Забастовка как способ решения коллективного трудового спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие законодательства о забастовках в странах Запада и России: от запрета до конституционного закрепления. Законодательство о забастовках формировалось в тесной взаимосвязи с законодательством о коалициях. На протяжении многих веков был пройден путь от категорического их запрета и квалификации как преступлений до легализации, вначале через признание свободы работников на объединение, а затем и провозглашение этого права на уровне конституций.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………...….3
Глава 1. История становления забастовки как института трудового права в системе российского права.
1.1 Первое упоминание о забастовке………………………………………….4
1.2 История становления законодательства о проведении забастовок……………………………………………………………………….6
Глава 2. Коллективные трудовые споры.
2.1 Понятие коллективных трудовых споров……………………………….12
2.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров …...………14
Глава 3. Забастовка как способ решения коллективных трудовых споров.
3.1 Понятие забастовки…………………………………………………….…17
3.2 Реализация права на забастовку, права и обязанности сторон………...18
3.3 Порядок объявления забастовки………………………………………....22
3.4 Орган, возглавляющий забастовку……………………………………....24
3.5 Правовые последствия признание забастовки незаконной…………….25
Заключение……………………………………………………………..….29
Список используемых источников……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

забастовка.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров.

Предметом коллективного трудового спора являются законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников.

Сторонами коллективных трудовых споров являются:

Представители работников — это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

Представители работодателей — руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы. Само название «коллективные трудовые споры указывает, что их спорящим субъектом является трудовой коллектив работников или несколько трудовых коллективов работников.

Представителями работодателей  в таких коллективных трудовых спорах на уровне выше предприятия, организации являются полномочные органы соответствующих объединений работодателей и иные уполномоченные работодателями органы.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников13.

 

 

Профсоюзы, их представители выступают в коллективных спорах со стороны работников. Закон о профсоюзах в ст. 3 предусмотрел понятие терминов: первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюзов, профсоюзный орган и профсоюзный представитель.

Виды коллективных трудовых споров различаются по характеру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.

По характеру спора различают:

— споры работников с  работодателями или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;

— споры работников с  работодателями (или их представителями) по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:

— спор из правоотношения трудового коллектива работников предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

— спор из правоотношения профкома предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

— споры широкой сферы  из правоотношений социальных партнеров  выше уровня предприятия, учреждения, организации. Поскольку согласно ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» таких уровней соглашений выше предприятия, организации может быть четыре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предприятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли и территории.

Как видно из указанных  видов, все коллективные споры — это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. И спорящими сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном уровне14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Забастовка  как способ решения коллективных трудовых споров.

 

3.1 Понятие забастовки.

Забастовка - коллективное прекращение работы наемными работниками с целью добиться от работодателей выполнения экономических или политических требований. Прекращение работы не разрывает договора о найме между наемными работниками и работодателями. Существуют разные формы забастовок: полное прекращение работ; замедление работ ("расслабление"); переменяющиеся забастовки, при которых работники одного предприятия или группы предприятий бастуют по очереди, по заранее составленному графику; прекращение работы без ухода с предприятия; работа без усердия (рабочие притормаживают темпы работы); закрытие предприятия самими работодателями с целью предъявления требований к рабочим (локауты). Высшей формой забастовкой является всеобщая политическая стачка. Право на забастовку закреплено в Конституции РФ и осуществляется в рамках регулирующего его законодательства.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Реализация права на забастовку.

 

Процедура проведения забастовки регламентирована Законом в главе 3, полностью посвященной этому вопросу. Так, в соответствии со ст.13 Закона забастовка может быть проведена в случае, если примирительные процедуры не приведи к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель уклоняется от участия в примирительных процедурах, либо не выполняет соглашения, достигнутые в ходе разрешения трудового спора.

Предупредительная часовая  забастовка может быть однократно объявлена  после пяти календарных дней работы примирительной комиссии.

Никто не может быть принужден  к участию в забастовке либо к  отказу от участия в забастовке.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Для проведения забастовки необходимо собрать общее собрание (конференцию) работников организации, филиала, представительства или членов профсоюзной организации, объединения профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции).

