Забастовка как способ решения коллективного трудового спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие законодательства о забастовках в странах Запада и России: от запрета до конституционного закрепления. Законодательство о забастовках формировалось в тесной взаимосвязи с законодательством о коалициях. На протяжении многих веков был пройден путь от категорического их запрета и квалификации как преступлений до легализации, вначале через признание свободы работников на объединение, а затем и провозглашение этого права на уровне конституций.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………...….3
Глава 1. История становления забастовки как института трудового права в системе российского права.
1.1 Первое упоминание о забастовке………………………………………….4
1.2 История становления законодательства о проведении забастовок……………………………………………………………………….6
Глава 2. Коллективные трудовые споры.
2.1 Понятие коллективных трудовых споров……………………………….12
2.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров …...………14
Глава 3. Забастовка как способ решения коллективных трудовых споров.
3.1 Понятие забастовки…………………………………………………….…17
3.2 Реализация права на забастовку, права и обязанности сторон………...18
3.3 Порядок объявления забастовки………………………………………....22
3.4 Орган, возглавляющий забастовку……………………………………....24
3.5 Правовые последствия признание забастовки незаконной…………….25
Заключение……………………………………………………………..….29
Список используемых источников……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

забастовка.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Орган, возглавляющий забастовку.

 

Возглавляет забастовку орган, избранный общим собранием (конференцией) при объявлении забастовки, или соответствующий  орган профсоюза.

Орган, возглавляющий  забастовку, начинает действовать с  момента его избрания.

Он имеет  право созывать собрания работников, приглашать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, получать от работодателя необходимую информацию, связанную с интересами работников.

Данный орган  может в любое время приостановить  забастовку и вновь возобновить  ее, предупредив о возобновлении работодателя и службу по урегулированию коллективных трудовых споров не позднее чем за три рабочих дня.

Орган, возглавляющий  забастовку, прекращает свою деятельность с окончания забастовки по достижении соглашения спорящих сторон или с  признанием судом забастовки незаконной.

Вместе с  тем закон не ограничивает выбора работников. Если по каким-либо причинам работники, участвующие в забастовке, решат избрать иной орган для  возглавления забастовки, он будет  пользоваться всеми правами, предусмотренными законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Правовые последствия признания забастовки не действительной.

 

Как отмечено, для наступления  ответственности за проведение незаконной забастовки необходимо, чтобы забастовка была признана таковой. Это происходит если:

она была объявлена без  учета указанных в Законе сроков, процедур и требований;

создает реальную угрозу основам конституционного строя  и здоровью других лиц17. (Как и в случаях коллективных споров служащих в Вооруженных Силах, органах внутренних дел и т.п., решение по спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.)

Кроме того, право на забастовку может быть ограничено Законом "О  чрезвычайном положении".18

Запланированная забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена в случаях создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. В этом случае суд вправе отложить не начавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. Также в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Действующее законодательство ограничивает круг лиц, имеющих право на участие в забастовках. Так, например, государственный служащий, в том числе и сотрудник налоговых органов, не вправе принимать участие в забастовках19.

Являются незаконными  забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение по коллективному трудовому спору этих работников в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

Решение о признании  забастовки незаконной принимается  Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов  Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению  работодателя или прокурора.

Решение суда доводится  до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который  обязан немедленно проинформировать о  нем участников забастовки.

Решение суда о признании  забастовки незаконной, вступившее в  законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Федеральный закон "О  порядке разрешения коллективных трудовых споров" предусматривает гарантии работникам в связи с проведением забастовки.

Так, участие работника  в забастовке не может рассматриваться  в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового  договора, за исключением случаев  участия в забастовке, признанной незаконной.

На время забастовки за участвующими в ней работниками  сохраняются место работы и должность.

Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в  забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного  трудового спора, могут быть предусмотрены  компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке20.

Работникам, не участвующим  в забастовке, но в связи с ней  не имевшим возможности выполнять  свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке  и размерах, предусмотренных законодательством  о труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного  трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем предусмотренный законодательством о труде, порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается  увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства (локаут)21.

