Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение трудовых споров, изучение причин их возникновения.
Задачи данной работы представлены следующим образом:
1)раскрыть понятие трудового спора;
2)изучить виды и классификации трудовых споров;
3)рассмотреть законодательное закрепление трудовых правоотношений, трудовых споров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ……………………………………..5
Конфликт как источник трудового спора..……………………….…………5
Классификация трудовых споров………………………………………...….7
Причины и обстоятельства трудовых споров……………………………...10
ГЛАВА 2 ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…………………………………………13
2.1 Коллективные трудовые споры………………………………………………..13
2.2 Индивидуальные трудовые споры………………………………………….…15
ГЛАВА 3 ГЛАВА 3 ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ…….…………………………………….18
3.1 Трудовые правоотношения и их дисбаланс…………………………………..18
3.2 Способы и формы защиты трудовых прав……………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Файлы: 1 файл

люда окончательно.docx

— 57.43 Кб (Скачать файл)

 

 

Регулирование трудовых и  связанных с ними отношений осуществляется посредством нормативных правовых актов различной юридической  силы: Конституции, Трудового кодекса  Республики Беларусь, законов, принятых Парламентом, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства, заключений Конституционного Суда, постановлений Пленума Верховного Суда, нормативно-правовых актов республиканских органов государственного управления, а также локальных нормативно-правовых актов, которые занимают особое место в трудовом праве [14, с. 4].

Правовой институт трудовых споров представляет собой совокупность процедурных и процессуальных норм трудового права, регулирующих отношения  по рассмотрению и разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров. В  свою очередь этот институт состоит  из двух подинститутов: индивидуальные и коллективные трудовые споры. Правовое регулирование порядка разрешения индивидуальных трудовых споров осуществляется посредством норм, объединённых в гл. 17 ТК.

Субъективные права и  обязанности сторон трудовых правоотношений гарантируются государством и в  необходимых случаях охраняются его принудительной силой. В этих целях государство создает необходимые  экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм, регулирующих трудовые правоотношения.

Трудовое  правоотношение представляет собой  такую форму фактических общественных отношений, которые складываются на основе правовых норм законодательства о труде. В процессе трудовой деятельности работники вступают друг с другом и в  такие трудовые отношения, которые прямо не сводятся к применению труда (профессиональная подготовка, ведение  коллективных переговоров, деятельность профсоюзов, общественного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и др.).

Возникает вопрос о том,  чем же конкретно проявляется  взаимосвязь норм трудового права  и трудовых правоотношений. В нормах трудового права содержатся общие (безличные) юридические права и  обязанности работников – типовые  образцы тех  трудовых общественных отношений, которых работники могут  или должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями. Они  реализуются тогда, когда определенные участники трудового процесса выполняют  требования правовых норм, то есть вступают в трудовые правоотношения.

Предметом спора признается и исполнение коллективного договора, соглашения, в том числе толкование их норм.

Таким образом, для того чтобы  неурегулированные разногласия  между работниками и нанимателями были квалифицированы как спор, необходимо наличие двух указанных признаков.

Существующие разногласия  между сторонами коллективных трудовых отношений могут именоваться  спором только при наличии следующих  условий:

-стороны не смогли  их урегулировать путем коллективных  переговоров (если их проведение  обязательно);

-требования нанимателю  были утверждены на собрании (конференции)  большинством голосов присутствующих  работников (делегатов конференции);

-указанные требования  наниматель отказывается удовлетворить  (полностью или частично).

Спор считается возникшим  с момента получения представительным органом работников сообщения нанимателя об отклонении их требований (полностью  или частично), а равно истечение 10-дневного срока на такое уведомление.

Инициатором спора является коллектив работников в лице его  представительного органа, действующего на основании акта законодательства. Спор разрешается в порядке, определенном гл. 36 ТК

Требования отдельных  работников (группы лиц), в основе которых  лежат нормы коллективного договора, являются индивидуальным трудовым спором и должны рассматриваться в порядке, установленном гл. 17ТК

В случае, если спор возникает в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора, его стороной выступают работники, от имени которых он заключается. При возникновении спора в связи с неисполнением коллективного договора одной из сторон будут признаны работники, на которых распространяется этот договор.

Возможны ситуации, когда  коллективный договор не выполняется  по отношению к работникам одной  бригады или одного из структурных  подразделений организации. Такие  коллективы не вправе выступать стороной спора.

Для того чтобы защитить свои интересы, им надо обратиться в  представительный орган, заключивший  данный коллективный договор. Выдвижение требований к нанимателю производится в соответствии со ст. 379 ТК [11].

Моментом возникновения  спора считается день отказа нанимателя от удовлетворения (полностью или  частично) требований коллектива работников. Нарушение нанимателем установленного 10-дневного срока уведомления представительного  органа работников о своем решении  следует рассматривать как получение  отрицательного ответа.

Наниматель обязан в трехдневный  срок с момента возникновения  спора уведомить Республиканский  трудовой арбитраж о возникшем споре, оформить и направить в его адрес регистрационную карточку спора установленного образца.

Форма регистрационной карточки спора и порядок ее заполнения определены в Инструкции об обязательной регистрации коллективных трудовых споров (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 12.07.2004 № 26, с доп.).

Регистрационная карточка содержит лишь краткую информацию о споре (наименование сторон спора, количество работников, участвующих в нем, предмет  спора, когда и кем утверждены требования, дата принятия решения  примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, Арбитражем). Поэтому  согласно п. 11 Инструкции о регистрации  споров после разрешения спора примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, наниматель в 10-дневный срок обязан направить в Арбитраж соответствующие  материалы, относящиеся к разрешению данного спора.

В юридической литературе последних лет отмечается, что  государство создает реальные правовые гарантии осуществления участниками  трудовых правоотношений их прав и  законных интересов. Достаточный круг прав и обязанностей работников и  нанимателей определен как в  законодательных актах, так и  в уставах, положениях, локальных  нормативных документах. Но отклонений от нормативных положений не становится меньше. Видимо, должны быть конкретизированы и даже усилены меры ответственности  за неисполнение субъективных прав и  обязанностей  участниками правоотношений, правоправное отклонение от определяемого законодательством их содержания. Важную роль в решении этих задач должны выполнять правоведы, исследующие проблемы современного трудового права, и в первую очередь трудовых правоотношений, с учетом и на основе дальнейших разработок представлений о структуре правовых отношений, о их юридической форме и реальном содержании [12, с. 185-209].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В жизни неоднократно гражданам  приходиться сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и  на производстве. Возникает вопрос: «Как защитить себя от ситуации и отстоять свои права?» Мало кто располагает  полными сведениями о своих правах, умеет их отстаивать. В основном люди полагаются на юристов. Однако в  обществе, имеющем свои законы, которые  люди сами создают, неведение этих законов  может привести к серьёзным проблемам. Ведь часто гражданам приходиться  сталкиваться с конфликтными ситуациями не только в жизни, но и на производстве. Необходимо искать пути для того, чтобы  защитить себя от ситуации и отстоять свои права.

Трудовые споры, коллективные и индивидуальные, возникают не только в связи с проблемами производственного, управленческого и социально-экономического, но и правового характера. Здесь  можно выделить законодательно не отрегулированные отношения между работником и  нанимателем в конкретной области  трудовых отношений. Это приводит к  нарушению интересов сторон. Неконкретность формулировок в нормативно-правовом акте приводит к двоякому толкованию того или иного отношения, приводящего  к нарушению прав. “Моральное”  старение той или иной нормы права, возникающее по причинам динамики хозяйственного процесса, вызывает к жизни не урегулированные правом новые формы трудовых отношений.

