Муниципальное имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Изменения в сфере транспортной политики муниципальных образований обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного пассажирского транспорта. Это требует создания новых систем управления, способных эффективно реагировать на изменяющиеся условия среды и потребности населения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие муниципального хозяйства
2. Организационные структуры управления пассажирским транспортом на территории муниципального образования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

контрольная работа по организации МИ.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие муниципального  хозяйства………………………………………5

2. Организационные структуры управления  пассажирским транспортом на территории муниципального образования…………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….17

Список используемых источников…………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природа местного самоуправления в значительной степени зависит  от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в обществе в настоящий  момент. Для того чтобы дать научное  определение муниципального хозяйства, надо, прежде всего, установить родовое  понятие “хозяйство”, чтобы затем  на основе отличия данного вида хозяйства  дать определение термина “муниципальное хозяйство”.

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих  субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство  любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства  при осуществлении хозяйственной  деятельности напрямую зависят от формы  собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство  имеет ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно, с одной стороны, выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию  регулирования хозяйственных отношений  на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения  понятия муниципального хозяйства.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль повышения эффективности  управления транспортом существенно  возрастает. С одной стороны от развития транспортного комплекса  зависит эффективность работы физических и юридических лиц, а с другой стороны, сам рынок подразумевает  обмен товарами, что без использования  транспортных услуг практически невозможно. Поэтому транспортный комплекс является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Муниципальный транспорт  имеет решающее значение для экономики  и жизненно важен для мобильности  населения, однако отсутствие достаточных  финансовых средств не позволяет  управлять транспортным комплексом наиболее эффективно.

Изменения в сфере транспортной политики муниципальных образований  обусловили необходимость применения новых управленческих решений при  организации работы общественного  пассажирского транспорта. Это требует  создания новых систем управления, способных эффективно реагировать  на изменяющиеся условия среды и  потребности населения.

В контрольной работе рассмотрим два вопроса:

1.Понятие муниципального  хозяйства. 

2. Организационные структуры  управления  пассажирским транспортом  на территории муниципального  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие муниципального  хозяйства.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа  накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Известный российский исследователь  Л. Велихов указывает на особенность  муниципального хозяйства, которая  лежит, прежде всего, в его целях. По определению Велихова муниципальное  хозяйство - это “деятельность города в лице его городских публичных  органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”. (Л. Велихов  “Основы городского хозяйства”, 1928 г., стр. 217.)

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.1

В теории муниципального хозяйства  принято выделять две основные субъект-объектные группы (рис.1)




 


 

 

 

Рис.1 Субъекты и  объекты муниципального хозяйства.

Органы местного самоуправления играют особую роль в муниципальном  хозяйстве. Они должны учитывать  и пытаться сбалансировать интересы различных субъектов: населения  и отдельных социальных групп, предприятий, организаций, учреждений различных  форм собственности, а также направлять в единое русло для осуществления  комплексно-социально-экономического развития территории и удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества (населения).2


1 А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков. Основы управления муниципальным хозяйством. Изд. второе, допол. М.-13 с.

2 Юшина Е.А. Муниципальное управление.- М.,2003.- с.193-194.

Для того чтобы охарактеризовать структуру муниципального хозяйства  необходимо обозначить что:

1. Муниципальное хозяйство  - это совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих деятельность  на территории муниципального  образования.

2. Деятельность, осуществляемая  этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение  общественных интересов.

3. Поскольку деятельность  осуществляют разнородные по  своей природе субъекты этой  деятельности, то необходим и  субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому  классифицируются элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения выделяют следующие элементы муниципального хозяйства:

  • муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные  предприятия, являясь по своей природе  явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном  или законодательном порядке  обязанностей) либо общественного (добровольного  по форме) принуждения.

Третья группа осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации  в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп  определить не просто роль и место  каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости  от этого цели деятельности этих элементов  в процессе управления муниципальным  хозяйством, учитывать их особенности.

С точки зрения того, какую  роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, можно выделить следующие виды муниципального хозяйства.

1. Коммунальная  модель муниципального хозяйства.

Основные признаки: главный  элемент системы - орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и  их расходование. Основную тяжесть  затрат на реализацию общественных интересов  и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины). Основным ресурсом являются налоги на население, недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных  на местное самоуправление, восполняется государством.

2.Комунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Основные признаки: участие  органов местного самоуправления в  сфере использования ресурсов территории; развитие территории через предоставление ограниченных прав в финансо - кредитной  деятельности и права ресурсной  ренты. Налоги с населения дополняются  возможностью обложения производителя  продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально - рентная модель муниципального хозяйства.

Основные признаки: основное бремя по обслуживанию интересов  населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления; органы местного самоуправления - полноценный хозяйствующий субъект на своей территории.

Успешному развитию структуры  муниципального хозяйства содействует  становление его инфраструктуры.

Инфраструктура  муниципального хозяйства – комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.3

В составе современного муниципального хозяйства выделяются:

    • социальная инфраструктура (жилой фонд, детские учреждения, торговля, просвещение, здравоохранение, система социальной защиты и социального обеспечения)
    • коммунальная инфраструктура (обеспечение водными, энергетическими и другими ресурсами, услугами благоустройства, транспорта, связи). Ее специфика состоит в том, что она обслуживает не только  население, но и предприятия, учреждения, расположенные на территории города
    • производственная инфраструктура, удовлетворяющая потребности производства, но не входящая в его технологический процесс.
    • деловая инфраструктура, которая включает в себя банки, страховые компании, инвестиционные фонды, выставочные комплексы и др.

 

 

 


3 Черная И.П. Муниципальное хозяйство: Учебное пособие.- Ростов-на – Дону.-2010.-С.37

2. Организационные структуры управления  пассажирским транспортом на территории муниципального образования.

Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим  фактором целостности, безопасности страны.4

Транспортный комплекс –  это обширный сектор экономики, обеспечивающий потребности в перевозках различными видами транспорта, влияющий на эффективность  производства и качество жизни населения.5 Транспортный комплекс современного муниципального образования включает в себя внутригородской, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт, а также различные службы и подразделения, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и сервисные службы).

Организация скоординированной  работы этих частей транспортного комплекса  требует управления со стороны органов местного самоуправления.6

Главной проблемой в практике управления транспортным комплексом в  муниципальных образованиях Российской Федерации на сегодня остается проблема недофинансирования необходимых элементов  этой системы, обеспечивающих возможности  функционирования и воспроизводства  всего транспортного комплекса.

 

 


4 Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов/А.В. Пикулькин.– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2008.- с.384

5      Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования / А.А. Новик // Транспортное право. – 2005. – №1.

6   Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. – М.: КНОРУС, 2009.- с. 22.

Основными видами муниципального транспорта в России являются автобусы, трамваи, троллейбусы, микроавтобусы. В отношении этих видов транспорта муниципалитет использует прямые методы регулирования, заключающиеся в  определении оптимального количества транспортных средств, определения  социально значимых и экономически окупаемых маршрутов и т.д. Количество и качество транспортных средств  на территории муниципального образования  являются основными вопросами в  управлении транспортом, наряду с соответствием  количества транспортных средств пропускной способности местной транспортной сети; оптимизацией пассажирских перевозок на территории муниципального образования; совершенствованием системы управления транспортными потоками; организацией системы безопасности дорожного движения и т.д.

Информация о работе Муниципальное имущество