В любом случае при  проведении забастовки следует учитывать, что эта мера предусмотрена как  средство воздействия при разрешении трудовых споров22. Если же требования, выдвигаемые организаторами забастовки, носят исключительно политический характер, то прекращение работы является нарушением трудовой дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Совершенно  очевидно, что формирование качественно  новой модели регулирования отношений  в сфере наемного труда, а также  определение направлений дальнейшего  развития трудового права и трудового  законодательства немыслимо без  обращения к истории развития правового регулирования труда.

Процесс глобализации и расширения международного сотрудничества России обусловливает необходимость  более пристального исследования зарубежного  и международного трудового права  с целью приближения российского  законодательства к международным стандартам в сфере труда.

Забастовку  нужно считать крайностью, но и  необходимым инструментом для разрешения кризисных ситуаций. При этом важны  третейские суды и палаты посредников. Особую важность приобретает недопущение  стачек посредством разрешения конфликтов на предварительных этапах. Но в случае начала стачки она должна быть обдуманной, с реальными требованиями. Участие в ее организации профсоюзов желательно, так как они придают ей осмысленность и могут создать забастовочный фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

 

Нормативно  – правовые акты.

 

 

  1. Конституция РФ.М:от 12.12.1993г.// Российская газета №7 от 21.01.2009.
  2. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119, п. 11 ст11 от31 июля 1995г
  3. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.)
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.)
  5. Закон РФ "О чрезвычайном положении" № 1253-1, Ст. 22 от 17 мая 1991 г. // "Ведомости СНД и ВС РСФСР" 30 мая 1991 г., № 22, Ст. 773
  6. Трудовой кодекс РФ.М.: "Деловой мир",2008г
  7. СЗ СССР. 1929. № 7. Ст. 63.
  8. "Перечень подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, которым предоставлены полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению", утвержденный Постановлением Министерства труда РФ  № 17 от 17 декабря 1996 г.
  9. Письмо Министерства труда РФ  № 149-КВ от 23 января 1996 г.
  10. Письмо Госналогслужбы РФ № ВК-6-18/106 от 5 февраля 1997 г.

 

 

 

 

 

Книги.

 

  1. Баглай М. В. Законодательство США в борьбе с забастовочным движением.М: ИНФРА-М,1997г.
  2. Догадов В. М. Правовое регулирование труда при капитализме. М.: Госюриздат, 1959. С. 78–107
  3. Жернигон Б., Одеро А., Гуидо Г. Принципы МОТ в отношении права на забастовку / МБТ. Женева,2001.
  4. Исаев А. А. Забастовка. СПб., 1906. С. 4, 14–20.
  5. Киселев И. Я. Трудовые конфликты в капиталистическом обществе: социально-правовые аспекты. М.: Наука, 1978. С.63 -78.
  6. Киселев И. Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. М.: ИНИОН, 1992. С. 79–89.
  7. КиселевИ.Я.Сравнительное и международное трудовое право.М.:Дело, 1999. С. 255–263.
  8. Киселев И. Я Сравнительное трудовое право. М.: Велби, 2005. С. 285–294.
  9. Киселев И. Я Трудовое право России и зарубежных стран. М.:ЭКСМО, 2005. С. 430 - 438.
  10. Лушникова М.В.,Лушников А.М. Курс трудового права. В 2 т. Т. 2. М.: Проспект, 2004. С. 4–46.
  11. СивачевН.В.Правовое регулирование трудовых отношений в США.М.: Юридическая литература, 1972. С. 48 – 63.
  12. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: Велби, 2002, с. 262.
  13. Труд, право, идеология / под ред. С. Л. Зивса. М.: Наука, 1982. С.47–63.

 

 

 

Статьи.

 

28. Адреева Л. Первое  упоминание о забастовке “Экономика  и время”,   № 8, 2008 – С.14.