Так как в настоящее  время большинство коллективных трудовых споров связано с проблемами такого ряда, то дальнейшее совершенствование  трудового законодательства вообще и законодательства о коллективных трудовых спорах в частности, а также  принятие мер социально-экономического характера, связанных с совершенствованием существующей системы оплаты труда  выходит на первый план.

Ликвидация правовой неграмотности, а также плохого знания трудового  законодательства как работниками так и представителями нанимателя является важнейшей составляющей трудовых и экономических отношений.

  В связи с ломкой  старых производственных отношений,  которые сложились в условиях  плановой экономики. В связи  с переходом к рыночной системе  хозяйствования перед обществом  встали проблемы, обусловленные  противоречиями между интересами  нанимателей, выраженных в получении  максимальной прибыли и интересами  работников, заинтересованных в  максимальной оплате своего труда  и получения благ, предусмотренных  трудовым законодательством. Однако  реализация всех этих гарантий  ложится на работодателей дополнительным финансовым бременем, которое они не желают брать на себя.

Как видно из содержания работы, законодатель достаточно детально регламентировал понятие, обстоятельства и процедуры разрешения трудовых споров. Трудовой кодекс Республики Беларусь определяет два органа, которые уполномочены рассматривать трудовые споры. Это комиссия по трудовым спорам и суд.

Чёткая регламентация  решения как коллективных, так  и индивидуальных трудовых споров имеют  огромное значение как для прогресса, так и для защиты прав человека.

В заключение можно отметить, что трудовые споры возникают  либо в результате нарушений трудового  законодательства, либо по незнанию нормативных  актов, регламентирующих трудовые правоотношения.

Чтобы защитить свои права  и предотвратить возникновение  «незаконных» трудовых споров, необходимо знать нормы, регламентирующие трудовые отношения, внимательно изучать договор (контракт) при поступлении на работу. Юридическая осведомлённость поможет грамотно защитить интересы и избавит от двусмысленности конфликтной ситуации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
  2. Трудовой Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 8 июн. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г.: в ред Закона Респ. Беларусь от 5.01.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.
  3. О профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь, 22 апр. 1992 г., № 1605-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.
  4. Важенкова, Т. Н. Трудовое право : курс лекций: В 2 ч. Ч. 2 / Т. Н. Важенкова. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 165 с.
  5. Важенкова, Т. Н. Трудовое право/ Т. Н. Важенкова. - Минск: Амалфея, 2008. - 432 с.
  6. Васильева, Е. В. Трудовые споры // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trudovie-spori.ru/forum/viewtopic.php?p=32. – Дата доступа: 28.09.2013.
  7. Индивидуальные трудовые споры / К. И. Кеник // Отдел кадров. - 2005. - №10 – С 59-60.
  8. Конфликт: понятие, последствия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://besonus.narod.ru/conflict.htm. - Дата доступа: 27.09.2013.
  9. Кучинский, В. А. Современное учение о правовых отношениях / В. А. Кучинский. – Минск: Интегралполиграф, 2008. – 162 с.
  10. Новицкая Причины, обстоятельства, последствия трудовых споров // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/20_PRNiT_2007/Economics/23608.doc.htm. - Дата доступа: 21.09.2013.
  11. Семенков, В. И, Шишков Г. Б. КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / В. И. Семенков, Г. Б. Шишков // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tamby.info/kodeks/tk_kommentarij.htm. - Дата доступа: 02.09.2013.
  12. Семенков, В. И. Трудовое право: Учебник / В. И. Семенков. – Минск: Амалфея, 2002. – 468 с.
  13. Семенков, В. И. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Минск: Амалфея, 2001 - 592с.
  14. Синьков, Б.Б. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений / Б.Б. Синьков. – Минск: МИТСО, 2006.
  15. Словарь юридических терминов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.info/lawyer/2445.html. - Дата доступа: 08.09.2013.

 

 

 


Информация о работе Трудовые споры