Коллективный трудовой спор и порядок их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Очень большое количество людей в наше время слышит фразу «Вы уволены». Никто из нас не застрахован от того, что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Мало кто располагает полными сведениями о своих правах, умеет их отстаивать. В основном люди полагаются на юристов. Однако в обществе, имеющем свои законы, которые люди сами создают, неведение этих законов может привести к серьёзным проблемам. Ведь часто гражданам приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Необходимо искать пути для того, чтобы защитить себя от ситуации и отстоять свои права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………. 3
Глава 1. Коллективный трудовой спор…………………………………………….4
1.1 Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах…………………………………………………………………………..…….4
1.2 Понятие коллективных трудовых спорах. Предмет, стороны и виды…........5
Глава 2. Порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров……..9
2.1 Порядок разрешения коллективных трудовых споров……………………….9
2.2 Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров………14
2.3 Исполнение решений по коллективным трудовым спорам………...………19
Заключение……………………………………………………...…………………..20
Список использованных источников……………………………………...………22

Файлы: 1 файл

Коллективный трудовой спор, Козлов И.И..doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

 

                                                                   

 

Кафедра ИДО №73 "Государственно и

 гражданско-правовые дисциплины"

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Студента  2 курса Бн11Ю011 отделения

Козлов И.И.

 

ТЕМА: Коллективный трудовой спор и порядок их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………….…………………. 3

Глава 1. Коллективный трудовой спор…………………………………………….4

1.1  Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах…………………………………………………………………………..…….4

1.2  Понятие коллективных трудовых спорах. Предмет, стороны и виды…........5

Глава 2. Порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров……..9

2.1  Порядок разрешения коллективных трудовых споров……………………….9

2.2  Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров………14

2.3  Исполнение решений по коллективным трудовым спорам………...………19

Заключение……………………………………………………...…………………..20

Список использованных источников……………………………………...………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очень большое количество людей в наше время слышит фразу «Вы уволены». Никто  из нас не застрахован от того, что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Мало кто располагает полными сведениями о своих правах, умеет их отстаивать. В основном люди полагаются на юристов. Однако в обществе, имеющем свои законы, которые люди сами создают, неведение этих законов может привести к серьёзным проблемам. Ведь часто гражданам приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Необходимо искать пути для того, чтобы защитить себя от ситуации и отстоять свои права. Чтобы при вступлении в трудовые отношения можно было быть уверенным, что знаешь свои права и можешь их отстоять и защитить, постараемся в этой работе раскрыть правовые вопросы о сущности коллективных трудовых споров, рассмотреть их виды, разобрать сущность разрешения проблемы коллективных трудовых споров, которые представляют собой неотъемлемую часть прав каждого человека, вступающего в трудовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Коллективный трудовой спор.

1.1. Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах.

 

        Коллективные  трудовые споры тесно связаны  с историей рабочего движения  за улучшение условий труда  и быта трудящихся. Однако законодательство  нигде в мире вплоть до 50-х  годов ХХ в. не регулировало  порядок разрешение коллективных  трудовых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохранилось главным образом коллективно- договорное их регулирование. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах все большее развитие.

         Международно-правовые  акты по трудовому праву, предусматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных договорах, появились лишь после второй мировой войны:

  • В 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла Конвенцию № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных договоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров.
  • В 1951 г. МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров – Рекомендацию № 92 о добровольном примирении и арбитраже.
  • Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» и ее одноименная Рекомендация № 163 1985 г. Предусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при ведении коллективных переговоров.

    Эти международно-правовые  акты по коллективным трудовым  спорам являются основой для разработки и принятие национального законодательства.

          Конституция  РФ в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48, 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

          В п.4 статье 37 Конституция РФ закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

          Порядок  разрешения коллективных споров  регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл.61 (ст.398 – 418) Трудового кодекса РФ.

           Порядок  разрешения коллективных  трудовых  споров может быть оговорен  в коллективных договорах и  социально – партнерских соглашениях, но с соблюдением норм Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Данный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. Нормы этого Закона распространяются на всех работников, работодателей, на объединения работников и объединения работодателей и их полномочные органы.

           Основные  положения этого Закона теперь  закрепил Трудовой кодекс в ст. 398 – 418 гл.

 

 

 

1.2.Понятие коллективных трудовых споров. Предмет, стороны и виды.

 

Коллективными трудовыми спорами называются разрешаемые юрисдикционными органами неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Это понятие закреплено в ст. 2 Закона РФ о коллективно-трудовых спорах.

Предметом коллективно-трудового спора являются законные интересы и права трудового коллектива или коллективов двух или более организаций, даже когда спорящей организацией является профсоюз, поскольку он осуществляет защитную функцию по социальной защите трудящихся. Например, разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, по вопросам состояния охраны труда и техники безопасности в организации.

При споре трудового коллектива другой спорящей стороной может быть не только работодатель, его администрация, но и отраслевой вышестоящий орган управления, поскольку самоуправление трудового коллектива, осуществление его полномочий может ущемляться этим отраслевым органом.