  1. 29. Киселев И. Я. Неоконсерваторы против рабочего класса.//Право. М., 1988.С. 27 – 34

25. Полянский Н. Н.  Забастовки в государственных и общественных предприятиях // Право. 1905. № 42. С. 3454–3461

  1. Полянский Н. Н. Ограничение свободы коалиции в Англии // Право. 1906. № 24. С. 2107–2116; № 25. С. 2218–2225
  2. Полянский Н. Н. Проблемы свободы коалиции во Франции // Право. 1905. № 47. С. 3782–3787
  3. Полянский Н. Н. Право стачек // Сборник прогрессивного слова. СПб., 1910. С. 1–41
  4. Усенин В. И. Социальное партнерство или классовая борьба?//Право. М., 1968. С. 209–226
  5. "Экономический словарь".Под ред.А.И.Архипова,ТК "Велби"// "Проспект",2004 г

 

 

 

1Адреева Л. Первое упоминание о забастовке “Экономика и время”, № 8, 2008 – С.14

2 СЗ СССР. 1929. № 7. Ст. 63.

3 Исаев А. А. Забастовка. СПб., 1906. С. 4, 14–20.

 

4 Полянский Н. Н. 1) Забастовки в государственных и общественных предприятиях // Право. 1905. № 42. С. 3454–3461; 2) Ограничение свободы коалиции в Англии // Право. 1906. № 24. С. 2107–2116; № 25. С. 2218–2225

 

5 Полянский Н. Н. Проблемы свободы коалиции во Франции // Право. 1905. № 47. С. 3782–3787

 

6 Полянский Н. Н. Право стачек // Сборник прогрессивного слова. СПб., 1910. С. 1–41.

 

7 Баглай М. В. Законодательство США в борьбе с забастовочным движением; Догадов В. М. Правовое регулирование труда при капитализме. М., 1959. С. 78–107; Киселев И. Я. 1) Неоконсерваторы против рабочего класса. М., 1988; 2) Трудовые конфликты в капиталистическом обществе: социально-правовые аспекты. М., 1978; Сивачев Н. В. Правовое регулирование трудовых отношений в США. М., 1972; Труд, право, идеология / под ред. С. Л. Зивса. М., 1982. С. 47–63; Усенин В. И. Социальное партнерство или классовая борьба? М., 1968. С. 209–226 и др.

 

8Киселев И. Я. 1) Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. М., 1992. С. 79–89; 2) Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999. С. 255–263; 3) Сравнительное трудовое право. М., 2005. С. 285–294; 4) Трудовое право России и зарубежных стран. М., 2005. С. 430–438; и др.

 

9Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс трудового права. В 2 т. Т. 2. М., 2004. С. 4–46.

 

10 Жернигон Б., Одеро А., Гуидо Г. Принципы МОТ в отношении права на забастовку / МБТ. Женева,

2001.

 

11 Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ООО»ТК Велби», 2002, с. 262

 

12 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4557; от 12 ноября 2001 г., N 46, ст. 4307; от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 2

 

13 ст. 14  ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) //СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 148; от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093; от 29 июля 2002 г., N 30, ст.ст.  3029,3033

 

14 Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ООО»ТК Велби», 2002, с. 289

 

15 "Экономический словарь".Под ред.А.И.Архипова,ТК "Велби", издательство "Проспект",2004 г

 

16 "Перечень подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, которым предоставлены полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению", утвержденный Постановлением Министерства труда РФ  № 17 от 17 декабря 1996 г.

 

17Ст. 17 Закона.

 

18 Ст. 22 Закона РФ "О чрезвычайном положении" № 1253-1 от 17 мая 1991 г. // "Ведомости СНД и ВС РСФСР" 30 мая 1991 г., № 22, Ст. 773

 

19 П. 11 ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. и письмо Госналогслужбы РФ № ВК-6-18/106 от 5 февраля 1997 г.

 

20 П. 4 ст. 18 Закона и Письмо Министерства труда РФ  № 149-КВ от 23 января 1996 г.

Информация о работе Забастовка как способ решения коллективного трудового спора