Предложения по совершенствованию муниципального управления в городах федерального значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать те факторы и тенденции, которые позволяют "объективизировать" эту проблему, подойти к ней не как к объекту политической борьбы, а как к научной и организационной задаче, имеющей объективные предпосылки для своего решения. Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы организации власти и управления в подобных городах, а также на тех уроках, которые можно извлечь из собственного опыта г. Москвы в области функционирования местного самоуправления;
- анализ особенностей местного самоуправления в городе Москва;
- предложения по решению проблем на уровне Муниципалитетов г. Москвы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы муниципального управления в городах федерального значения…………………………………………………………...7
1.1 Основы законодательства и организация местного самоуправления в городах федерального значения..…. …………………………………7
1.2 Особенности практики муниципального управления
в г. Москве……………………………………………………………….21
Глава 2. Анализ особенностей муниципального управления в городах федерального значения……………………………………………………….....32
2.1 Социально-экономическая характеристика внутригородского муниципального образования Лефортово (г. Москва)……... ………..32
2.2 Анализ формирования местного самоуправления в городах федерального значения………………………………………………….37
2.3 Особенности территориальных и финансовых основ местного самоуправления в городе федерального значения Москва…………...45
Глава 3. Предложения по совершенствованию муниципального управления в городах федерального значения………………………………………………...52
3.1 Основы расширения объемов полномочий органов местного самоуправления………………………………………………………….52
3.2 Совершенствование муниципального управления внутригородского муниципального образования Лефортово
(г. Москва)……………………………………………………………….60
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованных источников. ……………………………………

Файлы: 1 файл

Муниципальное управление в городах федерального значения.docx

— 291.64 Кб (Скачать файл)

Закон делегировал часть государственных полномочий депутатам органов местного самоуправления. Наделил органы местного самоуправления всех муниципальных округов полномочиями в сферах, которые в наибольшей степени затрагивают интересы населения по месту жительства: благоустройства, эксплуатации и содержания жилищного фонда, размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов.

Органы местного самоуправления получили право участвовать в  согласовании ежегодного перечня дворов, которые подлежат ремонту, планов по благоустройству парков и скверов  и перечня домов, которые подлежат капитальному ремонту. В сфере строительства  органы местного самоуправления наделены полномочиями по согласованию размещения не только гаражей, магазинов, рынков, аптек, ремонтных мастерских и других объектов, площадь которых не превышает 1,5 тыс. кв. м, но и храмов.

Закон передал на местный  уровень публичной власти такие  полномочия, как выражение недоверия  главе управы района. Теперь глава  управы района должен отчитываться перед  муниципальными депутатами о результатах  своей деятельности. В случае выражения недоверия главе управы установлена обязанность Совета депутатов – проинформировать об этом мэра Москвы в трехдневный срок.

Инициатива о выражении  недоверия главе управы района считается  выдвинутой, если она поддержана не менее чем половиной от установленной  численности Совета депутатов.

Установлена ответственность для органов местного самоуправления и их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Правительство Москвы приняло ряд поправок, усиливающих роль местного самоуправления. В частности, ранее в законе не были прописаны правила взаимодействия: органы исполнительной власти в некоторых случаях могли игнорировать органы местного самоуправления. Теперь это становится невозможным, полномочия четко регламентированы.

Поправки уточняют, что  решения депутатов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Для подобных согласований у депутатов есть разумный временной период от 21 до 30 дней, позволяющий  разобраться с документами и  принять верное решение.

Например, на согласование работ  по благоустройству и капитальному ремонту жилья у депутатов  есть до 30 дней. Согласно новым поправкам, за каждым народным избранником закрепляются и конкретные адреса, которые он контролирует – от начала работ  до приемки их результатов.

Для своей новой деятельности муниципалы получат финансовый резерв: в 2013 г. — около 5 млрд. рублей на 125 районов Москвы. Решение о расходовании этих средств будет приниматься представителями органов местного самоуправления. Деньги могут быть потрачены на дополнительные работы по благоустройству района. А что именно надо сделать, будут определять депутаты на основании пожеланий жителей. Затем решение передается главе управы, его реализацией будет заниматься уже исполнительная власть.

