Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Сфера действия системы управления в государстве завершается местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Без преувеличения можно сказать, что от организации местного самоуправления и эффективности его деятельности зависит действенность государственного управления страной, поскольку российское общество слагается из сотен тысяч местных сообществ. На современном этапе под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. [5]

Содержание работы

Введение
3
1 Развитие системы органов местного самоуправления и их полномочий
4
1.1 Дореволюционный этап
4
1.2 Советский период
9
1.3 Переходный период (90-е годы ХХ века)
12
1.4 Местное самоуправление России на современном этапе
13
2 Направления и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
17
3 Местное самоуправление в зарубежных странах
19
3.1 Великобритания
19
Заключение
23
Список использованных источников
24

Файлы: 1 файл

Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами МСУ.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

Проблема обеспечения  финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, включающая в себя большой комплекс вопросов, которые должны быть решены как на государственном, так и на муниципальном уровнях власти.

Органы местного самоуправления смогут эффективно выполнять стоящие перед ними задачи при условии обеспеченности их квалифицированными кадрами. Дефицит кадров юристов, экономистов, менеджеров в муниципальных образованиях, нехватка муниципальных служащих, отсутствие систематического обуче- . ния выборных лиц местного самоуправления — пожалуй, важнейшая из всех проблема, от решения которой зависит и реализация полномочий новых органов народовластия, и законность их деятельности, и, наконец, превращение их в реальный фундамент подлинной демократии. Но решать ее возможно только совместными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления.

Широкий круг вопросов для совместного решения государственными органами власти и самоуправления связан с обеспечением единства трех уровней публичной власти и субъектов управления. Ведь объектом управляющего воздействия каждого из них являются те или иные стороны жизнедеятельности местных обществ, группы интересов одних и тех же общностей людей, живущих на одной территории (общегосударственных, региональных и коллективных — местных). Разобщенность в деятельности властей различных уровней прежде всего вредна для местных обществ, ибо порождает межведомственную конкуренцию чиновников и блокирует возможности рационального управления местными делами. Опасна такая разобщенность и для государства, поскольку в конечном итоге питает тенденцию раскола в обществе, вызывает неуправляемые процессы, подрывает общегосударственную систему власти и управления. [1]

 

 

3 Местное самоуправление  в зарубежных странах

3.1 Великобритания

Для местных органов Великобритании свойственна значительная независимость  и самостоятельность в принятии решений. Характерными чертами местного управления Великобритании являются следующие:

  • все органы местного управления являются юридическими лицами;
  • органы местного управления в основном обладают полномочиями управленческого характера в отношении определенной территории;
  • финансироваться местные органы должны, хотя бы частично, за счет местных налогов;
  • руководство в местных органах осуществляется советниками, избираемыми на основе всеобщего избирательного права жителями соответствующей территории.

Актом о местном управлении 1972 года в целях организации местного самоуправления с 1-го апреля 1974 года Англия разделена на области местного самоуправления, называемые графствами, а в этих графствах образованы районы местного самоуправления, называемые округами. Те округа, которые по закону считались "сельскими", разделены на приходы. В каждом графстве, округе образуется совет. В каждом приходе создается собрание прихода или образуется совет.

Отдельный регион может иметь  три уровня местного управления: совет  графства, совет округа, приходский совет (собрание прихода ), но на большей территории страны действуют два уровня: совет графства, совет округа. Органы разных уровней ни в коем случае не являются по отношению друг к другу органами более высокого или низкого ранга, нет "вышестоящих" и "нижестоящих". Взаимоотношения между органами всех уровней рассматриваются скорее как партнерские, но не иерархические.

Разграничением полномочий между различными уровнями местного управления ведает парламент. В Англии действует довольно четкое, возможно даже жесткое распределение функций. Каждый орган уполномочен осуществлять управленческие функции в пределах, установленных законом. Так, в ведении советов графств находятся все дороги (за исключением магистральных дорог и мостов), образование и библиотеки, социальные службы, пожарная охрана, полиция, музеи, продовольствие и медикаменты, и т.д. Советы округов занимаются борьбой с шумом и здравоохранением, жилищным строительством, сбором мусора, кладбищами, городским и сельским планированием, налогообложением и др. В ведении приходских советов находятся: распределение земельных участков, пешеходные дорожки, погребение, местности для отдыха, земли под кладбища, автобусные стоянки.

Допускается делегирование  отдельных функций на основе договора одним органом другому (как одного, так и различных уровней). Но есть исключения – не допускается делегирование функций, связанных с взиманием налогов, изданием предписаний о налогообложении и т.п.

Местные органы власти жестко связаны в своей деятельности рамками прямо предоставленных им законодательством полномочий.

В структуру местных органов  Великобритании входят совет и штат чиновников.

Советники избираются на 4 года, но каждый год их состав обновляется  на 1/3.

Избрание советников имеет  свои особенности. После опубликования  в печати сообщения о проведении выборов, любое лицо может получить документ о выдвижении кандидатом в советники, подписанный лицами, которые его выдвигают, и 8 – избирателями данного избирательного округа. Если лицо согласно избираться в советники, оно передает этот документ со своим заявлением о согласии баллотироваться в соответствующий орган, ведающий выборами.

Советники не имеют права  получать какое-либо вознаграждение или  жалованье. Исполнение функций советника  считается исполнением общественных обязанностей. Однако определенные выплаты муниципальным советникам все же могут быть предусмотрены.

Член совета может отказаться от должности только письменно. Каждый местный орган в соответствии с законом назначает специальное должностное лицо, которому любой советник может подать письменное заявление об отказе от должности, подписанное им самим. Заявление об отказе от должности, переданное и полученное в установленном порядке, не может быть затребовано обратно и вступает в силу немедленно.

В тех случаях, когда член совета имеет финансовую заинтересованность, прямую или косвенную, в каком-либо деле, которое обсуждается в совете в его присутствии, он должен немедленно сообщить об этом и воздержаться от участия в обсуждении и голосовании по данному вопросу. Критерии определения прямой или косвенной заинтересованности установлены законом.

Председатель совета (если округ получил статус "города", то председатель совета, как правило, именуется "мэром", хотя его статус от этого не меняется) – не одно лицо, занимающее этот пост весь срок полномочий совета, как это имеет место в других странах. В соответствии с актом 1972 г.: "Избрание председателя является первой обязанностью главного совета, выполняемой им на годичном собрании".

Председатель совета избирается каждый год весной на собрании совета из числа советников (этот вопрос является первым в повестке дня ежегодного собрания совета). Срок пребывания одного советника в должности председателя совета неопределенен и фактически может составить 4 года, т.е. весь срок действия депутатского мандата. Причины тому следующие: с одной стороны, по закону обычный срок полномочий председателя 1 год и потому каждый год проводятся перевыборы; с другой стороны – председатель занимает должность до тех пор, пока справляется со своими обязанностями и устраивает совет, а потому не лишается права выставлять свою кандидатуру на переизбрание. Голосование по избранию председателя проводится открытое и решение принимается большинством голосов. Председатель совета, в отличие от советников, получает жалованье от совета и в таком размере, какое совет сочтет разумным.

Совет назначает из числа  своих членов вице-председателя, который  осуществляет полномочия председателя в случаях вакансии должности  председателя или если тот по каким-либо причинам не может осуществлять свои полномочия. Вице-председатель также  может получать жалованье от совета.

Отличительной особенностью местного управления Великобритании, по сравнению со многими другими странами, является фактический размен функций совета на действия его комитетов (комиссий). Многочисленный состав советов вынуждает их передавать часть своих функций комитетам, за исключением финансовых полномочий.

Комитеты могут быть отраслевые и координирующие (функциональные), постоянные и специальные (временные). Численный состав комитетов различен. Помимо членов муниципальных советов к работе комитетов могут привлекаться иные лица, которые по своим профессиональным и иным качествам могут оказаться полезными. Виды комитетов, их численный состав и срок полномочий определяются регламентами советов.

Комитеты играют важную, а порой решающую роль в деятельности местных органов. Совет может наделить любой комитет правом принимать решения от имени совета. Такой комитет приобретает статус исполнительного, а не консультативного комитета.

Главная особенность муниципального управления Великобритании состоит  в соединении функций общего руководства и оперативно-исполнительной деятельности в руках советов. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие в муниципалитетах единоличного или коллегиального главы исполнительного аппарата.

В Великобритании нет стандартной  организации управленческих служб. Каждый местный орган вправе создавать  собственную внутреннюю структуру. На практике традиционными стали такие отделы, как секретариат (или юридический отдел), отдел кадров, финансовый отдел, отдел здравоохранения и охраны окружающей среды и др.

Формирование кадров аппарата местного управления, регулирование  правового положения муниципальных  чиновников охватывается понятием "муниципальная  служба". Чиновники, работающие в  аппарате местного органа, являются не государственными служащими, а служащими совета, который их назначил.

Расширение полномочий местных  органов, усложнение стоящих перед  ними задач усиливают влияние  чиновников, представляющих собой в  большей части высококвалифицированных специалистов в различных сферах – юристов, экономистов, социологов и т.п. Усиливается тенденция противопоставления чиновничьего аппарата, прежде всего в лице главного администратора, менее профессиональному совету.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует констатировать, что, не смотря на всю  значимость данного института, местное  самоуправление в России еще не сформировано, существует эпизодично и не системно. К основным проблемам местного самоуправления можно отнести:

  • внутреннюю несогласованность российского законодательства;
  • отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления;
  • несбалансированность доходной базы и расходных полномочий, чрезмерный объем нефинансируемых государственных полномочий, переданных местному самоуправлению;
  • несоблюдение законодательства и попытки органов государственной власти субъектов РФ ограничить самостоятельность муниципальных властей;
  • отсутствие постоянных и конструктивных связей органов местного самоуправления с местными сообществами;
  • неразвитость правовой и политической культуры россиян, непонимание ими сути местного самоуправления;
  • кадровая проблема.

Изменился подход к институту местного самоуправления: ранее он нес в основном декоративную нагрузку элемента демократического государства. По новой концепции местное самоуправление должно стать механизмом практического  представления интересов государства на местном уровне, способом предоставления более разнообразных услуг населению в условиях сохранения единства и целостности страны.

Как будет выглядеть система  власти в России при эффективном  самоуправлении сказать довольно трудно. Перечисленные выше проблемы, к сожалению, решаются малоэффективно, трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Издание 3-е, доп. и переработ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д издательский центр «МарТ»; 2007-544с. ISBN 978-5-241-00866-4

2 Архив сайта Развитие местного самоуправления в Московской области [электронный ресурс]. - История развития местного самоуправления / Страницы истории местного самоуправления в России. – Режим доступа: http://msu-mo.ru/msu-history/

3 История государственного управления России: Учеб. для    вузов / Игнатов В.Г.,Данилов А.Г.,Кислицын С.А. и др.;  Отв.ред. В.Г. Игнатов и др. - Ростов н/Д:Феникс,2009.-542

4 Конституция Российской Федерации

5 Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1 января 2009 года

Информация о работе Разграничение полномочий и взаимодействие органов власти с органами местного самоуправления