Предложения по совершенствованию муниципального управления в городах федерального значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать те факторы и тенденции, которые позволяют "объективизировать" эту проблему, подойти к ней не как к объекту политической борьбы, а как к научной и организационной задаче, имеющей объективные предпосылки для своего решения. Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы организации власти и управления в подобных городах, а также на тех уроках, которые можно извлечь из собственного опыта г. Москвы в области функционирования местного самоуправления;
- анализ особенностей местного самоуправления в городе Москва;
- предложения по решению проблем на уровне Муниципалитетов г. Москвы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы муниципального управления в городах федерального значения…………………………………………………………...7
1.1 Основы законодательства и организация местного самоуправления в городах федерального значения..…. …………………………………7
1.2 Особенности практики муниципального управления
в г. Москве……………………………………………………………….21
Глава 2. Анализ особенностей муниципального управления в городах федерального значения……………………………………………………….....32
2.1 Социально-экономическая характеристика внутригородского муниципального образования Лефортово (г. Москва)……... ………..32
2.2 Анализ формирования местного самоуправления в городах федерального значения………………………………………………….37
2.3 Особенности территориальных и финансовых основ местного самоуправления в городе федерального значения Москва…………...45
Глава 3. Предложения по совершенствованию муниципального управления в городах федерального значения………………………………………………...52
3.1 Основы расширения объемов полномочий органов местного самоуправления………………………………………………………….52
3.2 Совершенствование муниципального управления внутригородского муниципального образования Лефортово
(г. Москва)……………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованных источников. ……………………………………

Файлы: 1 файл

Муниципальное управление в городах федерального значения.docx

— 291.64 Кб (Скачать файл)

Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ,  осуществляющий свою власть непосредственно,  а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу относятся:

- самостоятельность населения  в решении вопросов местного  значения;

- организационное обособление местного самоуправления,  его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач;

- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

- многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления;

- соблюдение прав и  свобод человека и гражданина;

- законность в организации  и деятельности местного самоуправления;

- гласность деятельности  местного самоуправления;

- сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

- государственные гарантии  местного самоуправления.

Л. Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной власти. К ним он относит:

- различие в характере власти.  Местное самоуправление -  власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

- разграничение сфер компетенции.  Речь идет об отграничении круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

- самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав,  если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;

- территориально ограниченный  выборный принцип. 

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках  закреплены в Европейской хартии местного самоуправления и в Конституции РФ. Таким образом, местное самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень,  наиболее приближенный к населению,  обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

 

 

1.2 Особенности  практики муниципального управления  в 

г. Москве

 

Москва - особый город, выполняющий столичные функции. Его уникальность выражена в ее экономической и политической значимости. Москва дает около 40% бюджетных поступлений России.

До 1991 года г. Москва делился на 33 района, включая город Зеленоград. При этом на район распространялись почти такие же обязанности и права по комплексному социально-экономическому развитию территории, что и на город в целом. На районном уровне была сосредоточена подавляющая часть функций жизнеобеспечения населения по месту жительства. Как город, так и его районы представляли собой многоотраслевые и полифункциональные административно-территориальные образования.

Сложившееся территориальное деление города порождало ряд проблем:

- количество районов как объектов управления на уровне города было велико, что затрудняло деятельность городских органов управления (проблема "диапазона управляемости и контроля");

- в крупных районах загруженность органов управления хозяйственными проблемами приводила к тому, что население с трудом могло "достучаться" до органов управления (проблема "доступности власти");

- расположение многих районов в пределах Садового кольца не позволяло четко координировать усилия по выполнению "столичных функций" (проблема "концентрации функций").

Необходимость демократизации общества и решения вышеназванных проблем потребовала изменения административно-территориального деления и системы органов управления городом. В результате реформы системы управления в 1991 году в г. Москве было образовано 10 крупных административных округов, в каждом из которых было создано от 17 муниципальных образований - районов (Северо-Восточный АО) до 8 районов (Северо-Западный АО). В Зеленоградском АО было образовано 5 районов, а всего столица была разделена на 125 районов. Это позволило приблизить органы управления к населению.

В июне 1995 года был принят Устав города Москвы, устанавливающий упомянутый двойной статус органов власти. Такое решение было принято с учетом опыта организации власти в столицах европейских государств, а также в связи с неопределенностью правового статуса города федерального значения. Согласно Уставу города Москвы 1995 года:

- представительным органом городского самоуправления и одновременно представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы являлась Московская городская дума;

- исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти города Москвы являлась Московская городская администрация (или мэрия);

- деятельностью мэрии руководил избираемый жителями мэр г. Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации;

- в структуру администрации входили коллегиальный орган исполнительной власти - Правительство г. Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром;

- городская администрация как исполнительный орган городского самоуправления имела территориальные отделения в районах города Москвы - районные управы, являющиеся органами государственной власти. Их задача - решать местные проблемы населения.

В 1996 году был принят Закон "О районной управе в городе Москве". В нем установлено: "районная управа в городе Москве - орган власти района - осуществляет функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления". Возглавляет районную управу ее глава. Он же является председателем районного собрания, которое наделено "полномочиями представительного органа населения". Глава управы возглавляет и администрацию района, обеспечивая в пределах своих полномочий и под свою ответственность "решение вопросов местного (районного) значения, осуществляет руководство хозяйственными и социальными службами района, являющимися структурными подразделениями администрации района"[3, C. 16-21].

Создание районных управ явилось шагом вперед на пути организации местного самоуправления в районах города. Однако районная управа оставалась по сути местным органом государственного управления. Во-первых, в районное собрание, выполняющее функции представительного органа населения района, избирались советники, а не депутаты. Во-вторых, глава управы избирался районным собранием из своего состава по представлению мэра г. Москвы. Мэр, в соответствии с Законом, мог предложить другую кандидатуру (не из числа советников районного собрания). Таким образом, главы управ не всегда были выборными лицами. В-третьих, в Законе "О районной управе" отмечено: "Управа самостоятельно распоряжается финансовыми ресурсами района в пределах утвержденной сметы доходов и расходов". Следовательно, Устав города Москвы нуждался в доработке в части прямого введения местного самоуправления в районах.

Начиная с июня 1998 года в Устав города Москвы периодически вносились изменения. В связи с изменением положений о местном самоуправлении в районах были внесены поправки в Устав города, в соответствии с которыми образуются:

- в административных округах - префектуры административных округов;

- в районах города Москвы - управы районов.

Префектура осуществляет контрольную координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа.

Управа района - территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль деятельности управы района осуществляет префект соответствующего административного округа.

Таким образом, в г. Москве сформировалась трехуровневая система органов государственной власти (рис. 1.4) [35].

Федеральные органы


Мэр Москвы

Московская городская  Дума

правительство

Судебные органы

Территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти

Функциональные органы

Префектуры

Отраслевые органы

Управы районов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Общее линейное руководство


 Координация


Рис. 1.4. Состав органов государственной власти в г. Москве.

 

В соответствии с указанным законом местное самоуправление в Москве определено как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, Уставом города Москвы самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества по решению (непосредственно или через органы местного самоуправления) вопросов местного значения, осуществляемая в рамках федерального законодательства, Устава и законов города Москвы, уставов муниципальных образований. Местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок.

Законом города Москвы установлены 125 внутригородских муниципальных образований, создаваемых в границах территорий районов. Таким образом, в каждом районе имеется и местный орган государственной власти - управа района, и органы местного самоуправления. Наименования муниципальных образований, сведения о составе их территорий вносятся в реестр муниципальных образований, который ведет уполномоченный орган власти города Москвы.

К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования исходя из сочетания интересов жителей города Москвы и конкретного муниципального образования, исторических и иных местных традиций. В новой редакции Устава и в Законе г. Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" заложен принцип, по которому за органами местного самоуправления закрепляются лишь те вопросы, которые без ущерба для целостности городского хозяйства могут успешно ими решаться. Закон определил 24 предмета ведения муниципального образования. Среди них:

- принятие планов и программ развития муниципального образования;

- утверждение положения о бюджетном процессе и местного бюджета, исполнение местного бюджета, утверждение отчета о его исполнении;

- установление порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, назначение и увольнение их руководителей;

- содействие организации регистрации животных;

- осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры местного значения;

- организация первичных мер пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- во взаимодействии с государственными органами осуществление контроля по вопросам использования земель, благоустройства, санитарного состояния, противопожарной безопасности;

- информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации;

- организация и осуществление опеки и попечительства;

- принятие решений по охране прав и интересов несовершеннолетних;

- организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий;

- содействие созданию и деятельности территориальных общин и органов территориального общественного самоуправления;

- содержание, использование и распоряжение жилищным фондом и нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности;

- организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, находящихся в муниципальной собственности;

- содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования.

Все остальные хозяйственные вопросы в районе (жилищные, коммунального хозяйства и благоустройства, потребительского рынка и бытового обслуживания, здравоохранения и образования) решаются управами районов.

Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций.

Закон города Москвы устанавливает, что каждое муниципальное образование формирует представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание и исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет.

Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых жителями муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав определяется уставом муниципального образования с учетом численности избирателей района. При числе избирателей до 50 тысяч число депутатов муниципального собрания устанавливается до 10, при числе избирателей свыше 100 тысяч - до 20 депутатов. Возглавляет его председатель.

Деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования возглавляет руководитель муниципального образования (эта должность соответствует должности главы муниципального образования по Федеральному закону 2003 года). Он избирается на срок полномочий депутатов муниципального собрания и наделяется компетенцией по решению всех вопросов местного значения, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению муниципального собрания. В соответствии с уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность руководителя муниципалитета (соответствует должности главы местной администрации по Федеральному закону 2003 года). Он осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в рамках полномочий, установленных уставом муниципального образования. "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти,  обеспечивающая в пределах,  установленных Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами,  а в случаях,  установленных федеральными законами, -  законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и  (или)  через органы местного самоуправления вопросов местного значения,  исходя из интересов населения,  с учетом исторических и иных местных традиций".

Закон города Москвы предусматривает использование различных моделей организации муниципальной власти:

- избрание руководителя муниципального образования может осуществляться непосредственно населением или муниципальным собранием из своего состава;

Информация о работе Предложения по совершенствованию муниципального управления в городах федерального значения