Контроль будет взаимным — депутаты вправе требовать отчёта от главы управы. Раз в год главный  районный чиновник обязан рассказывать представителям муниципалитета о выполнении комплексных программ развития района, взаимодействии управы и жителей  по социально-экономическим и другим вопросам. Отчёт должен даваться лично. Также чиновник обязан ответить на вопросы депутатов, поданные в управу не позднее чем за 10 дней до заседания.

Однако кроме расширения возможностей депутатов муниципальных  собраний возникла и общая проблема оптимизации работы органов местного самоуправления, в частности муниципалитетов. Дело в том, что эти структуры, созданные еще в 2002г., выполняют  ограниченный перечень функций –  занимаются вопросами опеки и  попечительства, организацией досуговой  и спортивной деятельности, а также  вопросами военного призыва. Но многие москвичи, вообще не представляя, что  такое муниципалитет, зачастую просто путают его с муниципальными собраниями или даже районными управами.

Основные направления совершенствования муниципального управления в городах федерального значения приведены на рис. 3.1 [10, C. 62-63].

 

 

Расширение объема полномочий органов местного самоуправления


Население внутригородских  муниципальных образований адекватным объектом имущества и финансовыми  средствами

Основные направления  совершенствования муниципального управления в городах федерального значения

Развитие территориального общественного самоуправления

Совершенствование механизмов финансового обеспечения муниципальных  образований

Формирование полноценных  муниципальных образований на пригородных  территориях


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Основные направления совершенствования муниципального управления в городах федерального значения

 

Принцип сохранения единства городского хозяйства не позволяет  наделить внутригородские муниципальные  образования всем объемом полномочий, предусмотренных Федеральным законом 2003 года для городских округов  и даже для городских поселений. Тем не менее, по сравнению с существующим положением, объем этих полномочий может быть существенно расширен. В первую очередь это относится  к следующим вопросам местного значения:

- содержание муниципального жилищного фонда на соответствующих территориях;

- организация благоустройства и озеленения территории;

- содержание, ремонт и освещение улиц, не имеющих общегородского значения, установка на них указателей;

- создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания (кроме объектов, имеющих общегородское значение), согласование размещения указанных объектов;

- осуществление контроля использования земель в границах муниципального образования;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

- организация дошкольного образования (содержание детских дошкольных учреждений на соответствующей территории);

- обеспечение условий для развития на соответствующей территории массовой физической культуры и спорта, оборудование внутриквартальных спортивных площадок;

- организация обустройства мест массового отдыха локального значения;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению (размещение и оборудование остановочных пунктов);

- организация сбора бытовых отходов;

- вопросы опеки и попечительства;

На внутригородские муниципальные образования может быть возложен также ряд других полномочий, не перечисленных в Федеральном законе 2003 года, например:

- текущий ремонт и эксплуатация жилищного фонда, нежилых помещений, объектов социального назначения, находящихся в собственности города федерального значения и расположенных на территории внутригородского муниципального образования;

- организация внешкольной работы с детьми и подростками на соответствующей территории, создание необходимых муниципальных учреждений;

- содействие в работе центров социальной защиты, учет нуждающихся в социальной поддержке, оказание социальной помощи нуждающимся за счет местного бюджета, содействие благотворительности;

- участие в реализации принципов социального партнерства на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования.

Передача в компетенцию внутригородских муниципальных образований перечисленных вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения, позволит начать местные инициативы по обустройству территорий, улучшить оказание ряда муниципальных услуг, укрепить связи органов местного самоуправления с жителями, повысить их авторитет в глазах населения.

Передача дополнительных полномочий органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований должна сопровождаться передачей в муниципальную собственность соответствующих имущественных комплексов.

Представляется нецелесообразным вводить в городах федерального значения муниципальную собственность на землю, городские леса и обособленные водные объекты. В то же время внутригородским муниципальным образованиям может быть передано право оформления краткосрочной аренды земельных участков для некапитальных объектов с последующей регистрацией в городских органах.

В собственность внутригородских муниципальных образований могут быть переданы объекты, имеющие местное значение, расположенные на территории внутригородского муниципального образования и преимущественно ориентированные на обслуживание населения: неприватизированный жилищный фонд и имущество, связанное с его содержанием; имущество, необходимое для содержания и благоустройства территории; предприятия социально-бытового назначения; объекты нежилого фонда; отдельные объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта; другие имущественные комплексы, необходимые для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории и не имеющие общегородского значения.

Передача перечисленного имущества в собственность внутригородских муниципальных образований может осуществляться по инициативе населения, органов местного самоуправления или городских органов и оформляться соответствующими договорами, предусматривающими решение вопросов финансирования.

Расширение полномочий внутригородских муниципальных образований обусловливает необходимость их соответствующего финансового обеспечения. Дополнительные финансовые средства целесообразно предоставлять из бюджетов городов с учетом реального объема расходных полномочий каждого внутригородского муниципального образования. Такая схема принята и в зарубежных мегаполисах. Однако не исключено закрепление за местными бюджетами внутригородских муниципальных образований отдельных собственных источников доходов, администрирование которых может эффективнее осуществляться на муниципальном уровне. Это могут быть, например, земельный налог и арендная плата за землю, налог на имущество физических лиц, часть налогов на малый бизнес, доходы от наружной рекламы и некоторые другие платежи. Каждое такое решение требует отдельного рассмотрения.

Для определения объемов бюджетных средств, необходимых внутригородским муниципальным образованиям для исполнения их полномочий, потребуется разработка нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя. Механизм выравнивания бюджетной обеспеченности отдельных внутригородских муниципальных образований может быть аналогичным принятому в Федеральном законе 2003 года.

Для городов федерального значения создание эффективно действующей системы ТОС имеет большее значение, чем для других территорий. Это связано с трудностями формирования местных сообществ на территориях внутригородских муниципальных образований, о чем говорилось в разделе 9.1. Исходя из принципа субсидиарности решение ряда проблем жизнеобеспечения населения более эффективно, когда люди знают друг друга и связаны общими интересами совместного проживания. Поэтому муниципальные власти внутригородских муниципальных образований должны уделять особое внимание развитию ТОС на своих территориях.

Налаживание эффективного взаимодействия муниципалитетов с органами ТОС, передача в их компетенцию отдельных видов муниципальной деятельности вместе с финансовыми ресурсами будет способствовать развитию демократических процессов в городах федерального значения.

Депутаты муниципальных  собраний муниципальных округов  получат право:

- ежегодно заслушивать доклады главы управы района, руководителя государственного учреждения города Москвы инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, руководителя амбулаторно-поликлинического учреждения муниципального округа, руководителя центра социального обслуживания населения муниципального округа

- выражать недоверия главе управы района;

- согласовывать ежегодный адресный перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список многоквартирных домов для проведения капитального ремонта], а также контролировать ход выполнения этих работ;

- согласовывать выбор земельного участка для размещения гаражей и объектов религиозного назначения;

- согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1500 м²];

- согласовывать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также сезонных кафе;

Важно отдельно отметить, что  данное расширения полномочий относится  только к муниципальным образованиям «старой» Москвы — муниципальным округам; муниципальные образования (поселения и городские округа), включённые в состав Москвы из Московской области с 1 июля 2012 года и так имели расширенные полномочия, что определяется законом «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

 

 

3.2. Совершенствование  муниципального управления внутригородского  муниципального образования Лефортово  (г. Москва)

 

В рамках совершенствования  местного самоуправления во внутригородском  муниципальном образовании Лефортово  в соответствии с основными направлениями  Программы Правительства Москвы разработана 
Программа социально- экономического развития района до 2016 года на основе постоянного мониторинга и анализа социально-экономического развития Юго-Восточного административного округа за предшествующие годы.

Главной целью Программы является повышение качества жизни населения района на основе его устойчивого социально-экономического развития. Основные задачи:

- Обеспечение сбалансированного  экономического и социального  развития территории района.

-  Реализация на территории района приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье».

Информация о работе Предложения по совершенствованию муниципального управления в городах федерального значения