Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение трудовых споров, изучение причин их возникновения.
Задачи данной работы представлены следующим образом:
1)раскрыть понятие трудового спора;
2)изучить виды и классификации трудовых споров;
3)рассмотреть законодательное закрепление трудовых правоотношений, трудовых споров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ……………………………………..5
Конфликт как источник трудового спора..……………………….…………5
Классификация трудовых споров………………………………………...….7
Причины и обстоятельства трудовых споров……………………………...10
ГЛАВА 2 ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…………………………………………13
2.1 Коллективные трудовые споры………………………………………………..13
2.2 Индивидуальные трудовые споры………………………………………….…15
ГЛАВА 3 ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…….…………………………………….18
3.1 Трудовые правоотношения и их дисбаланс…………………………………..18
3.2 Способы и формы защиты трудовых прав……………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

люда окончательно.docx

— 57.43 Кб (Скачать файл)

-споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

-споры из правоотношений  профкома с нанимателем по  вопросам труда, быта, культуры, к  примеру, трудовые споры о сроках  пересмотра норм выработки; 

-споры из правоотношений  трудового коллектива с нанимателем,  к примеру, при выборах и  утверждении хозяйственных руководителей  и др.;

-споры из социально-партнерских  правоотношений. При возникновении  трудового спора, важно правильно  его классифицировать, что поможет  определить его подведомственность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный  спор, о применении трудового  законодательства или же об  установлении новых условии труда,  изменении существующих, а также  из какого правоотношения возник  трудовой спор[13, 178].

При заключении, изменении  или прекращении коллективных договоров  и соглашений, а также в процессе их применения нередко возникают  разногласия между работниками  и нанимателями. Социологические  исследования показывают, что причины  этих противоречий носят социально-экономический  характер и чаще всего связаны  с задержкой выплаты заработной платы, повышением интенсификации труда, остановкой производства, массовым увольнением  работников и другими нарушениями  трудовых прав и интересов трудящихся. При возникновении разногласий  работники обычно обращаются в Профсоюз и пытаются разрешить их путем  переговоров с правомочными на то должностными лицами[13, с. 179].

Согласно формулировке, данной ТК, коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений [2, ст. 337].

Стороны коллективного трудового  спора – наниматель (объединения  нанимателей) и работники в лице их представительских органов [2, ст.338].

Как правило, ими выступает  профсоюз (профсоюзы) или иной орган, представляющий интересы работников не членов профсоюзов.

Если интересы работников, работающих у нанимателя, представляют несколько профсоюзов, стороной спора  может быть:

-каждый из профсоюзов  от имени объединенных в них  работников;

профсоюз, объединяющий большинство  работников, которому это право добровольно  предоставлено остальными профсоюзами;

-совместный орган, созданный  этими профсоюзами на добровольных  началах. 

В случае, если у нанимателя работает более 50 процентов работников - не членов профсоюза, от имени этих работников стороной спора может быть орган, избранный на общем собрании либо конференции большинством голосов от общей численности этих работников [14].

Профсоюзы (объединения профсоюзов) являются, традиционными представителями  работников в трудовых отношениях, в том числе и в трудовых спорах. Деятельность профессиональных союзов регулируется Законом Республики Беларусь “О профессиональных союзах”. “…Профессиональные союзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав. С этой целью профессиональные союзы могут иметь службы правовой помощи и другие необходимые органы, компетенция которых определяется уставами профессиональных союзов и актами законодательства Республики Беларусь…” [3].

    1. Причины и обстоятельства трудовых споров

 

 

Причинами трудовых споров являются негативные факторы, вызывающие различную оценку спорящими сторонами  осуществления субъективного трудового  права или исполнения трудовой обязанности.

Причинами, по которым возможны трудовые споры могут быть как  виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты, так и негативные действия со стороны трудового коллектива или конкретного работника. Частными причинами индивидуальных трудовых споров являются стремления работников оспорить правомерные действия нанимателя или желание установления новых  условий труда без должного на то основания.

Возникновение трудовых споров может происходить по причине  субъективных факторов, к которым  относятся:

1) проявление со стороны  нанимателя бюрократизма, преследование  за критику, консерватизм, пренебрежительное  отношение к правам и законным  интересам работников. Со стороны работников может проявляться негативное отношение к трудовым обязанностям в виде прогулов, пьянства на работе, некачественном выполнении производственных заданий и т. П., что вынуждает нанимателя накладывать такому работнику взыскания, которые он начинает оспаривать;

2) незнание или плохое  знание трудового законодательства  как нанимателем, так и многими  работниками, иными словами, низкая  правовая культура. Если наниматель  недостаточно знает трудовое  законодательство, то естественно,  что он будет нарушать и  правила, установленные этим законодательством,  такие как порядок заключения  и расторжения трудового договора, перевод на другую работу, создание  необходимых условий труда, изменение  режима работы и т.д [10].

На возникновение трудовых споров влияют кроме причин, также  и условия или обстоятельства спора. По отношению к спорящей стороне  они носят объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного  производства, отрасли или же имеющие  недостатки в самом трудовом законодательстве. Имея характер, связанный с производством  и правовым его регулированием, в  первом случае относятся к организации  производства, а во втором - с принятием  норм права, регулирующих трудовые отношения.

Условия производственного  характера связаны с недостатком  в организации труда, к примеру, нарушение в снабжении материалами, что служит причиной неритмичности  работы, необходимость работы в выходные дни, в ночное время, что вызывает споры по оплате труда. Иногда, из-за плохой организации труда, работники не знают своих должностных обязанностей, а потому их и не выполняют. Отсюда часто могут возникать споры о дисциплинарных взысканиях. Уровень трудовой и производственной дисциплины снижает плохая организация труда и производства, неорганизованный досуг, отсутствие нормальных условий быта, что создает условия для трудовых споров.

Условия трудовых споров могут  носить правовой характер, когда в  законодательстве, регулирующем трудовые отношения, имеются не четкие формулировки в отдельных нормах или пробелы  в законодательстве, позволяющие  по-разному их толковать спорящими  сторонами [10].

К обстоятельствам коллективных трудовых споров можно отнести негативные условия работы конкретного трудового  коллектива: низкий уровень организации  труда и производства, уравниловка  в оплате труда, плохое качество материалов, сырья, машин, с которыми работает трудовой коллектив, и другие негативные факторы, способствующие обострению конфликтных  ситуаций и возникновению трудовых споров.

В настоящее время созданы  службы, оказывающие помощь в разрешении трудовых споров, появляется литература в этой области. Так, в издательстве Право и экономика" издается фундаментальный  труд академика Академии наук Беларуси Бабосова Е.М. "Конфликтология", где рассматриваются проблемы возникновения конфликтов, их причин и пути разрешения в различных областях деятельности человека, в том числе и в области трудовых отношений. Однако вопросы юридического разрешения трудовых споров разработаны недостаточно.

Условием трудового спора, как правило, является предшествующая ему конфликтная ситуация. Разрешение трудовых споров требует хороших  знаний сути дела, из-за которого произошел  конфликт, выяснения его сторон, определение их правового статуса, причин и условий возникновения, обстоятельств разногласий и  их предмета. Как известно, спор возникает  вследствие нарушения или неудовлетворения одной стороны в отношении  другой какого-либо интереса. В этом случае определяется правомерность  предъявляемых претензий и обязательность их удовлетворения.

Условиями трудовых споров правового характера является совокупность недостатков в нормативно-правовых актах, регулирующих трудовые отношения. К ним относятся:

-законодательно не отрегулированные  отношения между работником и  нанимателем в конкретной области  трудовых отношений, что приводит  к нарушению интересов той  или иной стороны; 

-неконкретность формулировок  в нормативно-правовом акте, что  позволяет двояко толковать то  или иное отношение, приводящее  к нарушению прав;

-“моральное” старение  той или иной нормы права,  возникающее по причинам динамики  хозяйственного процесса, вызывающего  к жизни новые формы трудовых  отношений, не урегулированные  правом.

Трудовые конфликты носят  объективный характер и являются важным элементом в трудовом процессе. От того, какой микроклимат у них  существует, во многом зависит количество возникающих трудовых споров и успешность их разрешения.

Примером возникновения  обстоятельств трудовых споров являются:

-плохо организованный  производственный процесс; 

-неэффективная система  оплаты труда, скатывающаяся порой  до обычной уравниловки; 

-несоответствующая стандартам  и техническим условиям технология  выполнения работ и оказания  услуг, некачественное оборудование  и материалы, плохие инструменты  и т.д. 

Все это в совокупности может создавать разного рода недовольства у работников, и в  итоге может сложиться негативная морально-психологическая обстановка в коллективе, обостряющая возникновение  трудовых споров.

Новыми обстоятельствами возникновения трудовых споров, ранее  не существовавшими, является обстановка в целом в государстве. Высокий  уровень инфляции, зарегламентированность экономических отношений в противовес законам хозяйствования в условиях рынка ведет к постоянному обеднению работников, снижению их жизненного уровня, что в свою очередь вызывает потребность в повышении заработной платы, чего часто наниматель не в состоянии осуществить.

На сегодня, можно с  полной уверенностью сказать, что это - одна из основных причин возникновения  трудовых споров между работниками  и нанимателем. В условиях растущей безработицы многие люди готовы терпеть  разного рода неудобства, была бы нормальной и стабильной заработная плата, позволяющая  хотя бы как-то выжить в условиях постоянно  растущих цен на товары и услуги [10].

 

 

ГЛАВА 2 ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

 

 

2.1 Коллективные трудовые  споры

 

 

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления и изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Моментом начала коллективного  трудового спора считается день сообщения решения нанимателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение нанимателем в течение 3 дней со дня подачи требований своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Участники коллективных трудовых споров:

- представители работников - органы профессиональных союзов  и их объединений, уполномоченные  на представительство в соответствии  с их уставами, органы общественной  самодеятельности, образованные на  собрании (конференции) работников  организации, филиала, представительства  и уполномоченные им;

- представители нанимателей  - руководители организаций или  другие полномочные в соответствии  с уставом организации, иными  правовыми актами лица, полномочные органы объединений нанимателей, иные уполномоченные нанимателями органы;

- служба по урегулированию  коллективных трудовых споров - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них [5, с. 97]

Законодатель, учитывая возможную  тяжесть социальных последствий  коллективных споров для общества и  необходимость защиты интересов  трудящихся, переносит акцент в регулировании  коллективных трудовых отношений на недопущение социальной напряженности, на достижение согласия между работниками  и предпринимателями, социальное партнерство  между ними.

Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы работников, касающиеся социально-экономических  условий их труда и быта.

Под социально-экономическими условиями труда и быта, в связи  с установлением или изменением которых могут возникнуть коллективные трудовые споры, понимаются положения:

-организации труда и  повышения эффективности производства;

-нормирования, форм, систем  оплаты труда, иных видов доходов  работников;

-размеров тарифных ставок  и служебных окладов, доплат  и надбавок к ним; 

Информация о работе Трудовые споры