Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Сфера действия системы управления в государстве завершается местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Без преувеличения можно сказать, что от организации местного самоуправления и эффективности его деятельности зависит действенность государственного управления страной, поскольку российское общество слагается из сотен тысяч местных сообществ. На современном этапе под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. [5]

Содержание работы

Введение
3
1 Развитие системы органов местного самоуправления и их полномочий
4
1.1 Дореволюционный этап
4
1.2 Советский период
9
1.3 Переходный период (90-е годы ХХ века)
12
1.4 Местное самоуправление России на современном этапе
13
2 Направления и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
17
3 Местное самоуправление в зарубежных странах
19
3.1 Великобритания
19
Заключение
23
Список использованных источников
24

Файлы: 1 файл

Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами МСУ.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

С вступлением с 1 января 2009 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в силу в полном объеме начался новый этап в развитии системы местной власти.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. [5]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы  местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный  закон допускает наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву депутатов;
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
  • сход граждан;
  • другие формы.

Формы участия населения  в осуществлении местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания;
  • собрание граждан;
  • конференция граждан (собрание делегатов);
  • опрос граждан;
  • обращения граждан в органы местного самоуправления;
  • наказы избирателей;
  • другие формы.[5]

Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные  образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

  • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений;
  • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов;
  • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа;
  • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района;
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления.

В соответствии с федеральным  законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава  муниципального образования может  независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

Выведение органов местного самоуправления из системы государственной  власти не означает, что они исключаются  из системы общегосударственного управления в целом, прежде всего в политическом плане, а также в нормативно-правовом. Местное самоуправление является первичным уровнем публичной власти и системы управления в стране, наиболее приближенным к народу. Его органы формируются из выделенных местных сообществ путем демократических выборов групп граждан, которым делегируется единая воля сообществ и право управлять ими. Деятельность органов местного самоуправления регламентируется Конституцией РФ и другими законодательными актами, как и органов государственного управления. Властная воля реализуется и обеспечивается демократическими механизмами государства, опирается не только на общественное мнение членов сообщества, на их традиции и обычаи, но и в конечном итоге на правовые нормы и стоящие за ними институты государственного принуждения. Местное самоуправление — это фактический институт управления местным сообществом, учрежденный государством, но действующий самостоятельно от государственных организаций в пределах законом установленных полномочий. Он отличается в принципе от общественного самоуправления, поскольку последнее не институализируется, а является спонтанно возникающей и функционирующей формой активности граждан в любой области общественно, в том числе в государственном управлении и местном самоуправлении.

Местное самоуправление, будучи формой публичной (народной) власти, несет  в себе политический аспект. Его  назначение — выражать и защищать интересы данного сообщества, регулировать взаимоотношения между различными социальными слоями и группами, а также с другими сообществами и с государством. Местное самоуправление не есть просто самодеятельная общественная структура, это — гражданский и правовой институт, элемент государственного (политического) устройства и система организации деятельности местного территориального сообщества в области управления общественными и некоторыми государственными делами, в преломлении их потребностям и условиям местного сообщества. Иными словами, это легитимная форма самоорганизации местных сообществ и их связи с государством, политическим и территориальным союзом всего народа страны. [1]

 

 

2 Направления  и механизмы взаимодействия органов  государственной власти и местного  самоуправления

Процесс реформирования местного самоуправления в России подходит к завершению. В ходе его определились наиболее важные направления и механизмы взаимодействия новой системы публичной власти с органами государственной власти и общегосударственной системой управления. Выявились проблемы становления взаимодействия, которые предстоит решать в процессе развития местного самоуправления.

Имеются в виду две группы проблем. Первая группа — это проблемы по обеспечению государством развития полноценного, эффективно действующего местного самоуправления как фундамента народовластия. Речь идет о создании необходимых политических, нормативно-правовых, организационных, финансово-экономических и административно-управленческих условий для претворения в жизнь конституционных принципов местного самоуправления как самостоятельного звена единой системы власти и управления в государстве, без которого исключалось бы функционирование этой системы. Вторая группа проблем связана с обеспечением единства местного самоуправления с системой государственной власти и управления, его ответственности перед государством и населением территорий. Это — вопросы сохранения и укрепления вертикали власти и управления государством — федеральной, региональной, местной.

Решение обеих  групп проблем составляет содержание государственной политики в области развития местного самоуправления. Одним из принципов ее формирования и реализации признается «взаимодействие и сотрудничество федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Поле взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления весьма широкое. Оно охватывает совместную деятельность по завершению организации органов местного самоуправления и по созданию условий для реализации ими своих конституционных полномочий, включает весь комплекс вопросов, связанных с созданием условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в обеспечении прав граждан на жилье, на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, на общедоступное образование в муниципальных учреждениях.

Сотрудничество  государственных органов власти с органами местного самоуправления необходимо и при разработке правил обеспечения реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; при установлении минимальных государственных социальных стандартов, осуществление которых важно для развития человеческого потенциала территорий и местных сообществ и др. На нынешнем же этапе развития местного самоуправления на первом плане остаются проблемы обеспечения условий для развития эффективно действующих органов местного самоуправления.

Неполнота законодательной  базы местного самоуправления особенно ощущается на уровне субъектов Федерации. Противоречивость законодательных актов Российской Федерации и субъектов РФ — также бесспорный факт. В Федеральном законе об основах местного самоуправления и других актах, принятых субъектами Федерации, содержатся зачастую не только различные, но и противоположные установления.

Информация о работе Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами местного самоуправления