Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми группы риска в процессе их профессионального ориентирования.
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними группы риска и их профессиональная ориентация.
Предмет исследования: социально - педагогическая помощь в профессиональной ориентации несовершеннолетним группы риска.
Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать особенности детей группы риска, препятствующие их социально-трудовой адаптации
- познакомиться с особенностями социальной работы с детьми и семьями группы риска в ходе работы КДН
- рассмотреть категории детей группы риска и особенности социальной работы с ними

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Социально-трудовая адаптация детей группы риска...........................6
1.1 Особенности детей группы риска, препятствующие их социально- трудовой ориентации.............................................................................................6
1.2 Инновационный опыт социально-трудовой адаптации...............................10
Глава 2. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска
2.1 Работа с детьми и семьями «группы риска» как социально-педагогическая проблема......................................................................................19
2.2 Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.....25
2.3 Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска.............. 33
Глава 3. Дети группы риска как социально-педагогическая проблема...........37
3.1 Определение понятия «трудные дети»..........................................................37
3.2 Недостатки характера у детей и подростков................................................37
3.3 Ленивые дети...................................................................................................39
3.4 Дети и подростки с пассивным поведением.................................................41
3.5 Неорганизованные школьники......................................................................45
3.6 Ненастойчивые школьники............................................................................48
3.7 Эгоистические школьники.............................................................................49
3.8 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети........................50
3.9 «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера..........51
Глава 4. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками...........................................................................................................53
4.1 Технологии социальной работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.............................................................................................54
4.2 Технологии социально-трудовой адаптации и профориентации
несовершеннолетних.............................................................................................57
4.3 Технологии социальной работы с молодёжью.............................................65
Заключение............................................................................................................ 76
Список литератур

Файлы: 1 файл

диплом полностью.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Опорные и экспериментальные центры, используя комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды. Эти программы носят социально-образовательный и воспитательный характер и ставят своей целью подготовку молодых людей к самостоятельной жизни и адаптацию к новым социально-экономическим условиям, формирование социально устойчивого молодого человека, не приемлющего асоциальные формы самоутверждения, воспитания антинаркотического мышления.

Инновационную модель территориальной социальной службы для молодежи в целях создания государственно-общественной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи, восстановления и реорганизации социальной инфраструктуры для подростков и молодежи в микрорайонах, развития специализированных социальных служб адаптации и реабилитации молодежи отрабатывает екатеринбургский «Форпост».

Новосибирский комплекс социальной помощи несовершеннолетним проводит эксперимент по взаимодействию ведомств, отработке моделей оказания помощи детям на ранней стадии деформации личности, работы в микрорайоне; отрабатывает модель территориальных центров, имеющих информационный банк данных по всем вопросам оказания социальной помощи, представляющих различные виды услуг, реализующих идеи индивидуального подхода.

Пермский «Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий.

Социально-психологический реабилитационный центр для детей и подростков «Зазеркалье» (г. Сургут) отрабатывает технологии экстренной помощи несовершеннолетним, организации их временного проживания при экстремальной ситуации, осуществляя программы лечения от алкоголизма и табачной зависимости, поддержки родителей детей с девиантным поведением и др.

Важными технологиями в деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний в молодежной среде и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика преступности среди подростков последовательно дополняется использованием медико-психологических и социально-педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг. Обществу демонстрируется оправданность и эффективность постепенной замены репрессивного механизма ранней профилактикой правонарушений, мерами по социально-психологической адаптации подростков. Проводится работа по созданию среды общения подростков и молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

Расширяется сеть волонтерского движения в городах Ставрополь и Новочеркасск, социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи. Такие центры действуют в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской областях и других регионах. Квалифицированная экстренная психологическая помощь по телефону оказывается в подмосковных городах Щелково и Подольск. На базе г. Екатеринбурга отрабатывается подход к подготовке государственных стандартов социального обслуживания. В опорных центрах клубной работы (Свердловская, Тульская, Новосибирская области, г. Санкт-Петербург) применяются новые механизмы, социальные технологии, адекватные современным условиям модули социокультурной работы с молодежью.

Формирование и проведение единой государственной молодежной политики, координацию управленческой деятельности осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, созданный в соответствии с Указом Президента России «О первоначальных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. и решением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1992 г. Заметные трудности в деятельности Комитета обусловлены его периодическими реорганизациями, (которых было уже пять за время его существования).

В процессе реформирования России предпринимаются попытки применять опыт западных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Прагматичнее заниматься терапией истоков социальных болезней, чем хирургическим устранением их последствий.

Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Данные концептуальные подходы учитываются при создании социальных служб для молодежи, которые оказывают поддержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта (следовательно, предоставляют более широкий комплекс услуг); учитывают особенности молодежной субкультуры; разрабатывают и апробируют инновационные программы, привлекают общественные организации.

Основными целями социальной работы с молодежью являются: создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека; выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи; оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

Несмотря на создание и развитие сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы — от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.

 

 


 



Информация о работе Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками