Компетенция представительного органа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в предположении недостаточности научных изысканий в историческом плане аппаратной работы по обеспечению деятельности представительных органов местного самоуправления, отсутствия понятия представительного органа местного самоуправления.
Задачи:
Раскрытие сущности, содержания и понятия местного самоуправления;
Изучить структуру и порядок образования представительного органа местного самоуправления;
Рассмотреть организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления;;
Проанализировать компетенцию представительного органа местного самоуправления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика представительного органа местного самоуправления……………..………………………………………………......6
Сущность понятия и содержание «местного самоуправления»………………………………………………….......6
Структура и порядок образования «представительного органа местного самоуправления» ………………………..………………...11
Глава 2. Организационная деятельность представительного органа местного самоуправления………………………………...................................20
Глава 3. Компетенция представительного органа местного
самоуправления ....................................................................................................28
Заключение ………………………………………………………………….…...32
Список использованных источников и литературы………………………..35

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

2) через выборные и  другие органы местного самоуправления.

 Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.    

  Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

        Изменение границ территорий, в которых осуществляется местного самоуправления, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления самостоятельно: управляют муниципальной  собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают  местные налоги и сборы; осуществляют охрану общественного порядка; решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей  необходимых для их осуществления  материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. СТРУКТУРА  И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ «ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО  ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Представительный орган  местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования9.

Представительным органом  местного самоуправления в городе является городская дума. Городская дума действует на основе Устава города, представляет все население города и осуществляет народовластие на территории муниципального образования. Городская дума состоит из определенного количества депутатов, избираемых на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Председатель городской  думы и заместитель председателя городской думы избираются на первом заседании из числа депутатов. Представительный орган местного самоуправления имеет  собственную структуру.

Под структурой органа местного самоуправления следует понимать внутреннее построение представительных и исполнительных органов местного самоуправления и  его составляющих элементов.

Структурные звенья представительного  органа местного самоуправления:

1. Руководящие органы  и должностные лица, избираются  на первом заседании из числа  депутатов при тайном голосовании,  являются выборными должностными  лицами органа местного самоуправления. Председатель городской думы  при исполнении своих функциональных полномочий выполняет внешние и внутренние функции. Заместитель председателя – в его отсутствие.

2. Функционально-отраслевые  подразделения, формируются из  числа депутатов городской думы. Например: мандатные комиссии по  бюджету, политике и т.д. выполняют  вспомогательные функции как совещательных, консультативных, контролирующих и рекомендательных органов.

3. Территориальные органы  думы, объединяющие депутатов на  добровольной основе по осуществлению  своих полномочий в избирательных  округах.

4. Рабочие звенья представительной власти местного самоуправления, образуются для выполнения организационно-технических функций, обеспечивающих беспрерывный характер работы представительных органов на заседаниях10.

В структуру представительного  органа местного самоуправления кроме этого может входить глава города – выборное должностное лицо; исполнительные органы – администрация города с входящими в ее структуру районами и поселковыми администрациями.

Правотворческая функция  деятельности органа местного самоуправления реализуется посредством заседаний или сессий11.

Наиболее популярной и распространенной организационно-правовой формой представительных органов местного самоуправления является сессия.    

Сессия – одно или  несколько последовательных заседаний  представительного органа местного самоуправления с общей повесткой дня. На практике известны следующие виды заседаний: очередные сессии, которые проводятся в установленные регламентом сроки; внеочередные по мере необходимости. Сессии представительного органа могут быть открытыми, закрытыми, выездными12.

Стадии проведения заседаний:

- подготовительная работа  к заседаниям;

- установление вопросов, выносимых на обсуждение;

- информирование депутатов,  населения о предстоящем заседании;

- проведение организационно-технических  мероприятий по подготовке к заседанию.

Случаи, при которых  представительные органы местного самоуправления могут не создаваться:

- в закрытых административно-территориальных  образованиях;

- в небольших по  численности населения поселениях, где полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться собраниями граждан.

Представительный орган  муниципального образования обладает правами юридического лица. В его  исключительной компетенции находятся:

  • Принятие устава муниципального образования и внесение 
    в него изменений и дополнений;
  • Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ;
  • Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • Определение порядка управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;
  • Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • Контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований  определяются федеральными законами и  принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований13.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение данного органа только по инициативе или при наличии заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом  муниципального образования, направляется для подписания и обнародования его главе, который имеет право отклонить этот акт. В случае отклонения принятого акта главой этот акт в течение десяти дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если при повторном  рассмотрении представительным органом  отклоненный акт будет одобрен  в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Согласно уставу организацию  деятельности представительного органа осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если он является главой местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение  деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение их деятельности.

Полномочия представительного  органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно14.      

Это может произойти  по следующим основаниям.  В случае, если соответствующий суд установит, что представительный орган муниципального образования принял нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а он в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

Со дня вступления в силу данного закона полномочия представительного органа прекращаются.

Они могут быть прекращены также в случаях:

1. Принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2. Вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

Досрочное прекращение  полномочий представительного органа муниципального образования влечет за собой досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения  полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем  через три месяца со дня вступления в силу соответствующего решения проводятся досрочные муниципальные выборы.

При досрочном прекращении  полномочий представительного органа муниципального района, сформированного  по первому варианту, представительные органы соответствующих поселений  обязаны в течение одного месяца избрать в его состав других депутатов.

Сроки Полномочий представительных органов местного самоуправления в  соответствии с федеральным законодательством  не могут быть ниже двух и более  пяти лет. При этом установленный  срок нельзя изменять в течение текущего срока.

Наименования Представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований  согласно законам субъектов РФ с  учетом национальных, исторических и  иных местных традиций.

Законодательство субъекта РФ по вопросам местного самоуправления должно предоставлять населению муниципальных образований возможность выбора наименования органа местного самоуправления.

В различных регионах нашей страны представительные органы местного самоуправления имеют самые разнообразные наименования – дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты, земское собрание и т. п.

В отдельных поселениях (обычно в малочисленных) уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может  быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями (сходами) граждан.

Федеральный закон определяет, что полномочия представительных органов  местного самоуправления закрепляются уставами муниципальных образований. Это значит, что они в соответствии с законодательством субъектов РФ могут расширить (но не сузить) полномочия этих органов.

Одно из непременных  условий деятельности выборного  представительного органа состоит  в том, что он принимает решения  в коллегиальном порядке. Смысл коллегиальности – в нахождении наиболее верного решения, которое нередко учитывает разные точки зрения, компромисс между разными группировками избирателей, имеющих своих посланцев в представительном органе.

Коллегиальное решение  предполагает наличие определенного кворума, т. е. установление минимального числа депутатов, без которого решение приниматься не может. Для относительно многочисленного состава представительного органа это обычно простое большинство голосов от избранных (или от общего числа) депутатов; для представительных органов, в которых может быть пять–шесть человек, кворум, как правило, составляет две трети от общего числа.

Информация о работе Компетенция представительного органа местного самоуправления