В этом случае забывается, что именно такие активные школьники нуждаются в воспитании и самовоспитании организованности, умения управлять своим поведением и корректно влиять на поведение своих товарищей. Поэтому перевоспитание подобных школьников начинают с привлечения к несложным видам общественно-организационной деятельности, постепенно ее усложняя, обучая целесообразным приемам организаторской работы.

    Малоорганизованные дети  не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только не из-за отсутствия у них знания о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего из-за нежелания ограничивать свою свободу какими-либо рамками.

    Нередко среди школьников, особенно средних и старших классов, частично организованный учащийся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по другим занимается кое-как. Серьезно следует подумать о профилактике подростковой преступности, особенно в период каникул. Полное безделье в течение продолжительного времени развращает ребенка, порождает нежелание в дальнейшем учиться и трудиться. Заорганизованность чаще всего бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный школьник слепо подчиняется установленному в школе и семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, в трудных жизненных ситуациях не может проявить инициативу, а ждет указаний.

    К внутренне заорганизованным  школьникам и взрослым относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные люди, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ. Весь смысл жизни такие люди видят в постоянной работе. В последнее время появился даже специальный термин для обозначения таких людей. Их называют «работоголиками».    Чрезмерная заорганизованность подростков наблюдается, когда у них появляется возможность проявить себя взрослыми в учебе. Заорганизованных и малоорганизованных школьников сближает одна характерная особенность. Они не знают меру своих возможностей, физических и душевных сил. Первые значительно завышают свои возможности, вторые – занижают. То и другое вредно.

    Лучшим средством исправления  недостатков указанных категорий школьников является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить о трех ее видах: повседневной, длительно нацеленной и организаторской. Воспитание организованности начинается с повседневной организованности: умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.

    В основе воспитания  повседневной организованности  лежит знание школьником меры  своих индивидуальных и возрастных  возможностей.

    Определение разумной  меры учебного труда и отдыха  позволяет школьнику выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.

    Для самостоятельного  выполнения режима дня ребенку  важно привить чувство времени.

    Повседневная организованность  школьника связана с его аккуратностью, добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его деятельности.

    Длительно нацеленная  организованность возникает на  основе повседневной, но связана  с решением не текущих задач, а с достижением далеких и  важных жизненных целей. Центральной  является проблема нравственного, духовного развития человека. Между тем, среди старшеклассников сейчас имеется много инфантильных личностей, откладывающих на неопределенное время или перекладывающих на родителей решение проблем своего жизненного самоопределения, выбора профессии. Взрослым не следует снисходительно относиться к инфантильности великовозрастных детей, так как нежелание участвовать в решении проблем своей будущей жизни чревато в дальнейшем многими жизненными трагедиями.

    Для преодоления инфантильности  у школьников в юношеском возрасте требуется серьезная помощь со стороны воспитателей в определении их природных задатков и способностей, организации ознакомительной деятельности в области выбираемой профессиональной деятельности, самовоспитания волевых черт характера.

    В основе организаторства  лежат два предшествующих вида  организованности: повседневная и  длительно нацеленная организованность. Однако надо сказать, что последние  два вида организованности необходимо  развивать в значительной степени  у всех детей, а организаторские способности – насколько возможно.

    Рыночное хозяйство в  современных условиях является  по сравнению с централизованным  плановым производством значительно  более прогрессивным и продуктивным, способствующим формированию у  людей многих положительных и полезных качеств (активности, деловитости, инициативности, организованности и т. д.). Но неправильно считать, что рыночное хозяйство автоматически формирует идеальную личность, без каких-либо серьезных недостатков. Общество, основанное на современном рыночном хозяйстве, создает условия для формирования не только положительной, но и отрицательной личностной направленности людей, в том числе и у школьников. В этих условиях у части общества все заметнее и своеобразнее проявляется тенденция к некрофилии. Такие подростки и взрослые в значительной степени отворачиваются от жизни, людей, природы. Все живое, в том числе и самого себя со своими человеческими качествами, со способностью размышлять, видеть, слышать, чувствовать, любить, такой человек стремится превратить в предмет, в вещь. Поэтому воспитание людей, прежде всего молодежи, становится важнейшей общественной функцией, способствующей выживанию и прогрессу человечества.   

Информация о работе Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками