Управление муниципальным имуществом города Липецка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)[2].

Содержание работы

Введение 3
Муниципальная собственность - как один из элементов муниципального управления 5
Понятие и структура муниципальной собственности 5
Формирование муниципальной собственности 8
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности 12
Управление муниципальным имуществом города Липецка 15
Задачи и функции Департамента экономики администрации города Липецка в управлении муниципальным имуществом 15
Результаты деятельности в области управления муниципальной собственностью города Липецка 18
Заключение 23
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Управление муниципальным имуществом.rtf

— 3.81 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

Введение             3

    1. Муниципальная собственность - как один из элементов муниципального управления                                        5
    2. Понятие и структура муниципальной собственности                                                                                                          5
    3. Формирование муниципальной собственности      8
    4. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности                                                       12
  1. Управление муниципальным имуществом города Липецка                                                                           15
    1. Задачи и функции Департамента экономики администрации города Липецка в управлении муниципальным имуществом                                                                           15
    1. Результаты деятельности в области управления муниципальной  собственностью города Липецка               18

Заключение            23

Библиографический список        25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность (ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)[2].

Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: "ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ" .

Рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности. Данными соображениями и обусловлен выбор темы исследования.

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика и направления деятельности.

Объект исследования - муниципальная собственность и ее составные элементы.

Предмет исследования - основные направления деятельности органов местного самоуправления г. Липецка по управлению муниципальным имуществом.

В качестве методологической базы в процессе написания курсовой работы были использованы труды различных авторов по муниципальному праву, анализ документов (законов, других нормативных правовых актов).

Основу эмпирической базы составляют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Положение «О департаменте экономики администрации города Липецка».

 

  1. Муниципальная собственность - как один из элементов муниципального  управления

 

    1. Понятие и структура муниципальной собственности

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям[3. Ст. 213].

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Муниципальная собственность имеет, в отличие от частной собственности, публичного собственника, и при этом муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

В состав муниципальной собственности городов входят:

  • средства местного бюджета, средства внебюджетных (в том числе валютных) фондов;
  • ценные бумаги и другие финансовые активы, не обремененные правами собственности иных лиц;
  • муниципальные финансово-кредитные организации;
  • муниципальные земли и другие природные ресурсы (недра, леса, водные и другие ресурсы), находящихся в муниципальной собственности;
  • муниципальный жилищный и нежилой фонды;
  • муниципальные предприятия, учреждения (организации);
  • муниципальное имущество, находящееся в законном ведении, управлении, пользовании у юридических и физических лиц, вклады, доли (паи или их части, акции) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, если иное не предусмотрено законодательством;
  • иное имущество, признаваемое или признанное в установленном действующими законодательством порядке муниципальной собственностью [3. С. 163].

Субъектами права собственности на муниципальное имущество являются соответствующие муниципальные образования, от лица которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с представленной компетенцией.

Муниципальное имущество имеет три вида правового режима:

  • закрепление за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения;
  • закрепление за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;
  • незакрепленное имущество - муниципальная казна.

Между органами самоуправления муниципального образования как представителя собственника устанавливаются следующее разделение полномочий:

  • представительный орган (Дума, собрание депутатов и т.п.) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью на основе действующего законодательства, в том числе порядок и условия ее приватизации, а также в установленном порядке согласовывают отчуждение объектов муниципальной собственности;
  • права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Глава самоуправления муниципального образования непосредственно или уполномоченное им лицо - департамент имущественных отношений администрации или другие структурные подразделения администрации в пределах представленных им полномочий, иные представители органов местного самоуправления могут иметь полномочия законного владельца муниципальной собственности на правах оперативного управления или иных договорных условиях, определяемых Главой местного самоуправления или комитетом по управлению имуществом в пределах представленных ему полномочий.

Глава самоуправления муниципального образования или, при делегировании им соответствующих полномочий, комитет по управлению имуществом вправе:

  • осуществлять полномочия собственника;
  • передавать в пользование на договорных условиях, отчуждать, сдавать в аренду юридическим и физическим лицам или распоряжаться на иных условиях объектами муниципальной собственности;
  • принимать решения в соответствии с действующим законодательством по делам о несостоятельности (банкротстве) .муниципальных предприятий и учреждений;
  • совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки;
  • определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности;
  • создавать за счет имеющихся средств муниципальной собственности муниципальные предприятия, учреждения, утверждать их уставы, участвовать в учреждении предприятий иных форм собственности, а также ликвидировать муниципальные предприятия, учреждения, участвовать на деловых началах в создании предприятий с иностранными лицами, страховые, кредитные, иные коммерческие и некоммерческие организации;
  • объединять на добровольной основе средства муниципальной собственности со средствами иной формы собственности для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной, социальной инфраструктуры и иных программ, для обеспечения нормальной деятельности муниципального образования[3. С. 164-165].

Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления осуществляется в соответствии с нормами гл.9 ГК РФ[2] части первой. За предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления закрепляется имущество, предназначенное для обеспечения их уставной деятельности. Имущество закрепляется приказами департамента имущественных отношений и актами закрепления имущества.

Результаты хозяйственного использования муниципального имущества в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное муниципальным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия, или учреждения, отражаются в бухгалтерских документах и являются муниципальной собственностью.

 

    1. Формирование муниципальной собственности

 

Формирование муниципальной собственности началось в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и «Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 г.

Процесс формирования муниципальной собственности происходил за счет передачи объектов жилья, коммунально-бытового и социально-культурного назначения, т.е. социальных объектов от приватизированных и приватизируемых предприятий.

Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий есть регламентированный федеральными нормативными актами процесс разгосударствления социальных объектов, находившихся на балансе предприятий до их приватизации, и последующей передачи этих объектов в муниципальную собственность.

Передача социальных объектов муниципалитету не может рассматриваться как добровольное решение одной из сторон, это обязательное условие приватизации, согласно которому ни жилье, ни детские сады, ни объекты здравоохранения, ни другие аналогичные объекты не могли переходить в собственность акционерных обществ и приватизироваться вторыми лицами.

Важно подчеркнуть, что социальные объекты до приватизации предприятий не были их собственностью (предприятие лишь содержало социальные объекты на балансе в режиме хозяйственного ведения), а были собственностью государства, и правоотношения по поводу муниципализации таких объектов есть преимущественно отношения государства в лице соответствующих органов государственной власти и муниципалитетов.

Передача социальных объектов в муниципальную собственность является фактически одним из самых крупных институциональных преобразований в социальной сфере, сопряженным с коренными изменениями отношений собственности, с принципиальными переменами в схемах финансирования социальных объектов, с перераспределением предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными и муниципальными органами, с необходимостью в этой связи обновления нормативно-правовой базы. Предприятия в этом случае освобождаются от ежегодных затрат на содержание и ремонт этих объектов, т.е. создаются реальные предпосылки для начала их экономического роста.

Информация о работе Управление муниципальным имуществом города Липецка