В трудовом же споре профкома другой спорящей стороной является работодатель, его администрация организации как субъект правоотношения с профкомом.

Профком может быть и представителем интересов трудового коллектива по его уполномочию. Следовательно, профком в коллективно-трудовых спорах может выступать в двух ролях:

а) как субъект спора профкома с работодателем, его администрацией;

б) как представитель интересов трудового коллектива в его споре с работодателем, его администрацией или вышестоящим органом отраслевого управления. Если же спор возникает между СТК и администрацией, то он решается общим собранием трудового коллектива.

На более высоком уровне, чем организация, сторонами коллективного трудового спора также являются работники и работодатели согласно понятию этих споров. И они, как правило, выступают уже в лице своих представителей.

Представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им. Например, собрание работников может уполномочить представлять их в трудовом споре Совет трудового коллектива. Таким образом, профком и вышестоящие органы профсоюзов (их объединений) уставами профсоюзов уполномочены представлять работников, в том числе и в коллективном трудовом споре. СТК же для такого представительства в споре должен быть уполномочен на это общим собранием (конференцией) работников.

Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные уставом данной организации или иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы.

Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения работодателем его решения об отклонении всех или части требований работников (или несообщения в письменной форме в течение трёх рабочих дней со дня получения требований решения работодателя представителю работников), а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже.

Коллективные трудовые споры по характеру спора делятся на два вида:

  1. о применении трудового законодательства, выполнении       коллективных договоров и соглашений при осуществлении полномочий трудового коллектива или соответствующего профсоюза;
  2. об установлении новых или изменении соответствующих социально-экономических условий труда и быта работников в коллективных договорах, локальных и других социально-партнёрских соглашениях.

Например, к первому виду относятся споры по вопросам изменения организационной структуры предприятия, применения мер морального и материального поощрения за успехи в труде и т.п. Ко второму виду относятся споры по вопросам введения новых льгот для отдельных категорий работников, новых положений о премировании, новых условий коллективного договора нормативного характера и т.п.

По уровню социально-партнёрских правоотношений, из которых они возникают, все коллективные трудовые споры можно классифицировать на шесть следующих видов:

  1. Споры на уровне трудового коллектива организации, филиала, представительства.
  2. Споры при коллективных переговорах на федеральном уровне по социально трудовым отношениям.
  3. Споры при коллективных переговорах на отраслевом уровне по заключению отраслевого тарифного соглашения.
  4. Споры на региональном уровне субъектов Российской Федерации по социально-трудовым отношениям.
  5. Споры на профессиональном уровне по социально-трудовым отношениям. Этот вид коллективного трудового спора может совпадать с видом отраслевого уровня, а отраслевой уровень может быть как общероссийской отрасли, так и региональной — субъекта Российской Федерации.
  6. Споры на территориальном уровне. В широком смысле слова все уровни споров идут по определённым территориям (Федерация, её субъект и т.д.). Но территориальный уровень может быть ограничен, например, городом, районом. Это могут быть отдельные территории страны. Например, районы Крайнего Севера.

В этих шести видах возможных коллективных трудовых спорах спорящими сторонами являются работники и работодатели, но конкретные их представители на каждом из указанных уровней различны.

Споры, возникающие между соответствующими социальными партнёрами при проведении коллективных переговоров о заключении соглашений, являются спорами об установлении новых условий труда, а споры о выполнении принятых соглашений — это споры о применении трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений.

 

 Глава 2. Порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров.

 2.1. Порядок разрешения коллективных трудовых споров

 

        Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника;
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создаётся самими сторонами из равного числа их представителей на равноправной основе. Она должна быть сформирована в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформлена приказом работодателя и решением представителя работников. Работодатель не вправе уклоняться от её создания и участия в её работе и обязан создать необходимые условия для её работы.

Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о её создании.

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон. Комиссия для разрешения спора может в течение пяти дней заседать не один раз, поскольку может возникнуть необходимость консультироваться с трудовым коллективом, администрацией, местным органом власти, вышестоящими хозяйственными, профсоюзными и иными заинтересованными органами. Комиссия обязана использовать все имеющиеся в её распоряжении возможности для урегулирования, возникшего коллективного трудового спора.

Если в примирительной комиссии стороны не пришли к согласию, то они продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже, как они об этом договорятся. Если по данному вопросу они не пришли к согласию, то должны приступить к созданию трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника — это второй этап мирных процедур. Для этого по соглашению сторон приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто Службы) или независимо от неё. А если в течение трёх рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не придут к соглашению о кандидатуре посредника, то он назначается Службой. Посредник определяет порядок рассмотрения коллективного трудового спора с его участием по соглашению со спорящими сторонами. Посредник — это нейтральный третий орган по отношению к спорящим сторонам, он призван помочь им достичь соглашения. Он должен рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Это рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия — составлением протокола разногласий.

Информация о работе Коллективный трудовой спор и порядок их разрешения