Это собрание принимает  решение о проведении забастовки, в котором указывается:

перечень разногласий  сторон, являющихся основанием для  объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие  в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее  половины присутствующих на собрании (конференции).

Информация о начале предстоящей забастовки должна быть предоставлена представителями работников работодателю в письменном виде и не позднее, чем за десять календарных дней. О проведении предупредительной забастовки работодатель предупреждается за три рабочих дня.

Информацию о забастовке Службе предоставляет работодатель.

На избираемый общим собранием (конференцией) орган, возглавляющий забастовку (это может быть соответствующий профсоюзный орган), возлагается ответственность за соблюдение всех необходимых требований законодательства, регулирующего проведение забастовки. Такому органу предоставляются следующие полномочия:

созыв собрания (конференции) работников;

получение от работодателя информации по вопросам, затрагивающим  интересы работников;

привлечение специалистов для подготовки заключений по спорным  вопросам;

право приостановить  забастовку (для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом арбитраже — достаточно предупреждения работодателя и Службы по урегулирования коллективных трудовых споров не позднее чем за три рабочих дня).

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового  спора или в случае признания  забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Проведение забастовки не прекращает примирительных процедур по урегулированию коллективного трудового  спора. Более того, стороны обязаны  продолжать разрешение спора путем  проведения примирительных процедур.

Обязанности по обеспечению  в период забастовки общественного  порядка, сохранности имущества  организации, филиала, представительства  и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка  которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возлагается на работодателя, органы исполнительной власти16, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку.

Минимум необходимых  работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, работа которых  связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен при проведении любой забастовки.

Этот минимум определяется соглашением сторон совместно с  органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Обеспечение выполнения минимума необходимых работ возлагается  в конечном итоге на организаторов  забастовки, в силу того, что в  случае его необеспечения забастовка может быть признана незаконной со всеми вытекающими последствиями. В том числе и указанными в ст.22 Закона, предусматривающей ответственность в виде дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины работников, приступивших к проведению забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной, либо об отсрочке или о приостановке забастовки.

Ответственность профсоюзной  организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной, состоит в возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Порядок объявления забастовки.

 

Необходимо  заметить, что забастовка побуждает  работодателя к новому раунду переговоров. Проявление решимости и сплоченности трудящихся является стимулом для дальнейшего урегулирования спора с помощью примирительных процедур.

Порядок объявления забастовки четко урегулирован статьей 410 ТК РФ. Правом на объявление забастовки обладает представительный орган работников, такое решение обязательно должно быть утверждено на собрании (конференции) работников данной организации, где должны присутствовать не менее 2/3 от общего числа работников.

Казалось бы, для крупного предприятия объявление забастовки - дело нереальное, но в законе этот случай учтен, и для него оставлена маленькая лазейка. В той же статье имеется оговорка: "При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки".

Как видно, порядок  объявления забастовки довольно демократичный. Кодекс предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной  забастовки после 5 календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодателя предупреждают в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, должен обеспечить минимум необходимых работ и услуг.

Решение об объявлении забастовки считают принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции) работников.

Как гласит ТК РФ, существует порядок принятия решения  об объявлении забастовки в организации  и вне организации. Решение об объявлении забастовки в организации, филиале, представительстве, структурном подразделении принимают на собрании (конференции) работников данного учреждения. Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимает профсоюз (объединение профсоюзов), и затем оно должно быть утверждено на собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности.

Из этого  следует, что забастовку можно провести только в тех организациях, работники  которых постановили утвердить  решение о ее объявлении (с обязательным указанием всех важных моментов, в частности предполагаемой продолжительности акции).

Порядок установления минимума необходимых работ также урегулирован. Такой перечень для каждой отрасли (подотрасли) экономики разработан соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с общероссийским профсоюзом (если в этой отрасли действует несколько профсоюзов, то со всеми такими организациями). Порядок утверждения минимума установлен отдельным актом Правительства РФ.

Информация о работе Забастовка как способ решения коллективного трудового спора