Компетенция представительного органа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования заключается в предположении недостаточности научных изысканий в историческом плане аппаратной работы по обеспечению деятельности представительных органов местного самоуправления, отсутствия понятия представительного органа местного самоуправления.
Задачи:
Раскрытие сущности, содержания и понятия местного самоуправления;
Изучить структуру и порядок образования представительного органа местного самоуправления;
Рассмотреть организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления;;
Проанализировать компетенцию представительного органа местного самоуправления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика представительного органа местного самоуправления……………..………………………………………………......6
Сущность понятия и содержание «местного самоуправления»………………………………………………….......6
Структура и порядок образования «представительного органа местного самоуправления» ………………………..………………...11
Глава 2. Организационная деятельность представительного органа местного самоуправления………………………………...................................20
Глава 3. Компетенция представительного органа местного
самоуправления ....................................................................................................28
Заключение ………………………………………………………………….…...32
Список использованных источников и литературы………………………..35

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

     

 

                                         Оглавление

                                                                                                                 Стр.

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика представительного органа местного самоуправления……………..………………………………………………......6

    1. Сущность понятия и содержание «местного самоуправления»………………………………………………….......6
    2. Структура и порядок образования «представительного органа местного самоуправления» ………………………..………………...11

Глава 2. Организационная деятельность представительного органа местного самоуправления………………………………...................................20

Глава 3. Компетенция  представительного органа местного

самоуправления ....................................................................................................28

Заключение ………………………………………………………………….…...32

Список использованных источников и литературы………………………..35

    

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Муниципальное право – одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере – сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

Местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан  для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого члена общества и населения муниципального образования в целом.

Муниципальное право  занимает особое место в системе  российского права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и широкой  сферой регулирования, где проявляется его роль и значение.

В системе органов, формируемых  в муниципальном управлении, ведущая  роль принадлежит представительным органам местного самоуправления.

Представительные и  иные органы местного самоуправлении определяется огромной ролью представительных органов в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства.

Органы местного самоуправления всегда в той или иной степени  рассматривались авторами при анализе организационных и правовых проблем местного самоуправления в Российской Федерации. Это труды ученых, которые активно работали и работают над проблемами совершенствования конституционного права, совершенствования и развития местного самоуправления: С.А.Авакьяна, С.С.Алексеева, А.П.Алехина, Н.С.Бондаря, В.И.Васильева, Л.А.Велихова, И.В.Выдрина, В.Д.Горобца, Н.А.Игнатюк, Ю.М.Козлова, А.Н.Кокотова, А.Н.Костюкова, М.А.Краснова, О.Е.Кутафина, А.К.Писарева, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, И.А.Умновой, В.И.Фадеева, В.Е.Чиркина.

Нормативную правовую базу исследования составляют конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 года, конституции и уставы субъектов Российской Федерации), федеральные законы (в том числе. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ, Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ

Тема исследования: Представительный орган местного самоуправления.

Цель исследования: изучение представительного органа местного самоуправления.

Объектом исследования является местное самоуправление.

Предметом исследования являются представительный орган.

Гипотеза исследования заключается в предположении недостаточности научных изысканий в историческом плане аппаратной работы по обеспечению деятельности представительных органов местного самоуправления, отсутствия понятия представительного органа местного самоуправления.

Задачи:

  1. Раскрытие сущности, содержания и понятия местного самоуправления;
  2. Изучить структуру и порядок образования представительного органа местного самоуправления;
  3. Рассмотреть организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления;;
  4. Проанализировать компетенцию представительного органа местного самоуправления.

Методологическая  базой исследования является совокупность различных методологических приемов и средств познания. Общей методологической

 

 

основой явились научные  методы — общие, частные, специальные: диалектико-материалистический, комплексный, историко-правовой, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, метод анализа документов, метод  социального анализа и другие.

Диалектический, исторический, социологический методы позволили  показать место представительной власти, представительных органов власти, представительной системы общества. Применение названных и других методов позволило исследовать рассматриваемые проблемы во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности.

Теоретическую и эмпирическую базу исследования составили труды российских (досоветских, советских и современных) и зарубежных ученых в различных сферах научных знаний: теории и истории государства и права, государственного (конституционного) права, административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ

 «МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ»

 

Необходимо отметить, что как в нашей стране, так и за рубежом, трудно сегодня найти какое-либо универсальное определение понятия местного (муниципального) самоуправления. Так, в законе бывшего Союза ССР “Об общих начётах местного самоуправления и местного хозяйства”, принятого в 1990 году, была дана следующая формулировка: Местное (территориальное) самоуправление - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно - территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы1.

Российский закон о  местном самоуправлении 1991 года практически  многие положения союзного закона повторил, однако, кое-что изменил в определении понятия местного самоуправления в РФ: Местное (территориальное) самоуправление в РФ - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций и законов республик в составе РФ2. В этом определении (в отличие от предыдущего), во-первых, местное самоуправление понимается не как самоорганизация граждан, а как система организации деятельности граждан. Во - вторых, в словосочетании всех вопросов местного значения исключено слово всех. Что касается указания в определении лишь на республики в составе РФ, то в то время еще не подписан был Федеративный договор, который значительно расширил субъектный состав РФ.

В ФЗ № 154 от 12 августа 1995 года определение понятия местного самоуправления сформулировано следующим  образом: Местное самоуправление в  РФ - признаваемая и гарантированная  Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного с самоуправления вопросов местного значения. исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций3.

Особенностью данного определения является то, что в нем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Местное самоуправление в Российской Федерации – это  признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Функции местного самоуправления:

  1. обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;
  2. обеспечивает социально-экономическое развитие территории;
  3. управление муниципальной собственностью;
  4. обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;
  5. осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;
  6. обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования4.

Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В рамках этих принципов  осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций. Принципы делятся на общие и специальные5.

Общие:

  1. верховенство Конституции РФ, федеральных законов;
  2. самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
  3. наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;
  4. соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  5. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  6. соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  7. законность в организации деятельности местного самоуправления;
  8. гласность деятельности местного самоуправления;
  9. коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
  10. государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

Специальные:

  1. принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;
  2. принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления6.

Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных  представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»7.

Организация местного самоуправления в РФ регулируется в настоящее  время ФЗ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», закон 2003 года вступает в силу с 1 января 2006 года, в связи с этим до его вступления в силу действуют положения закона 1995 года, не противоречащие закону 2003 года. В связи с этим целесообразно рассмотреть организацию местного самоуправления согласно закону 2003 года8.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем:

1) прямого волеизъявления: местный референдум; муниципальные  выборы; голосование по отзыву  депутата, члена выборного органа  местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; другие формы;

Информация о работе Компетенция представительного органа местного самоуправления